Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Ангстрем»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления коммерческими рисками
1.1. Понятие и сущность рисков
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3. Методы оценки и методы снижения коммерческого риска
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Ангстрем»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ангстрем»
2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации
2.3. Анализ действующей системы управления рисками на ООО «Ангстрем»
3. Разработка и реализация программы по снижению рисков на OOO «Ангстрем»
3.1. Особенности принятия решений в условиях риска и неопределенности
Введение
Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется вероятность наступления кризисных явлений. Решения предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо из нескольких вариантов выбрать один, оптимальный. Такая неопределенность связана с рисками, с одним из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая ориентирована на достижение поставленных целей.
Риск, всегда понимается как экономическая категория, отражающаяся в себе возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода результата в производственно-хозяйственной, финансовой и инновационной деятельности.
Когда организация добивается большей эффективности в своей деятельности, например осуществления актов купли-продажи, то предприниматель постоянно сталкивается с возможностью не только получать ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет у себя в наличии. Такое течение событий может быть вызвано различными причинами, неблагоприятными условиями, и деятельностью конкурентов, а также неумелыми действиями самого предпринимателя.
Таким образом, возникает необходимость распознавать риски, оценивать их и соответственно снижать до самого минимума с целью устранения отрицательных последствий.
Под «риском» в общем смысле слова понимается возможная опасность потерь, которые возникают из специфических явлений природы или неправильных действий человека.
Под термином «коммерческий риск» подразумевают риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и ее финансовым положением. Иными словами, коммерческий рис – это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки в виде дополнительных расходов или же получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
В последнее время учеными проявляется больший интерес к риску, а именно изучению приемов и методов управления рисками. Это обусловлено как внешними, так и внутренними причинами. Так, например, к числу внешних причин следует отнести усиление рыночных процессов, а вследствие этого рост конкуренции, сокращение жизненного цикла товаров, индивидуализация потребительских качеств товаров, а также вовлечение мелких и средних предпринимателей, соответственно увеличение количества видов рисков и тяжести их последствий.
К внутренним причинам можно отнести неумение адаптироваться к переменам, отсутствие реалистического прогнозирования, отсутствие стратегической фокусировки, разрозненность информационных систем.
Целью данной работы является рассмотреть понятие коммерческого риска в деятельности фирмы и пути его снижения. Исходя из цели мною поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность коммерческого риска;
-рассмотреть основные методы оценки коммерческого риска;
-исследовать пути снижения коммерческого риска на примере ООО «Ангстрем».
Практическая значимость данной курсовой работы обусловлена, прежде всего, изучением и выработкой новых рекомендаций по эффективному управлению коммерческими рисками.
Поставленные мною цели и задачи определяют структуру данного исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты управления коммерческими рисками
1.1. Понятие и сущность рисков
В процессе всей своей деятельности каждый предприниматель сталкивается с совокупностью различных видов риска, которые отличаются друг от друга местом и временем возникновения, совокупностью внешних и внутренних факторов, которые влияют на уровень их развития, следовательно, по способу их анализа и методам описания.
И, как правило, все риски взаимосвязаны между собой и оказывают большое влияние на деятельность предпринимателя, при этом изменение какого-нибудь одного риска вызывает изменение многих других.
Так, анализируя предпринимательскую деятельность, стоит отметить, что это самостоятельная деятельность граждан и их объединений, которая осуществляет на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность, и при этом направленная на получение и извлечение прибыли. Таким образом, исходя из определения и изученного законодательного материала осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с рисками.
Итак, определимся, что же такое вообще риск? Риск – это деятельность, которая связана с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. [1]
В более широком смысле под риском стоит понимать возможность наступления некого неопределенного события, который может повлечь за собой потери разного рода. В предпринимательской деятельности под «риском» понимают вероятность потери предприятия части своих ресурсов, при этом недополучение доходов или появление каких-либо дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности предприятия или организации.
Риск можно рассмотреть двояко. Так с одной стороны, это событие, которое может либо произойти, либо не произойти, таким образом, может быть отрицательный эффект или же положительный эффект. С другой стороны риск можно рассмотреть как субъективную оценку, которая принесет либо доход, либо потерю.
Источником риска обычно является неопределенность хозяйственной ситуации, которая возникает, как правило, из-за множества переменных факторов и случайностей, либо неполноты информации и процессах в хозяйственной деятельности предприятия.
За последние десятилетия положение в отношение риска стало меняться и к данной проблеме стали обращаться как западные исследователи, так и наши отечественные. Вообще, впервые понятие риска как одна из характеристик предпринимательства было выдвинуто в XVII в. французским экономистом. Именно он рассматривал предпринимателя как фигуру, которая принимает решения и удовлетворяет свои интересы в условиях неопределенности.
Последователи французского экономиста придерживались таких же взглядов, они считали предпринимательский доход или хотя бы его часть являются платой за риск, который качественно отличается от прибыли на авансированном капитале или заработной плате.
