Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
- снабжение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
- регламентирование уровня доходов населения и, следовательно, структуры личного потребления и сбережений граждан;
- стимулирование наиболее оптимального применения получаемых доходов;
- поддержка наименее защищенным категориям населения.
Рисунок 3 – Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов[28]
Подоходное налогообложение имеет огромные возможности влияния на уровень реальных доходов населения, позволяет при помощи системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет роста ставок налога по мере увеличения заработков граждан. Помимо этого, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет степень обложения и иными налогами. Цели взимания и ключевые признаки подоходного налога в России во многом подобны с характером принятых в большинстве промышленно развитых странах таких налогов. Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:[29]
- подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный определенным плательщиком;
- подоходный налог в большей мере отвечает важным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и результативности;
- налог относительно постоянно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
- основной метод взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является простым результативным инструментом контроля над своевременностью перечисления средств в бюджет.
При сравнении налогового законодательства зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в области подоходного налогообложения физических лиц, выделяют общие черты:[30]
- подоходный налог с физических лиц – один из ключевых источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (около 50%). Помимо этого, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония и Норвегия;
- во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, рамки ставок которой широки: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 году составляла 61%. Притом, что ставки налога высоки, учитывают, что практически во всех странах установлены огромные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по разным основаниям. К примеру, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40, 50%; также действует подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; имеется и местный подоходный налог. Помимо необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Соответственно, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть снижена более чем на 30%;
- в большинстве стран в результате проведенных реформ произошло резкое снижение максимальных ставок налога и их числа. Так, до 1986 года в США действовали четырнадцать ставок подоходного налога, объем которых увеличивался с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х годов шкала ставок была упрощена: максимальная ставка уменьшена до 39,6%, а количество ставок уменьшилось до пяти.
Налогообложение доходов граждан России также претерпело ряд изменений. До 2001 года в базе исчисления данного налога лежал принятый в 1991 году закон «О подоходном налоге с физических лиц». С 2001 года доходы физических лиц стали облагаться согласно с Налоговым кодексом РФ (ч. II, гл. 23). При этом ставки подоходного налога неоднократно изменялись. Построены они были на базе прогрессии. В 2000 году использовались три ставки: 12, 20 и 30% и, следовательно, относились к доходам до 50000 рублей, от 50000 до 150000 рублей и от 150000 рублей и выше. Начиная с 2001 года в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ стали действовать другие ставки.[31] Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала использоваться единая ставка, равная 13%. Этот упрощенный вариант к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан.
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, взимающимся на всей территории страны по единым ставкам. Этот налог относится к регламентирующим налогам, т.е. применяется для урегулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.
Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц – играет особую роль в налоговой системе России, поскольку охватывает более 20 млн. физических лиц, которые являются собственниками разного вида имущества. Налог на имущество выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, а также влияет на создание структуры личной собственности граждан. Рост или сокращение ставок налога на имущество, предоставление разного рода льгот позволяет снизить имущественное различие населения. Соотношение фискального и регламентирующего назначения изменяется исходя от задач, стоящих перед обществом на конкретных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в конкретной мере является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, поскольку граждане, направляя собственные доходы на приобретение имущества, в некоторых случаях «уходят» от подоходного налогообложения, но, в, то, же время у них появляется обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.[32]
В большинстве стран действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, которая охватывает как имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в некоторых странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).
В настоящее время к числу взимаемых в России с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из них на федеральном уровне принят закон, согласно с которым и регламентируется налогообложение населения.
Тем самым, можно сказать, что налоги с населения как ключевой источник финансовых ресурсов государства выступают необходимым элементом экономических отношений с момента появления государства и разделения общества на классы. Экономическое значение налогообложения физических лиц определяется процедурой отчуждения доли собственности плательщиком в пользу государства. С финансовой точки зрения налогообложения физических лиц характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов различных уровней налоговыми платежами.
Вывод по второй главе:
В состав налогов, уплачиваемых физическими лицами, входят налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный и земельный налог. Также с граждан в соответствующих ситуациях взимается огромное количество различных сборов, пошлин и иных обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ. Согласно с Налоговым кодексом РФ количество налогов с физических лиц снижается, однако это не означает обязательное сокращение налогового бремени, т.е. общего объема суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и иных аспектов.
