Файл: Размер пенсии по старости (Условия назначения трудовой пенсии по старости).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование определения размера трудовой пенсии по старости
1.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости
1.2. Методика расчета размера пенсии по старости
Глава 2. проблемы расчета размера пенсии по старости
2.1. Правовые проблемы расчета пенсии по старости
2.2.Валоризация пенсионных прав
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при определения страховой части трудовой пенсии (в формуле ССП=ПК/Т – см. выше);
450 рублей – это размер базовой части трудовой пенсии на 1 января 2002 года;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин, 20 лет у женщин), следующим образом:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 2002 года сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, но не более чем на 0,20;
- у лиц, имеющих стажевые условия для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 - 28 Закона о трудовых пенсиях), СК составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 2002 года сверх продолжительности страхового стажа, указанного в статьях 27 – 28 Закона о трудовых пенсиях, но не более чем на 0,20; [21]
Если у застрахованного лица нет полного общего трудового стажа (общего - 25 лет у мужчин/ 20 лет у женщин или пониженного – для некоторых категорий) на 1 января 2002 года, то величина расчетного пенсионного капитала у них определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала (ПК1) при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд трудовой деятельности до 1 января 2002 года;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за аналогичный тому, за который учитывается ЗР, период;
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
СЗП - утвержденная Правительством России среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года (1671 рубль). [37.C.5]
При определении расчетного размера трудовой пенсии (РП) учитываются повышения пенсий (за исключением районного коэффициента), установленные законодательством для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Размер повышений и круг лиц, имеющих право на них, определены в ст. 110 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Эти повышения учитываются при исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) следующим образом: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП + повышения (ст. 110 Закона № 340-1 [16]).
Надбавки к пенсии, предусмотренные ст. 21 Закона РФ № 340-1 (надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев), «чернобыльские» надбавки, надбавки за работу после достижения пенсионного возраста к расчетному размеру трудовой пенсии (РП) не начисляются.
Следует учесть, что согласно разъяснениям Минтруда России и ПФР[4] гражданам, которым предусмотрены повышения пенсий в соответствии с пунктами «а»-«в» ст. 110 Закона РФ № 340-1 и которым при этом было назначено дополнительное материальное обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», конвертация пенсионных прав производится без учета указанных повышений. Следовательно, тем вышеперечисленным лицам, которым в соответствии со статьей 110 Закона № 340-1 было предусмотрено установление повышения (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, чемпионам Олимпийских игр), оно к расчетному размеру трудовой пенсии не начисляется в том случае, если им устанавливается дополнительное материальное обеспечение. [40.C.273[
Этот порядок не распространяется на граждан, получающих дополнительное пожизненное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1999 года № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и не перешедшим на материальное обеспечение по Федеральному закону № 21-ФЗ. [16]
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года была установлена трудовая пенсия в соответствии с Законом РФ № 340-1, по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии (РП) может приниматься сумма этой пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. Т.е. расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется следующим образом:
РП = Трудовая Пенсия, назначенная пенсионеру по нормам
действовавшего до 1 января 2002 года пенсионного законодательства
с учетом всех повышений и надбавок, кроме - предусмотренных
пунктами «а» и «б» ст. 21 Закона № 340-1. [21]
Если указанные лица относятся к категориям лиц, перечисленным в Федеральном законе от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ, то они имеют право как на установление повышений, так и на дополнительное материальное обеспечение по Федеральному закону от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ.
Указанная надбавка является составной частью СЧ трудовой пенсии и поэтому подлежит индексации в порядке, установленном для индексации СЧ трудовой пенсии.
Под лицами, имеющими право на повышение пенсий, понимаются граждане, в отношении которых до 1 января 2002 г. состоялись события, которые в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г. давали право на повышение пенсии. Дата выдачи документа (до или после 01.01.2002), подтверждающего соответствующий правовой статус лица, правового значения не имеет.
Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей, т.е.:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП + в соответствующих случаях повышения (ст. 110 Закона № 340-1) >= 660 руб.
В том случае, если фактический РП застрахованного лица не достигает 660 руб., то он доводится до указанной суммы. [39.C.44]
Повышенное соотношение заработков при расчете пенсии у пенсионеров-северян
Закон о трудовых пенсиях предусматривает применение повышенного соотношения заработков (ЗР/ЗП) пенсионерам-северянам из районов Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностей (ПКМ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, в следующих размерах:
- не свыше 1,4 - для РКС и ПКМ, где к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 – для РКС и ПКМ с районным коэффициентом от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 - для РКС и ПКМ с районным коэффициентом от 1,8 и выше.
При решении вопроса о праве на применение повышенного соотношения заработков (ЗР/ЗП) используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с последующими изменениями и дополнениями) . [21]
Среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта РФ, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти);
Если установлены разные районные коэффициенты, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в РКС и ПКМ, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в РКС и ПКМ.
Выводы:
В зависимости от соответствия получателя пенсионного обеспечения определенным законодательством условиям ему может быть назначен один из видов пенсии по старости:
страховая (формируется и выплачивается за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателями за своих работников, или индивидуальными предпринимателями за своих работников и за себя в Пенсионный фонд);
социальная (устанавливается и выплачивается за счет средств Федерального бюджета).
Стоит отметить, что страховая пенсия по старости назначается и выплачивается ее получателю не зависимо от факта его работы.
Выплата же социального пособия по старости производится при условии, что пенсионер не работает, то есть не получает официальную заработную плату или доход от осуществления иной деятельности, в результате которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Страховое пенсионное обеспечение
Страховая пенсия по старости назначается в нашей стране чаще остальных пенсионных выплат. Подавляющее большинство пенсионеров (около 83%) являются ее получателями. Условия установления данного вида выплат регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым право на его назначение приобретается его получателем при наличии:
Возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин.
Страхового стажа продолжительностью не меньше 8 лет.
Величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 11,4.
Вышеуказанные параметры по количеству страхового стажа и ИПК установлены на 2017 год и согласно закону ежегодно увеличиваются. Требование к стажу возрастает на 1 год, пока он в итоге не достигнет 15 лет, а ИПК на 2,4 до размера 30.
Для лиц, которые работали в сложных климатических условиях, а также на работах с вредными, особо тяжелыми или опасными для здоровья условиями, выход на страховое пенсионное содержание по старости возможен раньше общеустановленного пенсионного возраста, то есть досрочно. Условия назначения досрочной пенсии, а также перечень профессий и лиц, имеющих на нее право, устанавливаются тем же законом «О страховых пенсиях».
Глава 2. проблемы расчета размера пенсии по старости
2.1. Правовые проблемы расчета пенсии по старости
Согласно Разъяснению Минтруда России от 22 апреля 2003 г. № 3 и сложившейся правоприменительной практике повышенное соотношение заработков (ЗР/ЗП) устанавливается:
- лицам, которые проживали по состоянию на 1 января 2002 г. в РКС и ПКМ, при этом не имеет значения, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать (у них повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где они проживают);
- лицам - независимо от места их жительства - мужчинам, достигшим 55 лет, и женщинам, достигшим 50 лет (независимо от даты достижения этого возраста), которые по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в РКС либо не менее 20 календарных лет в ПКМ и имеют на указанную дату страховой стаж не менее 25 лет мужчины/ 20 лет женщины (у них повышенное отношение заработков определяется на основании сведений об их заработке за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в РКС и ПКМ. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в РКС и ПКМ продолжительностью не менее одного полного месяца. Если представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, учитывается последний по времени получения районный коэффициент). [21]