Также представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюмен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, связывал его появление с предпринимательским риском. По его мнению, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор, конечно же, в пользу неопределенной и чреватой риском потери. А вот в случае неблагоприятной ситуации он может потерять все. Таким образом, в ситуации, которая описана немецким экономистом выигрыш должен быть, как минимум, равен доходу служащего, но предприниматель рискует и чем больше такой риск, тем больше он должен был получить выигрыш в сравнении с потерями, т.е. иначе говоря, это минимальный доход.
Если рассматривать само явление риска, то необходимо выделить такие его элементы, взаимосвязь которых составляет их сущность. Во-первых, это возможность отклониться от намеченной цели, ради которой вообще осуществлялась выбранная альтернатива. Во-вторых, вероятность достигнуть желаемый результат. В-третьих, отсутствие вероятности в достижении поставленной перед организацией цели. В-четвертых, возможность материальных, нравственных, а также других потерь, которые связаны с осуществлением выбранных предпринимателем условий неопределенности альтернативы.
Стоит отметить, что на основе анализа политической, экономической и финансово-кредитной политики определяются факторы риска всего предпринимательского сообщества.
Факторы риска – это одно из ключевых направлений работы по управлению риском и самых сложных его частей. Проводить такой факторный анализ очень сложно, так как одни и те же факторы оказывают неодинаковые условие в совершенно разных условиях и могут стать абсолютно незначительными. [2]Необходимо понимать взаимосвязь и взаимное влияние разных факторов, которые отражают связи между разными государствами, их историю развития, необходимо определять совокупный результат экономических мер и устанавливать при этом связь между абсолютными несвязанными событиями.
Говоря о рисках, стоит отметить его основные функции:
- стимулирующая функция риска, проявляющаяся в двух основных аспектах: во-первых, конструктивный аспект, состоящий в исследовании разных источников риска при проектировании операций и систем, а также форм сделок, которые исключают или снижают возможные последствия риска как отрицательные отклонения. Во-вторых, деструктивный аспект, проявляющийся в реализации решений с неисследованным и необоснованными рисками, что приводит к реализации объектов и операций, которые относятся к авантюрным.
- защитная функция риска, проявляющаяся в двух аспектах: во-первых, выделяют историко-генетический аспект, включающий в себя юридические и физические лица, вынужденные искать средства и формы защищаться от нежелательной реализации риска. Во-вторых, социально-правовой аспект, заключающийся в объективной необходимости закрепить законодательно понятие «правомерность риска» и обеспечивать правовое регулирование страховой деятельности.
-компенсирующая функция риска, обеспечивающая эффект компенсации или положительной компенсации, иначе говоря, дополнительное сравнение с плановой прибылью в случае благоприятного исхода;
- социально-экономическая функция, заключающаяся в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция выделяют социальные группы более эффективных собственников в общественных классах, а вот в экономике – это отрасли деятельности, в которых риск очень даже приемлем. Стоит сказать, что вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках очень ограничивают эффективность социально-экономической функции риска. А с точки зрения социального плана искажает принципы равенства для всех участников рынка, причем из разных отраслей хозяйства, что порождает вновь дисбаланс рисков в отраслях экономики.
Если формировать классификацию, которая будет непосредственно связана с производственной деятельностью, можно выделить такие риски, как:
Организационные риски – это риски, которые связаны, прежде всего, с ошибками менеджмента организации и ее сотрудников, а также с проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами, то есть это риски с внутренней организацией работы организации.
Рыночные риски – это риски, которые связаны с нестабильностью экономической конъюнктуры, это риск финансовых потерь из-за изменения цен на товары, риск снижения спроса на продукцию и т.д.
Кредитные риски – это риск, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Такие риски обычно существуют у банков, например, риск не возврата кредита, так и у предприятий, которые имеют дебиторскую задолженность, у организаций, которые работаю на рынке ценных бумаг.
Риски можно еще классифицировать по их последствиям:
Допустимый риск – это риск решения, в результате которого предприятию грозит потеря прибыли. И в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери могут иметь места, но они не будут превышать ожидаемую прибыль.
Критический риск – это риск, когда предприятию грозит потеря выручки, т.е. зона критического риска характеризуется, прежде всего, опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль. Такие риски могут привести к потере всех средств, которые были вложены в предприятие.
Катастрофический риск – это риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. При таком риски потери могут достигнуть таких величин, которые равны имущественному состоянию всего предприятия.
Таким образом, основной задачей любого предпринимателя не отказываться от рисков, а выбирать решения, которые будут связаны с риском на основе объективных критериев, например, до каких пределов может действовать предприниматель, идя на тот или иной риск. Конечно, степень чувствительности к риску у предпринимателей большой фирмы, будет ниже, чем у более маленькой. С другой стороны, небольшая коммерческая организация всегда является более гибкой и мобильной при любых изменений рыночной ситуации.