Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Ангстрем»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из главных разновидностей предпринимательского риска, в соответствии с классификацией по областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск – это составная часть и разновидность общего понятия «финансовый риск» и определяется он экономистами как риск, который является составляющей процесса операций по реализации товаров и услуг. [3]Любая сделка, которая подразумевает товарно-денежные отношения, несет в себе некую долю коммерческого риска, конкретнее говоря, то сущность риска заключается в резком изменении конъюнктуры или изменение стоимости конкретных товаров и услуг, что является убытком.

Коммерческие риски возникают по ряду причин. Во-первых, это снижение объемов реализации из-за падения спроса. Во-вторых, повышение закупочной цены. В-третьих, утрата товара. В-четвертых, повышение издержек, которые включенные в стоимость товара. В-пятых, снижение стоимости или обесценивание товара в связи с условиями транспортировки и хранения.

При всем, этом стоит помнить, что коммерческие риски - это экономическое понятие, которое поддается анализу и прогнозированию. Существуют разные методики оценки рисков, иначе говоря, методы управления возникшими рисками, суть которых заключается в оценке степени риска и затем разработке мер по их устранению.

Коммерческие риски всегда связаны с финансово-денежными операциями и выделяют целую группу финансовых рисков, но их суть не исчерпывается. Именно поэтому существует классификация коммерческих рисков, которая несет в себе основные факторы, негативно влияющие на успешность и эффективность коммерческой деятельности.

Итак, среди коммерческих рисков выделяют имущественные риски, к которым стоит отнести ситуации, чреватые потерей имущества по независящим причинам. Производственные риски в применении коммерческой деятельности, подразумевают риски, определенные возможной остановкой производства из-за форс-мажорных обстоятельств, например, повреждение оборудования, запасов сырья и т.д. или же неудача при внедрении новых технических средств в производственный цикл предприятия.

Больше всего распространены торговые коммерческие риски, которые связаны с торговыми операциями, и способные принимать определенные формы, как задержка платежей одной из стороны сделки или отказ от покупок при предоставлении товара. У коммерческих рисков имеется собственная финансовая составляющая, которая отражает собственные потери в результате коммерческой деятельности и коммерческих операций.


Также хорошо распространены среди коммерческой деятельности риски, связанные с транспортировкой товаров, иначе говоря, это транспортные риски.

Чрезвычайные ситуации с транспортом настолько распространены, даже очень прогнозируемы, что существуют государственные и международные официальные классификации коммерческих транспортных рисков.[4] Так, транспортные риски делятся на несколько групп и регламентируются особыми положениями, которые определяют права и обязанности каждой из задействованных в сделке сторон. А вот если взять международную классификацию, то транспортные случаи разделены на четыре группы: Е – товар находится на складах продавца, F- оговаривается порядок в основном морских грузоперевозок, С-продавец берет на себя обязанности по транспортировке товара, но при этом не берет на себя риски, D- продавец транспортирует товар с возложением на себя всех возможных транспортных рисков.

Таким образом, мы рассмотрели разные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться каждый предприниматель, при этом для которого очень важно видеть целую картинку по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель действует вообще без учета рисков для его фирмы, то управленческое решение принимается в условиях неопределенности, что очень плохо и резко может сказаться на деятельность фирмы, соответственно, будет негативных исход и материальный, моральный ущерб.

1.3. Методы оценки и методы снижения коммерческого риска

В основе любого управления риском, который, прежде всего, направлен, на снижение вероятности наступления негативных последствий и возможного ущерба, лежит оценка риска, который характеризуется степенью неопределенности результата производственно-хозяйственных операций.

Оценка риска – это совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствии риска. [5]

Стоит отметить, что существуют разные методы оценки коммерческого риска, например, количественные, экспертные, аналитический метод, метод аналогий. Необходимо рассмотреть каждый из данных методов более подробно.

Итак, количественный метод оценки риска – это один из наиболее распространенных подходов, где степень риска определяют как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что ущерб произойдет. [6]


Весь процесс количественной оценки заключается в том, чтобы определить вероятность воздействия определенного риска и характер его влияния на показатели деятельности предприятия. Таким образом, необходимо выделить виды количественной оценки риска, которые можно классифицировать по следующим признакам:

В соответствии с характером исходно и используемой информации выделяют:

- априорную оценку, которая основана на теоретических положениях и которая выражает требования к последствия, которые произойдут в будущем при определенных событиях;

- эмпирическая оценка, которую проводят при использовании фактических отчетных данных за прошедший период;

В зависимости от стадии принятия решения выделяют:

- оценку стартового риска, которая заключается в идее, проекте, замысле;

- оценку финального риска, которая заключается в уже принятом решения и совершенном действии.

В соответствии с полученным результатом выделяют оценку обособленных и отдельных видов риска, а затем риск комплексного совокупного его уровня.

В зависимости от степени объективных оценок выделяют: субъективную оценку, которая основана на результатах опроса экспертов; объективную оценку, которая проводится на основе статистической информации за определенный продолжительный период времени.

Экспертный метод, при котором предполагается сбор и изучение оценок, сделанных разными специалистами и которые касаются вероятности возникновения разных уровней потерь. Такие оценки базируются на учете всех факторов финансового риска и на статистических данных. Реализация такого экспертного метода оценок очень часто осложняется количеством показателей оценки. Роль экспертных оценок при определении экономических и финансовых показателей повышает вариантный и вероятный характер этих процессов.

Экспертную оценку можно получить как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов. [7]Когда возрастает риск во время осуществления проекта, требуется более тщательная оценка критических моментов его реализации.

Условно можно выделить такие подходы к оценке рисков:

- на основе показателей, которые характеризуют последствия воздействия рисков;

- на основе расчета показателей, которые характеризуют факторы воздействия риска;

- за счет определения показателей, которые в первую очередь, отражают последствия и возможности проявления воздействия рисков;


- при учете вероятности изменения его воздействия;

- на основе построения моделей, а также сценариев развития определенного события при разных вариантах и условиях внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

Но более точно оценить уровень коммерческого риска с большей достоверностью можно лишь с помощью таких показателей как: уровень дебиторской и кредиторской задолженности, индексами реализации продукции, уровнем потерь при транспортировке и с помощью индексов цен на продукцию.

Рассмотренные выше методы оценки основаны на анализе факторов и результатах воздействия рисков и соответствуют концепции ситуативной характеристики деятельности предприятия. В таком случае анализируется вероятность изменения воздействия риска, при этом не учитываются динамичность и нестабильность среды функционирования предприятия. Более полная и детальная оценка связана с определением риска как количественной и вероятностной экономической категории.

Во всей системе управления рисками для более обоснованных результатов оценки риска применяются экономико-статистические методы. Такой подход, предложен в модели Марковица, который основан на характеристике распределения социально-экономических явлений с помощью закона нормального распределения. Экономико-статистический метод основывается на изучении статистики показателей, которые характеризуют воздействие риска, чтобы определить вероятность события и установить величины риска. Вероятность здесь означает математическое ожидание, дисперсию, отклонение и т.д.

Трудности, которые возникают при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привлекли к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, которые позволяют моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействия систем и объектов.

Экспертные методы особенно важны, когда решаются сложные неформализованные проблемные ситуации, когда недостаточность и недостоверность информации не позволяют использовать в чистом виде формальные математические методы.[8] На основе экспертного метода эксперты проводят интуитивно-логические анализ исследуемой ситуации с количественными оценками и формально обрабатывают результаты экспертизы. В результате получается обобщенное мнение экспертов как решить проблему. Говоря об экспертных мнения, можно выделить индивидуальный и коллективный. К первому методу относят «интервью», аналитические докладные записки или написание сценариев. Наиболее популярной разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи.


Каждая из представленных концепций оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Применение рассмотренных подходов для оценки рисков любого предприятия, любой организации определяется воздействием риска определенным условием, свойствам экономической среды, сложности развития ситуации риска. Результаты, полученные в ходе статистической, аналитической, экспертных оценок риска являются основой для принятия решения по управлению рисками.

В любой коммерческой организации, любом коммерческом предприятии просто неизбежен риск. Исходя из этого, предприятие должно вырабатывать определенную политику в области рисков. Основными направлениями данной политики являются, во-первых, политика избегания риска, во-вторых, политика принятия риска, в-третьих, политика снижения риска.

Итак, политика избегания риска заключается в разработке мероприятий, позволяющие исключить конкретный вид хозяйственного риска. Все это достигается путем отказа от таких хозяйственных операций, уровень риска которых очень высок. Данная политика очень проста, но не всегда она эффективна, ведь избегание рисков приводит к тому, что предприятие одновременно с этим теряет свою возможность получить прибыль.

Политика принятия риска определяет возможность покрыть риски за счет собственных средств. Данная политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия и желании расширять свою деятельность, но это может привести к неоправданным потерям.

Политика снижения риска позволяет уменьшить вероятность и объем потерь. Выделяют и методы, с помощью которых можно снизить риски коммерческой деятельности. Наиболее эффективным методом является страхование, как внешнее, так и внутреннее, диверсификация и лимитирование. Первый метод не снижает, конечно же, сам риск, но позволяет компенсировать возникшие отрицательные последствия. Два других метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь. Внешне страхование основывается на передаче риска другой организации за определенное вознаграждение. Внутреннее страхование осуществляется в пределах своего предприятия и проводится путем специальных фондов, предназначенные для возмещения убытков.

Диверсификация – это процесс распределения средств между разными объектами, которые не связаны между собой. Это позволяет снизить риск, так как во время деятельности рисковая ситуация может возникнуть сразу на всех предприятиях. [9]Необходимо выделить диверсификацию хозяйственной деятельности, которая предполагает использование разных возможностей для того, чтобы получить прибыль.