Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Определение и сущность монополии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
1.1. Определение и сущность монополии.
1.2. Классификация монополий и их характеристика
2.1. История возникновения монополий в России
2.2. Российские монополии и перспективы их развития
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1. Цели и значение антимонопольной политики в России
3.2. Методы антимонопольной политики РФ
3.3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
· Государственная или легальная монополия характеризуется тем, что все права на производство и реализации ее продукции принадлежат государству. Существование данной монополии необходимо для таких аспектов государственной деятельности, как организация национальной обороны (гос. монополия на изготовление ядерного оружия) или осуществление денежной политики (гос. монополия на производство денег). Очень высокая степень монополий такого типа была характерна для административно-командной экономики СССР.
· Чистая монополия возникает в результате присутствия на рынке единственного производителя. Чаще всего это обусловлено отсутствием входа в отрасль для других предприятий, но также может объясняться неразвитостью экономики страны, например, небольшая аграрная страна третьего мира может иметь только одну компанию, занимающуюся производством в наукоемких отраслях.
· Временная монополия связана с научно-техническим прогрессом в развитии. Чаще всего такая монополия возникает в результате того, что определенная фирма обладает уникальным научным достижением. Фирма останется монополией до тех пор, пока данное достижение не перейдет к другим компаниям. Так было, например, с телефонной компанией Белла.
· Случайная монополия может возникнуть вследствие существенного превышения спроса над предложением. При условии, что такая ситуация сохраняется, случайная монополия может трансформироваться в искусственную.
· Абсолютная монополия определяется стопроцентным контролем одной фирмы над производством и реализацией продукции. Абсолютность монопольной власти присуща государственным монополиям.
Существует еще один вид монополии, существенно отличающийся от остальных и заслуживающий отдельного рассмотрения. Это монопсония - так называемая монополия покупателя.[5]7
Монопсония возникает при условиях отсутствия дефицита и наличия на рынке только одного покупателя, способного влиять на уровень цен. Например, плантаторы-производители табака могут не иметь другого выбора, кроме как продавать свою продукцию табачной компании на ее условиях.
С точки зрения антимонопольного регулирования эффективным в данном случае является законодательное установление минимального уровня цен.
Монопсониями чаще всего выступают сами монополии.
По своей структурной организации монополии различаются следующим образом:
1.Трест - это объединение предприятий, полностью лишенных самостоятельности и являющихся частью одного колоссального производственного процесса.
2.Картель - это объединение предприятий, сохраняющих свою юридическую и коммерческую независимость. Объединение фирм в картель осуществляется, как правило, на условиях договора об уровне производства, сбыте продукции и найме рабочей силы.
3.Синдикат - это объединение предприятий, сохраняющих производственную, но теряющих коммерческую независимость. Происходит на условиях договора о заказах, закупках сырья и сбыте конечной продукции. Данный вид структурной организации является самым распространенным в российской экономике.
Каждый из перечисленных видов монополии имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении антимонопольного регулирования.
Монополии для экономики страны могут иметь как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительными сторонами монополий являются:
1.потенциальная возможность максимизировать «эффект масштаба» производства, что может способствовать значительному снижению средних издержек, отчего выиграет общество;
2.возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов развития и поддержания производства;
3. благодаря аккумулированию значительных ресурсов, появляется потенциальная возможность активного использования передовых достижений научно-технического прогресса, что может способствовать стимулированию развития отечественной науки; [6]8
4.возможность следования единым стандартам на предоставляемые услуги и производимую продукцию;
5.внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, что может способствовать сокращению потерь, связанные с неопределенностью и риском
Среди негативных сторон монополий можно отметить следующие:
1.возможность определять уровень продажной цены, предаваясь соблазну переложить значительные издержки на конечного потребителя, который, в свою очередь, не способен оказать противодействие монополисту;
2.возможность блокировать технический прогресс;
3.возможность злоупотреблять снижением качества производимой продукции и предоставляемых услуг с целью минимизации издержек;
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были исследованы понятие и сущность монополий, а также рассмотрены основные виды монополий в условиях рыночной экономики.
2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ
2.1. История возникновения монополий в России
Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.
В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. [7]10
Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии).
Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - “Продамет", “Продуголь", “Продвагон", “Кровля", “Медь”, “Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.
В период промышленного подъема (1910-14г. г) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово", “Россуд-Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).
Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.[8]11
В годы первой мировой войны 1914-18 г. г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.).
Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности.
Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.[9]12
Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etc исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль, путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист.