Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Общие положения финансовой политики РФ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации
1.1 Общие положения финансовой политики РФ
1.2 Характеристика элементов финансовой политики
1.3 Содержание и цели финансовой политики
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
2.2 Проблемы финансовой политики РФ
2.3. Направления развития финансовой политики Российский Федерации на 2019-2024 год
За последний период времени значительное воздействие на стратегию и тактику финансовой политики в РФ оказала неустойчивая обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных стран напрямую призывают к конфронтации на уровне государств и являются официальным объявлением «экономической холодной войны» против Российской Федерации. США стремится к созданию экономических и финансовых кризисов в нашей стране, разрушению фондовых рынков, чтобы как можно больше извлечь средства из экономики России и заставить брать кредиты у США. После введения санкций против РФ в нашей стране появилась необходимость в создании собственной национальной платежной системы, которая не должна зависеть от всех иностранных валют. До тех пор, пока в России не будет создана такая система, не следует говорить о какой-либо независимости от других государств. [6, с. 104]
В связи со сложившейся ситуацией Российской Федерации необходимо создать новую экономическую и финансовую политику, в интересах которой должны быть на первом месте валютно-финансовая, денежно- кредитная и налоговая политика страны.
Проводимая страной финансовая политика обязана принимать во внимание инновационные тенденции развития экономики в обществе, учитывать особенности внутренней и внешней обстановки, реальный финансовые и экономические резервы страны, и именно от степени ее рациональности будут зависеть темпы развития различных отраслей промышленности Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективное осуществление финансовой политики РФ зависит от выполнения поставленных целей государства, последовательного выполнения необходимых реформ, быстрое реагирование на изменение условий экономического развития и своевременного принятия решений для устранения проблем.
1.2 Характеристика элементов финансовой политики
Деятельность многих стран включает в себя компоненты, являющиеся ключевыми, которые определяют место этого государства на мировой арене и при этом определяют стабильность в экономике. Главной и самой значимой составной частью является финансовая политика. При её помощи обеспечивается регулирование денежных потоков, находящихся как внутри государства, так и за его пределами.
Финансовая политика - это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.
Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.
Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.
Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.
Выделим важнейшие задачи финансовой политики:
- Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
- Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
- Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
- Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.
Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.
Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.
Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные составляющие политики в области финансов
Рассмотрим каждую составляющею подробно [1].
Налоговая политика —нацелена на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.
Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем: изменения соотношения прямых и непрямых налогов; коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот; регулирования налогового бремени.
Бюджетная политика - это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. [20, с. 471]
Денежно-кредитная политика (ДКП) страны - это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны.
В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.
Таможенная политика - это деятельность государства, направленная на регулирование внешнеторговой деятельности путем установления особого режима перемещения товара через государственную границу.
Социальная политика — комплекс экономических, правовых, организационных мер, направленных на поддержание определенного уровня жизни. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны. [29, с. 383]
Цель инвестиционной политики - это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.
Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.
Основная тенденция российской финансовой политики сохраняется, и заключается она в изъятии денег из бюджета и экономики и направлении их в Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), залотовалютные резервы (ЗВР), а затем за границу.
Так, например, на промышленность в бюджете РФ предусмотрено 291 млрд. рублей на 2019 год, что на 32 млрд. больше 2018 года, и эта цифра сохраняется на следующие годы. Из этой суммы 236 млрд. рублей идет на транспортное машиностроение. На легкую промышленность всего 3,7 млрд. рублей. На производство средств производства - 5 млрд. рублей. Малый и средний бизнес в 2019 году получат 57 млрд. рублей. В 2019 году расходная часть бюджета увеличивается всего на 1,4 трлн. рублей, в основном за счет нефтегазовых доходов, почти 2 триллиона изымается из бюджета по бюджетному правилу. Рост расходов составляет 7,7% при инфляции в 5%, что соответствует обычному уровню роста.
Итак, к ресурсам финансовой политики РФ относятся:
- развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
- собственный финансовый капитал;
- развитая финансовая инфраструктура.
Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.
Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.
1.3 Содержание и цели финансовой политики
Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).
Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.
Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Главная цель финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов на базе экономического роста, наращивания государственных финансов для более полного удовлетворения общественных потребностей.
Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трёх составных частей:
- выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. [4, с. 71]
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Требования к формированию финансовой политики.
- Учёт конкретных исторических условий и особенностей момента. Это означает, что финансовая политика должна исходить из потребностей развития общества на данном этапе, учитывать особенности внешней и внутренней обстановки, учитывать возможности государства.
- Научный подход к выработке финансовой политики. Знание и учёт всех факторов, влияющих на общественное развитие, соответствие объективным законам экономики, знание и учёт выводов теории финансов и т.п.
- Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики.
- Результативность финансовой политики. Реализация мероприятий финансовой политики должна предусматривать финансовую отдачу и её постоянный рост. [16, с. 85]
На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических. Общеэкономические цели:
- преодоление спада материального производства;
- обеспечение прогрессивного научно-технического развития во всех областях;
- повышение социальной защищенности граждан, подъём уровня благосостояния.
Исходя из общегосударственных целей, цели финансовой политики следующие:
- Финансовая поддержка предпринимательства, ограничение монополизма.
- Усиление влияния финансов на структурную перестройку экономики.
- Стабилизация кредитно-денежной системы. Преодоление кризиса неплатежей.
- Сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот.
- Увеличение поступлений в бюджеты за счёт собираемости налогов, за счёт ликвидации неоправданных налоговых льгот, за счёт перекрытия внетаможенного ввоза товаров.
- Активное развитие финансового и страхового рынка.
- Проведение жёсткого контроля за целевым расходованием средств бюджета.
- Привлечение иностранных инвестиций. [10, с. 94]
В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время отталкивается от текущей экономической ситуации. Изменения внешних и внутренних факторов, включая динамику цен на нефть и другие товары российского экспорта, сохраняющееся геополитическое напряжение, продолжение действия экономических санкций в отношении России, отток капитала, все это свидетельствует о необходимости учета данных факторов при разработке и реализации финансовой политики.