Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Ангстрем»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления коммерческими рисками
1.1. Понятие и сущность рисков
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3. Методы оценки и методы снижения коммерческого риска
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Ангстрем»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ангстрем»
2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации
2.3. Анализ действующей системы управления рисками на ООО «Ангстрем»
3. Разработка и реализация программы по снижению рисков на OOO «Ангстрем»
3.1. Особенности принятия решений в условиях риска и неопределенности
Диверсификация ассортимента, которая заключается во включении в ассортимент товаров с противоположной направленностью спроса. Это уменьшает экономический риск в период снижения спроса на отдельные товары. Диверсификация поставщиков определяет разнообразие источников поступления товаров на предприятие.
Лимитирование – это установление системы ограничений на величину сделки. Это и ограничение на максимальный объем сделки с партнером, может быть максимальный размер товарного запаса и т.д. иначе говоря, любое снижение риска имеет свою цену, это так называемая плата за снижение риска. Так, например, при внешнем страховании платой будет являться страховой взнос, при внутреннем страховании – это затраты на создание резервных фондов. Если использовать диверсификацию, то это приведет к снижению прибыли от каждого источника доходов. Такое же явление наблюдается при лимитирование, следовательно, при выборе способа снижения риска необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.
Таим образом, выбирая тот или иной способ снижения или управления рисками, предпринимателю необходимо анализировать тот ли способ выбирается в данном предприятии. Ведь для каждой компании в определенных сложившихся ситуациях характерен определенный способ снижения или управления рисками. Предприниматель, который это понимает и разрабатывает комплексную систему управления рисками, получает большей эффект и самоотдачу от своего предприятия, чем другие.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит сказать, что оценка коммерческого риска осуществляется на основе принципов поглощения рисков, т.е. если риски независимы друг от друга, то в расчет будут приниматься только пессимистические расчеты и показатели. Если же риски, наоборот порождают друг друга, то такая их оценка будет складываться по законам теории вероятности.
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Ангстрем»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ангстрем»
ООО «Ангстрем» - одно из наиболее крупных и конкурентоспособных предприятия мебельной промышленности России. Данное предприятие входит в пятерку лучших мебельных компаний России, розничная сеть которой занимает 2-е место по охвату территории Российской Федерации. В своей деятельности ООО «Ангстрем» руководствуется основным принципом: «Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду», именно поэтому ответственное отношение к экологии входит в число основных приоритетов данной компании.
Говоря об экологической политике, данная компания ставит перед собой следующие задачи:
- соблюдать природоохранное законодательство Российской Федерации;
- рационально использовать природные ресурсы;
- уменьшают вес упаковки, что позволяет снизить долю ее веса в весе всего продукта;
- оптимизируют использование транспорта и логистических схем доставки готовой продукции материалов и других комплектующих;
- продвигают бережное отношение к окружающей среде и многое другое.
Такая политика компании в области экологии, а мой взгляд, позволяет взглянуть на существующие процессы производства и реализации продукции, чтобы выявить возможности для их совершенствования, оптимизации и сокращения затрат.
В фокусе данной политики постоянно находятся клиенты для того, чтобы не причинить вред их здоровью при эксплуатации продукции компании, сотрудники – для безопасности на производстве и создание хороших условий труда, окружающая среда – для отсутствия ущерба экологии при производстве продукции и ее транспортировке.
Цель ООО «Ангстрем» - обеспечить своих потребителей высококачественными услугами в соответствии с видом деятельности.[10]
Миссия компания – быть лучшими в формировании среды обитания современного человека. Постоянно развиваться и воплощать самые яркие идеи и мечты о комфорте в нашей реальности. Делать мир- совершеннее, а людей – счастливее.
География продаж ООО «Ангстрем» - это более 120 городов России, стран СНГ и Средней Азии – это территория продаж мебели «Ангстрем». Стоит отметить, что с каждым годом география продаж расширяется.
Основная хозяйственная деятельность данной компании выпуск мебель в различных стилях: от классического до современного; спектр всевозможных цветовых решений и ценовых диапазонов. На заказ изготовляется, собирается и производится монтаж мебели для государственных учреждений, учебных заведений, а также торговых центров и развлекательных комплексов.
Стратегия развития компании, солидарная репутация в деловых и финансовых кругах, признание многих достижений мотивирует компанию на дальнейшее профессиональное развитие. Ежегодно увеличивается объем выпуска продукции, вводятся в эксплуатацию дополнительные производственные площадки, закупается все новое и новое оборудование, привлекаются перспективные сотрудники. Все это и еще многое другое позволяет компании соответствовать постоянно изменяющимся и растущим требованиям рынка, удовлетворять запросы клиентов и уверенно идти в будущее.
Помимо основной своей деятельности компания «Ангстрем» развивает агропромышленное направление, является инициатором множества социальных проектов, например, школа эффективных коммуникаций «Репное», книжный клуб «Петровский», развитие историко-этнографической экспедиции «Ангстрем» и многое другое.
Основные экономические показатели ООО «Ангстрем» за 2015 -2016 гг. (см. Приложение 1) отражают, что значительно увеличились показатели за 2016 год. Так выручка от реализации выросла по сравнению с прошлым годом на 2035, 86 тыс. рублей. Но при этом наблюдается увеличение затрат на рубль реализованных услуг на 0,09 рублей. И произошло это из-за того, что увеличилась себестоимость продукции и коммерческих расходов притом, что цены на продукцию остались на уровне 2015 года. Тем не менее, производительность труда в 2016 году увеличилась на 26 %, что дает возможность сделать вывод об уровне автоматизации труда. Безусловно, в любом предприятии большую роль играет политика предприятия и ее руководитель. Анализ oпыта многих лет показал, что в одинаковых экономических и сoциальных услoвиях одни предприятия не только выживали, но еще и развивались, а вот другим просто не по силу было пережить тяжелый кризис. Во многом это зависит от руководителя и именно организационно-производственная структура OOO «Ангстрем» показывает, что компания находится под четким руководством и контролем руководителя.
2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации
Оценка риска – это важная составляющая общей системы управления риском и представляет собой процесс, которые определяет количественный или качественный способ величины риска. [11]
Так, количественная оценка риска позволяет нам получить более точные решения, но осуществление количественной оценки определяет ряд трудностей, которые связаны с необходимостью исходной точной информации, которую очень часто трудно получить, которую приходится собирать и обрабатывать.
Оценку риска на основе анализа финансового состояния OOO «Ангстрем» будем проводить в два этапа: во-первых, на основе исследований результативных критериев деятельности предприятия и анализа специальных коэффициентов. Все данные, которые будут рассматриваться в данной работе, являются результатом функционирования данной компании в течение 2015-2016 года. Первый этап заключается в анализе результативных критериев деятельности компании – это основные итоговые показатели: оборот, объем продаж, сумма активов и ликвидности.
Из приведенных данных (см. Приложение 2) видно, что за 2016 год, общая стоимость активов выросла на 7 %. Такое увеличение по большей степени было вызвано ростом оборотного капитала на 402,14 тыс.рублей (5 %). Но, если рассматривать структуру активов, то удельный вес внеоборотных активов увеличился на 1,95% и составил около 15, 05 % стоимости активов. Можно сказать, что такое увеличение произошло за счет появления незавершенного строительства в размере 332, 54 тыс. рублей и тем самым увеличением основных средств в 2,5 раза. Наличие в составе всех активов нематериальных активов характеризует избранную компанией стратегию, которая включает средства в патенты, лицензии и т.д. но в конце 2016 года мы видим, что размер снизился на 76 % и составил уже 2,41 тыс.рублей.
