Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Определение и сущность монополии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
1.1. Определение и сущность монополии.
1.2. Классификация монополий и их характеристика
2.1. История возникновения монополий в России
2.2. Российские монополии и перспективы их развития
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
3.2. Методы антимонопольной политики РФ
3.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
2.2. Российские монополии и перспективы их развития
Экономика РФ в последние годы переживает не самые лучшие времена. Виной тому целый ряд причин, среди которых:
1.Кризис перепроизводства;
2. Мировая финансовая нестабильность национального хозяйства и т.д.
Данные причины негативно сказываются на многих показателях экономики РФ.
Исследуем динамику основных макроэкономических показателей развития страны в условиях глобализации мировой экономики за последние годы. Начнем исследование с изучения динамики размера номинального ВВП, которую отобразим на рисунке 2.1.
Рис 2.1.Размер номинального ВВП России, млрд. долларов США
Как можно заметить из данных рисунка 2.1., за последние годы в связи с нестабильной экономической ситуацией в мировом хозяйстве, данный показатель существенно снижается с отметки в 2000 млрд.дол в 2015 году до отметки в 1200 млрд.дол в 2016 году. Далее исследуем динамику размера ВВП по ППС в экономике РФ за последние годы. Данные отобразим на рисунке 2.2
Рис 2.2 Размер ВВП по ППС России, млрд. долларов США
Как можно заметить из данных рисунка 2.2., размер ВВП по ППС несмотря на неблагоприятный экономический климат увеличился за последние годы с отметки в 2400 млрд.дол до отметки в 2600 млрд.дол.
Несмотря на развитие кластерной политики в РФ, за последние годы можно наблюдать снижение объемов промышленного производства с отметки в 2.5% в 2014 году, до отметки в 1% в конце 2016 года. Общая динамика данного показателя в РФ за последние годы отображена на рисунке 2.3.
Рис 2.3.Динамика объема промышленного производства России, %
Переориентация кластерной политики в РФ, введенные экономические санкции Запада против РФ негативно сказываются на общей динамики торговой политики и таких показателей как импорт, экспорт, товарооборот и сальдо. Динамика данных показателей отображена на рисунке 2.4
Как можно заметить из данных рисунка 2.11, за последние годы можно наблюдать снижение импорта с отметки в 161 млрд дол в 2013 году до отметки в 94 млрд.дол в 2015 году, экспорт снизился с 252 млрд.дол в 2013 году до 253 млрд.руб
Рис 2.4.Динамика и структура внешней торговли РФ за 2012-2016 годы в млрд дол.
Монополии функционируют главным образом в так называемых социальных отраслях (отраслях общественного пользования). Чаще всего государственные монополии обеспечивают население коммунальными услугами, энергоресурсами, водоснабжением, услугами связи, трубопроводным и железнодорожным транспортом и т.д.
В большинстве своем, монополии создаются в тех отраслях, где задействован значительный объем постоянного компонента производственных издержек, и, при этом, возможен значительный «эффект масштаба». Иными словами, государственная монополия целесообразна в тех сферах экономической системы, где, разделение отрасли между несколькими предприятиями или их множеством является нецелесообразным и может послужить причиной того, что производство станет затратным и низкорентабельным. [10]13
Практически в любой стране есть монополии. Примеры тому – энергообеспечение, транспортировка нефти и газа, общественный транспорт и т.д. Рассмотрим, к примеру, электроэнергетику. Примеры государственных монополий данной сферы в РФ – это около 700 существующих ТЭЦ, ГЭС и ГРЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС России». Эта крупнейшая энергетическая компания существовала в 1992-2008 гг. После реформирования сферы электроэнергетики (2002—2008 гг.) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано, а вместо нее возникли государственные естественно-монопольные компании, приватизированные генерирующие, а также сбытовые фирмы.
Крупнейший государственный монополист в РФ – железнодорожная отрасль. Так, удельный вес грузооборота и путевого хозяйства ОАО «РЖД» составляет 80% всех перевозок по стране. Значителен удельный вес и пассажиропотока. Столь высокая значимость железных дорог в России связана с большими сухопутными расстояниями между большинством населенных пунктов, а также между промышленными объектами. В РФ общая протяжённость сети железных дорог общего пользования превышает 85000 км.
Более того, ОАО «РЖД» обеспечивают примерно треть мирового грузооборота. Степень изношенности основных фондов ОАО «РЖД» составляет порядка 27 % . Другие крупные государственные монополисты в России – это ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т. д. Выясним теперь, почему же настолько целесообразно существование государственных монополий в общественном секторе экономики страны. Суть механизма такова: в случае сокращения объема предложения социальных благ, на одних и тех же производственных мощностях, постоянные затраты не снизятся, однако, при этом, увеличатся средние затраты. [11]14
В таком случае (при условии, неизменных постоянных затрат) средние издержки не смогут достичь того минимального уровня, как если бы естественная монополия единолично доминировала на рынке и были бы задействованы ее производственные мощности по максимуму. Простыми словами, дешевле воспользоваться одной линией электропередач, нежели тянуть две параллельные, которые перекрывали бы друг друга. Аналогичная ситуация с водопроводом или трубопроводами для транспортировки газа и нефти. Стоит отметить, что государственные монополии, все-таки не лишены недостатков. Так, у монополий есть и «обратная сторона медали» - тенденция к единоличному доминированию, приводящая порой к безраздельной диктатуре рыночной власти.
Ограничение рыночной власти государственных монополий принято достигать такими двумя основными способами: посредством установления в сферах, где функционируют государственные монополии государственной собственности, а также посредством государственного регулирования их работы.
Характерной чертой государственных монополий является то, что производимые ими блага, потребитель не в состоянии заменить аналогами (поскольку отсутствуют субституты), а потому спрос на них абсолютно неэластичный. В силу этого, изменение цены на данное благо не способно повлечь за собой сколь-либо существенного изменения спроса. Неоспоримое преимущество естественных монополий – это значительный «эффект масштаба», техническая эффективность, обусловленная концентрацией производства.
Однако, как говорилось ранее, рыночной практике известно очень много фактов злоупотребления монопольным положением в отрасли. Так, в частности, естественный монополист может неоправданно завышать свои издержки, зная, что в любом случае, будет государственная поддержка. Кроме того, монополист может и наоборот, неоправданно «вздувать» прибыль. Все это «умножает на ноль» весь социальный эффект и потребительский излишек. Стоит отметить, что подобного рода злоупотребления зачастую распознать извне довольно трудно, поскольку, реальное положение вещей монополиста может быть тщательно скрыто.
Именно, в силу высокой своей социальной значимости отрасли, а также высокой вероятности злоупотреблений естественные монополии во многих зарубежных странах в свое время были национализированы. Так, к примеру, в ряде стран (Франция, Великобритания и др.) компании одной отрасли (газ, железные дороги, телефон, и т.п.) были объединены в единые государственные корпорации, которые по своим масштабам, порой охватывали целую отрасль.
Таким образом, завершая исследование по второй главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением истории возникновения и развития монополий в России, а также выяснено современное их состояние в национальной экономике.
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
Важнейшим элементом экономической политики можно назвать антимонопольную политику государства. Именно она определяет, как социальное положение населения государства, так и уровень экономического развития страны, степень конкурентоспособности рынка. Свободная конкуренция в обществе является важнейшей предпосылкой экономического, социального и политического развития. Монополия является противоположностью свободной конкуренции, она ведет к застою хозяйственного развития, деградации в социальной сфере, политическому тоталитаризму.
Опыт общественного развития в России и странах зарубежья показал необходимость вмешательства государства в экономические процессы, для того, чтобы согласовать интересы всех участников и найти наилучшие пути прогресса общества. Ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции выражается в антимонопольной политике.
Основным законом, регулирующим антимонопольную (конкурентную) политику в РФ, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». [12]2
Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров и т.д. Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны. Антимонопольное законодательство в России стране слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования начинается только сейчас.
Можно выделить следующие основные задачи антимонопольной политики, к которым относят:
1.Обеспечение баланса интересов потребителей и предприятий
2.Управление развитием экономики в регионе
3.Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости и т.д.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ, а также рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Антимонопольное регулирование экономики РФ основывается на антимонопольном законодательстве, структура которого представлена на рисунке 3.1.
Рис 3.1. Структура антимонопольного законодательства РФ
Как можно заметить из данных рисунка 2.5., основными нормативно-правовыми документами антимонопольного регулирования являются:
1.Федеральный Закон №38 «О рекламе»;
2.Федеральный Закон №135 «О защите конкуренции» и т.д.
Антимонопольное регулирование экономики в РФ направлено на ряд объектов, среди которых:
1.Горизонтальные соглашения;
2.Недобросовестная конкуренция
3.Картельные соглашения;
4.Монополизация рынка;
5.Антиконкурентные слияния фирм и т.д.
Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как:
а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;
б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке.
в) государственный контроль как за реорганизацией, так и ликвидацией хозяйствующих субъектов.
В мировой экономике за последние годы сформировалось мнение о том, что для оценки эффективности государственной антимонопольной политики определяют изменения результатов ее деятельности за последние несколько лет. Голландский исследователь, Ханс Де Брюйн в своих научных трудах установил, что для оценки антимонопольной политики необходимо:
1.составление социально-значимых результатов, которые достигаются совместными действиями органами власти; [13]15
2.наличие между результатами действий временного лага;
3.наличие целей государственной антимонопольной политики.
При оценке эффективности государственной антимонопольной политики различают внешнюю ( социально-экономическую эффективность) и внутреннюю эффективность (эффективность управления).
Внешняя эффективность государственной антимонопольной политики то, насколько деятельность государственных органов успешна в достижении поставленных целей. Данная эффективность характеризуется конечным результатом, а внутренняя эффективность – продуктом или непосредственным результатом.