Экономическое значение налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, которое складывается у государства с физическими лицами в процессе создания бюджета и внебюджетных фондов. Налоги служат инструментом индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления, они показывают его причастность к созданию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают базу для контроля над результативным применением государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, создаваемых налогоплательщиком. В этом и заключается экономическое значение налогообложения физических лиц.
3. Пути совершенствования налогообложения физических лиц
В ближайшее время государство планирует придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости (в т.ч. не увеличивать налога для легального бизнеса). Однако в целях формирования стимула для обеления серых заработных плат рассматривается возможность изменения структуры налоговой нагрузки, а именно: могут быть уменьшены ставки прямых налогов на труд (страховых взносов) и увеличены ставки косвенных налогов (НДС). Правительство РФ планирует увеличить собираемость налогов и неналоговых платежей, поэтому совершенствуют их администрирование.
Рассмотрим ключевые направления изменений в налоговой политике страны на 2018-2020 гг.[33]
Налоговое администрирование:
- расширение возможности налоговых органов самостоятельно уточнять налоговые платежи во избежание пеней;
- упрощение процесса получения отсрочки по уплате налогов для стратегических компаний, оказывающих ключевые услуги населению или выполняющих важные заказы для развития региона;
- установление моратория на новые виды льгот по местным и региональным налогам;
- запуск пилотного проекта по введению на территории Евразийского экономического союза инструменты прослеживаемости ввозимой продукции от границы до розничного звена;
- постепенное распространение системы прослеживаемости, таких как ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система) и маркировка, на иные товарные группы;
- объединение базы данных внебюджетных фондов и Федеральной налоговой службы;
- создание единого реестра записей актов гражданского состояния и формирование федерального регистра данных о населении;
- объединение разных информационных баз в одну и автоматизация ее оценки для упрощения взаимодействия с налогоплательщиками и пресечения теневых схем.
Налог на доходы физических лиц:
- разрешение налоговым агентам сообщать физическим лицам о невозможности удержания с них НДФЛ при помощи электронных сервисов;
- предоставление стандартного НДФЛ-вычета на учащегося ребенка-инвалида I или II группы несмотря на его возраст;
- уточнение порядка признания затрат при продаже части в обществе с ограниченной ответственностью, при выходе из состава его участников и при получении доходов в результате ликвидации;
- описание для доходов по договору доверительного управления имуществом тех же характеристик налогообложения, устанавливаемых при доверительном управлении ценными бумагами;
- определение стоимости имущества и прав, внесенных в иностранную структуру без возникновения юридического лица, в рамках которой не облагаются полученные от данной структуры доходы.
Такие объекты налогообложения физических лиц, такие как доход, земля, транспорт и недвижимость объединяются в один термин, предусмотренный Гражданским кодексом РФ – имущество.[34] В то же время Налоговый кодекс РФ включает отдельный налог – налог на имущество физических лиц», в котором объект налогообложения – жилой дом или помещении, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, здания и сооружения, т.е. недвижимое имущество.[35] Так же к недвижимому имуществу относятся и земельные участки. Соответственно, представляется целесообразным для согласованности гражданского и налогового законодательства:
- объединить главы 31 и 32 Налогового кодекса РФ под единой главой 31, установив единый объект налогообложения – недвижимое имущество;
- переименовать название главы 31 Налогового кодекса РФ изложить ее в следующей редакции «Глава 31. Налог на недвижимое имущество физических лиц».
Вышеуказанное изменение будет более понятным для гражданина, а также использования на практике норм гражданского и налогового законодательства.
В перспективе видится объединение всех глав Налогового кодекса РФ, устанавливающие нормативы, относительно налогообложения физических лиц в одну главу под общим названием «Налог на имущество физических лиц», в котором объектом налогообложения будут доход, транспорт, земля и помещения (жилые и нежилые), объединенные общим понятием «имущество», что будет полностью согласовываться с Гражданским кодексом РФ.
Другим мероприятием является введение налога на профессиональный доход, являющийся новым специальным налоговым режимом для самозанятых граждан, действующий в течение 10 лет.[36] Данный налог был введен в 2019 году в тестовом режиме в 23 регионах России, с 1 июля 2020 года введен еще в 6 регионах.
Налог на профессиональный доход – это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим. Переход на него осуществляется добровольно. У тех налогоплательщиков, которые не перейдут на данный налоговый режим, остается обязанность платить налоги с учетом иных систем налогообложения, которые они используют в обычном порядке.