Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Виды налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В исследовании А.В. Дашкова выделяются пять групп налоговых вычетов: стандартные, имущественные, социальные, профессиональные, а также вычеты при переносе убытков на будущие периоды от операций с ценными бумагами.[20]

Анализ статьи И.А. Михайленко показывает, что «плательщиками этого налога являются физические лица, подразделяющиеся на две группы:

- физические лица – налоговые резиденты России, т.е. лица, которые находятся на территории страны фактически не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев следующих подряд;

- физические лица – налоговые нерезиденты России, в ситуации, если у них есть доход на территории РФ.[21]

Помимо этого, в российском законодательстве определяется список лиц, обязанных каждый год самостоятельно декларировать свой доход:

- индивидуальные предприниматели;

- лица, занимающиеся частной практикой, к примеру, адвокаты, нотариусы, риелторы;

- лица по суммам, полученных средств от продажи имущества;

- лица по полученным от не налоговых агентов вознаграждениям;

- резиденты РФ по доходам, в ситуации получения их за пределами страны;

- лица, по своим доходам, в ситуации, если с них не был удержан налог налоговыми агентами;

- лица, получившие любого рода выигрыши;

- лица, обладающие доходом от физических лиц путем дарения.

Налог на доходы физических лиц рассчитывается по следующей формуле:

(1)

В налоговом законодательстве определены следующие ставки налогов:

- 9% - по полученным дивидендам до 2015 года; по процентам от облигаций с ипотечным покрытием, эмитированным до 2017 года; по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием;

- 13% - основная ставка для налоговых резидентов, по которой учитываются заработная плата, доходы от продажи имущества, доходы, полученные по договорам, а также доходы налоговых нерезидентов от осуществления трудовой деятельности;

- 15% - по полученным дивидендам налоговыми нерезидентами от российских предприятий;

- 30% - по всем иным доходам налоговых нерезидентов.

Налоговая база – совокупность всех видов доходов, облагаемых налогом. При этом налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду дохода, в ситуации, если они учитываются по различным ставкам.

Транспортный налог, плательщиком которого являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Помимо этого, при наличии доверенности на транспортное средство, по истечении трех лет плательщиком признается лицо, на кого выписана доверенность.


Объектами транспортного налога являются все транспортные средства, кроме весельных и моторных лодок с мощностью менее 5 л.с., промысловые и речные судна, автомобили, оборудованные для применения инвалидами, транспортные средства, находящие в угоне, а также иные транспортные средства, которые не относятся к физическим лицам.

Транспортный налог рассчитывается по следующей формуле:

(2)

Повышающий коэффициент используется для легковых автомобилей стоимостью более 3 млн. рублей.

Налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя, тяги, валовой совместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

О.Я. Старкова согласно с Налоговым Кодексом РФ определяет, что «налоговая база при расчете транспортного налога определяется в отношении следующих транспортных средств:

- транспортные средства, имеющие двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

- водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей – как единица транспортного средства».[22]

Налоговый период для расчета транспортного налога – это календарный год.[23]

Земельный налог, плательщиками которого являются физические лица, обладающие в собственности земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения.

Объектами земельного налога являются земельные участки, расположенные в муниципальных образованиях, на территории которых установлен налог. При этом участки, входящие в состав имущества многоквартирного дома, не признаются объектами земельного налога.

Налоговым периодом для расчета земельного налога признается календарный год. Налоговая база для расчета налога определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков – объектов налогообложения. Кадастровая стоимость определяется на базе земельного законодательства, данные о ней предоставляются территориальным органом Росреестра, на базе письменного заявления налогоплательщика. Помимо этого, на официальном сайте Росреестра размещаются официальные сведения о кадастровой стоимости земельных участков.


Налоговая база определяется налоговыми органами для каждого налогоплательщика на базе официальных данных. Поскольку это местный налог, соответственно, ставки устанавливаются местными органами власти метод принятия нормативно-правовых актов, однако ставки не должны превышать:

- 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, землям занятым жилищным фондом или объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, землям, приобретенным для личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства;

- 1,5% в отношении иных земельных участков.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

(3)

где S – рассчитанная сумма налога;

Кст – кадастровая стоимость земельного участка – объекта налога;

Д – доля на право собственности на объект налога;

Н – необлагаемая налогом сумма, снижающая величину налоговой базы (10000 рублей);

Ст – ставка налога;

Кв – коэффициент владения земельным участком;

К2 – коэффициент используется в отношении земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, и применяется по истечении 10 лет с даты регистрации права собственности на земельный участок до даты регистрации прав собственности на построенный объект недвижимости;

Кл – коэффициент налоговой льготы. Для предоставления льготы налогоплательщику необходимо написать заявление в налоговых органах.

