Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Три уровня налогообложения – это обычная мировая практика, принятая в большинстве государств. В США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги; в Германии – федеральные, налоги земель и муниципальные; во Франции – общегосударственные, налоги провинций и местные и т.д.[11]

Следовательно, в экономике государства важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в целях финансового снабжения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги необходимо различать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков конкретных действий. Взимание налогов регламентируется налоговым законодательством. Комплекс установленных налогов, а также принципов, форм и способов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В общем понимании, налоги – это принудительное изъятие государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, нужное с целью осуществления государством собственных функций.[12]

Налоги выполняют следующие функции (рис. 2): фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.[13]

Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, снабжающих максимальную собираемость установленных налогов и формирующих барьеры к уклонению от уплаты налогов. Иными словами, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря этой функции реализуется ключевое предназначение налогов: создание и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения являются производными от фискальной функции.

Рисунок 2 – Функции налогов[14]

Распределительная (экономическая, социальная) функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода, т.е. происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.


Регулирующая функция налогов направлена на решение методом налоговых инструментов определенных задач экономической политики государства. В разрезе данной функции выделяют три подфункции:

- стимулирующая подфункция налогов направлена на поддержание развития конкретных экономических процессов. Данная функция реализуется методом системы льгот и освобождений. Существующая система налогообложения – это огромный выбор налоговых льгот малым фирмам, инвалидам, сельскохозяйственным производителям и т.д.;

- дестимулирующая подфункция направлена на установление путем налогового бремени барьеров для развития некоторых экономических процессов;

- воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление применяемых ресурсов. Данную подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за воды и т.д.

Контрольная функция налогов позволяет государству проводит мониторинг своевременности и полноты поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их объем финансовых ресурсов.

Все функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):[15]


- налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

- время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

- каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:[16]

- обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги;

- справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные;

- определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком;

- удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной для налогоплательщика, а не для налоговых служб;

- экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны;

- пропорциональность предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту;

- эластичность подразумевает быструю адаптацию налоговой системы к изменяющейся ситуации;

- однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз;

- стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко;

- оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения;

- стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме;

- единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.


Тем самым, можно сказать, что налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти разных уровней с хозяйствующих субъектов и физических лиц в целях финансового снабжения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги выполняют четыре ключевых функции: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная. К принципам построения налоговой системы относятся: обязательность, справедливость, конкретность, удобство, экономичность и т.д.

Вывод по первой главе:

Становление налогов в России уходит корнями в допетровскую эпоху (IX-XVII вв.), развивается с налоговыми реформами Петра I и изменениями в актах законодательства в дореволюционной России до налогов эпохи «военного коммунизма», НЭПа в 1922-1929 гг., налоговых реформ в СССР и усовершенствуется в современной России. Особое значение налоги как механизм государственного регламентирования экономики приобрели в эпоху становления и укрепления рыночных отношений.

Налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти разных уровней с хозяйствующих субъектов и физических лиц в целях финансового снабжения деятельности государства или муниципальных образований. К числу основных функций налогов относятся: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная функция. Налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства.

2. Особенности организации налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации

В современной рыночной экономике основными налогами считаются: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения).

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные; региональные и местные.[17]


Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом введения или отмены региональных налогов на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.[18]

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлено право введения или отмены на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Все налоги, взимаемые с физических лиц, определены в Налоговом кодексе РФ и условно их делят на федеральные, региональные и местные налоги (табл. 2). По отнесению налога к одному из уровней характеризуют о его принадлежности к бюджету этого уровня.

Таблица 2

Классификация налогов в России

Уровень установления

Виды налогов

Федеральный

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина

Региональный

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес

Местный

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц

Таблица составлена по: 14.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Физические лица производят выплаты методом уплаты налогов в бюджет всех уровней, при этом в региональный бюджет уплачивается два налога, а в местный бюджет – три налога.[19]

Рассмотрим более подробно каждый вид налога с физических лиц.

Налог на доходы физических лиц – ключевой вид прямых налогов; исчисляется в процентах от совокупного дохода каждого физического лица, при этом из совокупного дохода вычитаются законодательного утвержденные затраты (налоговые вычеты).