На начло года величина текущих активов составила 8852,04 тыс.рублей (86,9% всех активов) а на конец периода – 9254,18 тыс. рублей (84,95 % всех активов), иначе говоря из стадии обращения средства перетекают в стадию уже производства. Основным фактором, который влияет на увеличение оборотного капитала является рост запасов с 4649,01 тыс.рублей до 6674,98 тыс.рублей. и удельный вес таких запасов во всех актива увеличился с 45,7 % до 61,27 %. Таким образом, данная ситуация говорит нам снижении ликвидности оборотного капитала. Размер дебиторской задолженности в 2016 году снизился на 56 % и составил 2057,99 тыс.рублей (18,89%) стоимости имущества. Это говорит о том, что текущие активы не отвлекаются на кредитование потребителей товаров и услуг, а наоборот используется в производственном процессе.
Денежные средства возросли с 106,01 тыс.рублей до 166,63 тыс.рублей и их удельный вес в составе активов уменьшился на 0,01% и составил на конец отчетного периода 0,12 %.
Помимо, конечно же, финансовых рисков деятельности данной компании, играют особую роль и другие коммерческие риска, которые также возникают в ходе производства. Так, можно отметить такие производственные риски ООО «Ангстрем», которые связаны с остановкой производства вследствие недоставки сырья, либо же выхода из строя оборудования. Стоит отметить и торговые риски, которые возникают обычно в связи с убытками по причине задержки платежей покупателей мебели в кредит.
Одним из важных являются политические риски. Мебельное производство зависит от выбранного политического курса. Так, любые изменения, которые происходят в законодательстве, сразу же отражаются на деятельности OOO «Ангстрем», например налоговая политика.
Также значимым являются экономические риски, при которых если наблюдается экономический рост, денежно-кредитная и финансовая политика стабильны, то снижается процентная ставка на кредит, а товарооборот увеличивается. А вот с другой стороны, если экономический кризис, то он в первую очередь сказывает на производстве. В мебельном производстве присутствуют и производственные риски, которые могут быть связаны с не правильно выбранной ассортиментной политикой, что влечет к снижению товарооборота и предприятие в таком случае несет убытки.
Таким образом, подводя итог всему выше проанализированному, стоит отметить, что мебельное производство может быть подвержено таким рискам, как: во-первых, снижение намеченных объемов производства, в следствии снижение реализации продукции и простой оборудования; во-вторых, снижение цен, в связи с недостаточным качеством и неблагоприятными рыночными изменениями; в-третьих, сильно повышенные материальные затраты, которые определяют перерасход материала, сырья и энергии; в-четвертых, уплата повышенных отчислений и налогов; в-пятых, издержки, которые могут быть связаны с высоким транспортным расходом и торговыми издержками.
2.3. Анализ действующей системы управления рисками на ООО «Ангстрем»
Анализируя систему управления рисками, которая используется на OOO «Ангстрем», следует отметить такие методы снижения риска как методы диссипации и самострахования.
Данная компания распределяет общий риск производственной деятельности с другими участниками, которые также заинтересованы в успехе общего дела. Следующий метод диссипации, который применяется в компании это разные вариант диверсификации. Так, ООО «Ангстрем» занимается несколькими видами деятельности: производство и реализация мебели, ремонт мебели, услуги дизайна и т.д. в зависимости от качественных характеристик цена может меняться, таким образом, данная компания ориентируется на потребителя с совершенно разными финансовыми возможностями. [12]
Также на данном предприятии используется диверсификация закупок сырья и материалов, иначе говоря, взаимодействие со многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.
Кроме методов диссипации риска предприятие использует метод самострахования, при котором на предприятии создан резервный фонд. Такое действие особо актуально в условиях кризиса неплатежей. Но, тем не менее, размер резервного фонда недостаточно по сравнению с возможными потерями, если возникла дебиторская задолженность, если не исполняются договора или возникают непредвиденные расходы.
Помимо этого, предприятие использует один из приемов компенсации риска, т.е. мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды. Иначе говоря, предприятие приобретает разные актуализированные компьютерные системы нормативно-справочной информации, также заказывает прогнозно-аналитические исследования разных консультативных фирм и отдельных консультантов в том числе. Полученные в ходе этого всего результаты позволяют уловить все новые и новые тенденции развития, а также тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, позволяет предусмотреть меры, которые необходимы для компенсации потерь и заблаговременно позволяет подготовиться к нормативным новшествам.