Налог на имущество физических лиц, порядок налогообложения по которому изменился с 2015 года. Плательщиками налога являются физические лица, имеющие право собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются жилой дом или помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, здания и сооружения. Объектом не является имущество, находящееся в собственности многоквартирного дома.

В исследовании А.М. Кипкеева написано, что «налоговые ставки устанавливаются муниципальными органами власти, при этом не должны превышать:

- 0,1% жилых домов, помещений, объектов незавершенного строительства (жилого дома), единых недвижимых комплексов (при условии, что в их состав входит жилое помещение), гаражей, машино-мест, хозяйственных строений или сооружений (если площадь каждого не превышает 50 м²);

- 2% в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;


- 0,5% в отношении иных объектов налога на имущество физических лиц».[24]

При расчете налога учитываются следующие налоговые вычеты:

- для квартир кадастровая стоимость снижается на объем кадастровой стоимости 20 м² общей площади данной квартиры;

- для комнат кадастровая стоимость сокращается на объем кадастровой стоимости 10 м² площади данной комнаты;

- для жилого дома кадастровая стоимость снижается на величину кадастровой стоимости 50 м² общей площади данного жилого дома;

- для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), кадастровая стоимость сокращается на один миллион рублей.

В исследовании С.С. Струсь, О.И. Шевченко пишут, что «муниципальные власти регионов имеют право снизить до нуля или повысить, однако не более чем в три раза, налоговые ставки. При учете, что дефицит местных бюджетов носит перманентный характер, то не стоит ожидать сокращения ставок ниже установленных Налоговым кодексом РФ, более вероятным сценарием видится их рост, что может привести к повышению налоговой нагрузки на работоспособное население с низким уровнем дохода. Исследуя эту градацию налоговых ставок, можно прийти к мнению, что такая схема налогообложения не снабжает выполнение налогом на имущество физических лиц его социальной функции. Так, к примеру, собственники квартир стоимостью 10 млн. рублей обязаны выплачивать налог по той же ставке, что и собственники недвижимости стоимостью 299 млн. рублей. Поэтому некоторыми учеными предлагается повысить количество интервалов налоговых ставок с целью снабжения более справедливого налогообложения. При этом минимальной кадастровой стоимостью недвижимости, подлежащей налогообложению, по максимальной ставке является 100 млн. рублей».[25]

Рассмотрев некоторые виды налогов, взимаемых с физических лиц в бюджеты разных уровней, стоит выделить расхождение в толковании термина «имущество» в налоговом и гражданском законодательстве.

Согласно со статьей 130 Гражданского кодекса РФ: «имущество – это все то, что находится в собственности граждан, и на все то, что гражданин имеет право пользования, распоряжения и владения».[26]

Тем самым, можно сказать, что в систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (налог на физических лиц); налог на имущество; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Кроме этих налогов физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог, единый налог на вмененный доход для конкретных видов деятельности и местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления. Также с граждан в соответствующих ситуациях взимается огромное количество различных сборов, пошлин и иных обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.


2.2 Экономическое значение налогообложения физических лиц

Исследование налогов с физических лиц в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в разных странах основывалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства долей собственных доходов, второй – снабжение государство населению конкретного набора «неделимых благ».

Нарушение такого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими собственных доходов, иными словами налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, поскольку их нельзя поменять.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, проводимые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно оцениваться на предмет их возможных социальных последствий. Рост налогов с населения повышает доходы бюджета лишь на один налоговый период, т.к. уже в следующем основа для их уплаты может резко снизиться.

Сокращение налогов с физических лиц стимулирует повышение доходов населения, рост потребления, производства продукции и услуг и, как следствие, увеличение всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с физических лиц имеет длительную историю, однако общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

После 1917 года доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в конкретные временные периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения создавали только 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в рамках 6-8%.[27] Однако с начала 1990-х годов в налоговой системе России по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая лишь налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 3). При этом стоит отметить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.

Основное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Как и любой иной налог, подоходный налог является одним из экономических инструментов государства, при помощи которого оно решает разные трудно совместимые задачи: