Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в промышленности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития товароведения
1.1. Возникновение товароведения
1.2. Этапы развития товароведения
2. Содержательные контуры товароведения как науки
2.1. Сущность товароведения как науки
2.2. Цели и задачи товароведения
2.3. Основные принципы товароведения
3. Методы оценки качества товара в товароведении
3.2. Объективные методы определения показателей качества товара
Также стоит отметить, что в это время члены Вольного экономического общества проводили исследования по товароведению, при этом активно собирая материалы для выявления, описания и применения природных богатств России. Результаты таких аналитических исследований по товароведению пищевых продуктов в форме научных докладов рассматривались в 80-х годах XIX века на заседаниях Московского общества испытателей природы.
Активно велась работа по накоплению и обсуждению знаний по товароведению, с каждым годом их число непрерывно возрастало, что говорило лишь о росте и популярности такой науки, как товароведение и, конечно же, практической значимости товароведных знаний.
В середине XIX века издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, работа А. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», в которой были изложены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.
В 1856 году И.Вавилов издал «Справочных коммерческий словарь», в котором были даны определения товароведению как науки и описание отдельных товаров.
Весомый вклад в развитие товароведения внесла монография А. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков» 1859 года. Стоит отметить, что многие способы фальсификации пищевых продуктов и средств их обнаружения, описанные в данном труде, не утратили своей актуальности и в наши дни.
В этом же году вышла еще одна книга А.М. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», в которой была рассмотрена товароведная характеристика пищевых продуктов.
Вслед за этим в 1860 году появляются классические работы М.Я. Киттары, в которых изложены научные основы товароведения. Именно этот цикл книг под единым названием «Публичный курс товароведения» стали основой для российских учебников по товароведению.
Дальнейшее развитие отечественного товароведения на аналитико-синтетической ступени было связано с именами профессоров Московского коммерческого института П.П. Петрова и М.Я. Никитинского. [6]Их учебники по товароведению, авторами которых кроме них являлись еще и Н.С. Нестеров, А.М. Бовчар, В.Р. Вильямс и Ф.В. Церевитинов, выходили в период с 1906 по 1923 годы, причем первые два издания вышли под названием «Руководство по товароведению с необходимыми сведения их технологии». Этот труд получил мировое признание.
Товарно-формирующий этап
Началом нового этапа товарно-формирующего этапа следует считать 30-е годы XX столетия, когда произошло разграничение объектов товароведения и материаловедения, произошло выделение общего и частных разделов по группам потребительских товаров.
В 1933 году вышла книга М.С. Бродского и Г.Р. Корек «Основы товароведения», в которой было использовано знание смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Именно эта книга оказала значительный вклад на дальнейшее развитие науки.
Традиции основоположников товароведения были продолжены Я.Я.Никитинским (младшим), С.А.Ермиловым, Н.И.Козиным, А.А.Колесником и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов.
Под руководством Н.А. Архангельского, А.И. Андрусевича, Н.С. Алексеева были проведены широкие научно-исследовательские работы в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, которые позволили расширить знания о свойствах товаров и о методах их исследований. На основе этого значительно пополнилась учебная информация, укрепилось теоретическое обоснование товароведения. Стала переиздаваться учебная литература по товароведению в связи с изменениями и дополнениями.
В конце 1950-начале 1960 годов стали выходит отдельными книгами учебники по разделам товароведения, также было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов. Отдельно издавались учебники для кооперативных вузов и техникумов.
Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной литературы, а также научно-практической литературы по товароведению, справочники, пособия и словари, которые внесли свой вклад в развитие науки.
В 80-х годах XX века стали появляться работы, основанные на моделировании процессов, выявлении принципов и закономерностей, прогнозировании сроков хранения и конечных результатов. И к таким исследованиям стоит отнести работы таких профессоров как А.А. Колесник, В.С. Колодязная, М.А. Николаева.
Последние же десятилетие возникли новые направления научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического назначения. Все эти изменения были связаны с приходом в товароведную науку ученых-технологов.
Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит именно путем интеграции с другими прикладными науками. А вот дальнейшее совершенствование позволит науке товароведения подняться уже на новую ступень развития, так сказать аксиоматическую, на которой уже станут возможными более точные и долгосрочные прогнозы.
Развитие товароведения как науки был процессом очень длительным и нелегким. Он имеет в своей истории несколько стадий (ступеней): феноменологический, аналитико-синтетический и прогностический. И каждая данная ступень имела свои особенности и характеристики. Каждой стадии характерно накопление большого количества работ и обсуждений товароведных знаний. Стали появляться первые работы по торговле и товароведению в целом, что привело к выделению товароведения в отдельную самостоятельную науку, которая существует и в настоящее время.
2. Содержательные контуры товароведения как науки
2.1. Сущность товароведения как науки
Товароведение – это наука о характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения являются в первую очередь потребительские стоимости товаров. [7]
В данном случае задачами товароведения являются:
- управление ассортиментом товаров;
- оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
- установление принципов и методов товароведения, которые разъясняют его научные основы;
- систематизация товаров путем рационального применения метода классификации;
Стоит отметить, что товароведение связана с другими науками. Содержание их взаимосвязи содержит 2 раздела: единую часть и приватное товароведение.
Так, в общей части, рассматриваются теоретические основы товароведения, которые лежат в основе частных разделов товароведения. Частное же товароведение анализирует состояние и перспективы развития определенного сегмента рынка, а также классификацию товаров на группы по ассортименту.
Данный раздел анализируется по определенной схеме. Для начала определяется понятие товарной группы или вида товаров. Затем дается краткая характеристика потребительских свойств товара (например, надежность, назначение). Далее разрабатывается частная классификация ассортимента. И в последнюю очередь определяются факторы, формирующие качество и факторы, влияющие на сохранность, хранение и подготовку товара к реализации.
Основными принципами товароведения являются:
- безопасность, которая заключается в первую очередь в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаров или услугой ущерба жизни, здоровью или имуществу людей;
- совместимость, т.е. пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию и не вызывающая нежелательных негативных воздействий;
- взаимозаменяемость, которая определяется пригодностью одного товара для его дальнейшего использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований;
- систематизация, которая заключается в установлении определенной последовательности взаимосвязанных товаров. Стоит отметить, что данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров. [8]
2.2. Цели и задачи товароведения
Товары ежедневно удовлетворяют жизненные потребности человека. Их повседневное или частое потребление создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на житейском уровне.
Но необходимо понимать, что товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Сам термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее же слово произошло от слова veda («веды), что означает «знание», следовательно, товароведение дает нам знания о товарах. [9]
Данные познания необходимы компаниям-производителям, товароведам индустриальных и аграрных учреждений, специалистам и предпринимателям, экономистам, бухгалтерам и, конечно же, просто клиентам.
Говоря о товароведении, стоит отметить, что ее предметом являются потребительные стоимости товаров. Именно эта стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если же потребительная стоимость не отвечает запросам потребителей, то можно сказать, что товар не востребован, следовательно, он не будет использован по назначению в определенной для него сфере.
Зная, что является предметом товароведения, стоит и определить цель товароведения как науки. Целью является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительскую стоимость и изменения на всех этапах передвижения товара. Для достижения такой цели товароведение и как наука и как учебная дисциплина должна решать такие задачи как:
- определять основополагающие характеристики, которые составляют потребительную стоимость;
- устанавливать принципы и методы, которые определяют научные основы товароведения;
- систематизировать большое количество товаров путем рационального применения методов классификации;
- оценивать качество товаров;
- изучать свойства товаров и показатели ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
- обеспечивать информационное товародвижение от изготовителя до потребителя;
- устанавливать товароведную характеристику конкретных товаров.
Товароведение относится не только к основополагающим учебным дисциплинам, но и является базовой дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин - организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета и т.д. Товароведение оценивает положение и возможности формирования надлежащего сектора торга, систематизацию продуктов в ассортименте. В отдельных подразделениях товароведения производится общая и систематизированная товароведная оценка ассортиментных компаний, типов и видов продуктов.
2.3. Основные принципы товароведения
В основе товароведения лежат основные принципы, которыми должен обладать любой товар. Во-первых, это принцип безопасности для всех субъектов коммерческой деятельности, который является одним из самых важных принципов. Принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться в отношении процесса упаковывания, хранения, транспортировки и т.д.
Принцип эффективности – принцип, заключающийся в достижении оптимального результата при производстве, упаковке, хранении и реализации, а также потреблении товара. Данный принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Вся товароведная деятельность должна быть направлена на повышение эффективности. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества.
Принцип совместимости – принцип, характеризующийся пригодностью товара, процессов или услуг к совместному использованию. Данный принцип принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей. Так, например, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.