Файл: Конфликты в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрешение конфликтов между супругами имеет не только ряд общих с иными конфликтами особенностей, но и специфических, обусловленных самой природой супружеских отношений[20].

Выводы.

Семейные конфликты провоцируются расхождением в представлениях о роли партнеров, об идеалах партнеров, о сценариях семейной жизни, избыточным влиянием родительских семей.

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Так, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Жизненные стратегии, которые реализуются сторонами супружеских отношений, обусловливающие или успешность брака, или их искусственное завершение через бракоразводный процесс, остаются более или менее постоянными. В рамках брачно-семейных отношений могут проявляться следующие жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров: внутренний контроль — внешний контроль; эгоизм — социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы — на себя; принятие противоречий — их неприятие; чувство собственного достоинства — неверие в себя.

Не все из обозначенных жизненных стратегий оказывают благоприятное влияние на супружеские отношения: одни из них способствуют сохранению добрачного позитива, другие способны укрепить отношения между супругами, третьи — разрушить их.

Глава 2. Практические исследования семейных конфликтов

2.1. Транзактный анализ семейного конфликта

Транзактно-аналитическое направление в психологии возникло в 50-е гг. 20 века и приобрело наибольшую популярность в семидесятые годы. Транзактный анализ разработан как специальный метод групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с позиций основных эго-состояний. А единица взаимодействия была названа трансакцией. Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трех эго-состояний: Родитель, Ребенок и Взрослый. Эго-состояния – это некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые актуализируются наличной ситуацией. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Каждый взрослый человек некогда был ребенком. Этот ребенок представлен в каждом человеке детским эго-состоянием. Способность оценивать и систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослого. Родительское эго-состояние представлено информацией, полученной в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы[21].


Транзактный анализ не ограничивается психокоррекционным и консультативным направлением в психологии, он также широко применяется в педагогике и организациях. Модель анализа и разрешения семейного конфликта включает следующие этапы:

1. Структурный и функциональный анализ эго-состояний участников конфликта.

2. Анализ коммуникаций (диаграмма трансакций).

3. Структурные контаминации участников конфликта (предрассудки и иллюзии).

4. Анализ ролей участников конфликта в драматическом треугольнике С. Карпмана.

5. Анализ конфликта с позиций силовой игры. Указать роли оппонентов в доминирующей и подчиненной позиции.

6. Анализ эмоций и чувств, не позволяющих оставаться участникам конфликта во Взрослом эго-состоянии.

7. Построение карты конфликта (X. Корнелиус и Ш. Фэйр): позиции, потребности, опасения.

8. Технология разрешения конфликта по Ш. и Г. Боуэр: построение диалога.

Приведем конфликтную ситуацию, произошедшую в семье между отцом и дочерью по поводу ее желания жить отдельно от родителей. Дочери Анне 20 лет, она учится в университете на третьем курсе. Она хочет начать жить самостоятельной жизнью и снимать квартиру. Отец Андрей очень обеспокоен таким порывом дочери и хочет ее остановить. У них развивается конфликт на этой почве, где отец занимает непримиримую позицию.

Дочь и отец отстаивают свои интересы, используя стратегию противоборства. Каждый считает свою позицию правильной. Андрей является очень заботливым и контролирующим отцом, который печется о благополучии дочери. Между ними происходит следующий диалог:

Дочь: – Я уже взрослая и хочу жить одна!

Отец: – Но ты еще ничего не понимаешь в жизни! Ты не зарабатываешь деньги! Если ты уедешь из дома, ты забросишь учебу!

Дочь: – С тобой я никогда не стану самостоятельной!

Отец: – Я – твой отец и буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь!

Проведем структурный и функциональный анализ эго-состояний участников конфликта (рис. 1).

Контролирующий Родитель у отца очень сильный. Он уверен в том, что без его контроля дочь забросит учебу. Функция Заботливого Родителя отца также сильная, поскольку Андрей беспокоится об обеспечении и благополучии дочери.

Эго-состояние Взрослого отца представлено сильной функцией. Он успешный человек, справляется с жизненными задачами и функционирует на достаточно высоком уровне: имеет профессию, зарабатывает деньги, у него есть жена и дочь.


Рисунок 1 - Структурный и функциональный анализ эго-состояний отца

Что касается детской части, то здесь явно выражена сильная функция Р1 – Родитель первого порядка в детском эго-состоянии. Это Большой Свин, который следит за четким выполнением функций «хорошего» отца. В1 – это Маленький Профессор, интуиция человека, которая выражается в способности чувствовать потребности другого человека. Отец не откликается на потребность своей дочери жить отдельно. Следовательно, эта функция развита у него слабо. Д1 – это соматический Ребенок в структуре личности человека[22]. У большинства современных людей это слабая функция, поскольку плохо представлена связь со своими чувствами, которые обладают телесной природой. Это говорит об отщеплении или некоторой диссоциации со своим телом, сниженной чувствительности. Человек, который не ощущает своих чувств и потребностей, глух к чувствам и потребностям другого человека. Что и представлено в конфликте.

Теперь рассмотрим структурный и функциональный анализ эго-состояний дочери Анны (рис. 2).

Рис. 2. Структурный и функциональный анализ эго-состояний дочери

Поскольку дочь говорит о самостоятельности, это могло бы свидетельствовать о ее сильной функции Взрослого эго-состояния. Однако стратегия ее поведения – противоборство – в данном случае говорит о незрелости ее реакций, некотором инфантильном поведении и неспособности выразить свои потребности на взрослом уровне. Скорее сильной функцией является ее Контролирующий Родитель, который входит в противоборство с КР отца.

Большой Свин (Р1) также имеет сильную функцию, поскольку после очередной стычки дочь испытывает чувство вины за то, что противоречит своему отцу. Интуиция (В1) сильная. Соматический Ребенок (Д1) слабый.

Таким образом, дочери трудно отстаивать свою позицию конструктивным способом. Она выходит из диалога с отцом, так и не удовлетворив свои потребности и не разрешив конфликтной ситуации.

Рисунок 3 - Диаграмма трансакций между отцом и дочерью в конфликте

Анализ коммуникаций (диаграмма трансакций – рис. 3).

Диалог, представленный в описании конфликтной ситуации между отцом и дочерью, можно представить в виде параллельных трансакций. Отец занимает Родительскую позицию и доминирует в диалоге. Дочь выступает из позиции Бунтующего Ребенка, который хочет добиться своего и не хочет уступать. Однако под нажимом отца спор прекращается и стороны расходятся.


Структурные контаминации – это затопление Родительским или Детским эго-состоянием Взрослой части личности. В таком случае человек воспринимает за реальность свое искаженное восприятие. Это выражается в наличии у человека предрассудков и иллюзий. Предрассудки (затопление Родительским эго-состоянием Взрослого) – это обобщенный вывод о жизни одного из родителей, переданный ребенку в виде убеждений. Иллюзии (затопление Детским эго-состоянием Взрослого) – это решение Ребенка в ответ на предрассудок родителя.

Рассмотрим предрассудки и иллюзии участников нашего конфликта.

Предрассудок отца может звучать следующим образом: «Родители должны обеспечивать своих детей». Иллюзия: «Я буду обеспечивать свою дочь для того, чтобы быть хорошим отцом».

Предрассудок дочери может быть следующим: «Дети должны слушать своих родителей». Иллюзия: «Я буду слушать своих родителей для того, чтобы быть хорошей дочерью».

Стивен Карпман разработал эффективную диаграмму для анализа психологических игр – драматический треугольник (рис. 4).

Рисунок 4 - Анализ ролей отца и дочери в драматическом треугольнике С. Карпмана

В психологических играх люди играют одну из трех ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы. Преследователь – человек, который унижает других людей, считает их стоящими ниже себя и не ОК. Спаситель предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения (Я – ОК, ты не ОК). Он считает: «Я должен помогать этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь!». Жертва сама ощущает свою беспомощность и неспособность справиться с наличной ситуацией. Таким образом, привлекает в игру Спасителя или Преследователя. Жизненная позиция Жертвы – Я не ОК. Участники в процессе игры меняются ролями.

В нашем примере дочь входит в игру с позиции Преследователя. Она нападает на отца и говорит: «Я уже взрослая и хочу жить одна!». Отец оправдывается в позиции Жертвы: «Но ты еще ничего не понимаешь в жизни!» Затем отец начинает наступать и они меняются ролями в треугольнике. Затем дочь «проваливается» в Жертву и говорит: «С тобой я никогда не стану самостоятельной!». А отец занимает позицию Спасителя: «Я – твой отец и буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь!».

Данный конфликт представляет собой силовую игру. Силовые игры – это техники, которыми люди пользуются, чтобы заставить другого делать то, чего он не хочет делать. Лицо, играющее в силовые игры, предполагает, что оно не может получить желаемое, просто попросив об этом. Силовая игра требует дефицита какого-либо ресурса, не важно истинный это дефицит, или вымышленный.


В данной ситуации силовая игра представлена между неравными участниками. Отец выступает в доминирующей позиции, а дочь – в подчиненной.

Отец манипулирует тем, что он заботится о дочери, и это не дает ей права на принятие самостоятельных решений.

Как правило, ложные убеждения и чувства не позволяют людям оставаться во Взрослом эго-состоянии. А эмоции могут быть настолько сильными, что человеку трудно поддерживать диалог в конструктивной форме. У дочери Анны очень много чувства вины перед своим очень «положительным» папой, а также страха отверженности, если она сделает то, что ему не понравится. Отец испытывает чувство тревоги, досады и разочарование от ее желания уйти, ведь он всю жизнь так старался ради нее. Похоже, что благополучие дочери является частью его собственного благополучия вследствие нарциссического расширения отца за счет своей дочери. Поэтому опасения стать «плохим» отцом и страх отверженности – это то, что парализует диалог со стороны отца.

Карта конфликта — это инструмент его анализ. Она помогает разобраться в подлинных намерениях оппонента и своих собственных. Карта также помогает преодолеть собственные иллюзии, увидев естественность, а подчас и законность желаний оппонента.

Определив самые важные потребности и опасения отца и дочери (табл. 1), можно приступить к построению монолога со стороны дочери.

Четырехшаговая схема Ш. и Г. Боуэр помогает преодолевать разногласия в глубинных межличностных конфликтах между близкими людьми (родственниками, друзьями).

Шаг 1. Сформулируйте проблему. Максимально объективно и беспристрастно (без эмоций) опишите ситуацию, которая вас не устраивает.

Шаг 2. Присоединитесь к партнеру; скажите, что вы понимаете его позицию, признаете правомерность его интересов.

Шаг 3. Обозначьте свое отношение и видение ситуации, свою точку
зрения. Выразите свои чувства и мысли по поводу данной ситуации. Дайте
понять оппоненту, что именно вас не устраивает

Шаг 4. Предложите свой вариант решения проблемы с учетом интересов другой стороны.

Таблица 1

Карта конфликта

Отец

Дочь

Позиции

1. Я буду заботиться о тебе.

1.Я — взрослая и хочу жить одна

2. Я полностью тебя обеспечу

2. Хочу стать самостоятельной.

Потребности

1. Я – ОК, когда я забочусь о своей дочери.

2. Хочет быть спокойным за дочь.

3. Хочет контролировать, опекать.

4. Хочет общения с дочерью.

5. Любит, хочет эмоциональной близости и заботы.

6. Нужна помощь по дому.

1. Выражение.

2. Хочу свободы.

3-Я - ОК, когда слушаю своих родителей

4. Хочу быть хозяйкой в своем доме.

5. Хочу самостоятельно зарабатывать.

6. Хочу проверить свои силы.

7. Хочу близости, заботы.

Опасения

1. Страх отверженности.

2. Возникновения проблем.

3. Не хочет лишних трат.

4. Боится плохой учёбы

1. Страх отверженности

2. Не хочу контроля.

3. Не хочу быть ребенком.

4. Не хочу ссориться с родителями

Точки соприкосновения: хотят эмоциональной близости: никто не хочет портить отношения