Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

Введение

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Росси

1.1. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и ее структура

1.2. Закон о бухгалтерском учете

1.3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

1.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и рабочие документы организаций

Выводы

Глава 2 Международные стандарты финансовой отчетности их сущность и значение

2.1. Возникновение, цель и принципы Международных стандартов финансовой отчетности

2.2. Подготовка и предоставление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

2.3. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Вывод

Заключение

Список литературы

Содержание:

Введение

Актуальность Бухгалтерский учет нуждается в регулирования со стороны государства посредством нормативных документов. В условиях глобализации экономических процессов ситуация на мировом рынке постоянно изменяется. В связи с этим государство должно своевременно и обосновано реагировать на эти изменения, разрабатывая новые и корректируя старые нормативные документы бухгалтерского учета. От того как эффективно государство справляется с данной задачей будет зависеть экономическая эффективность принимаемых решений на предприятии. Многие российские компании ведут свою деятельность на мировом рынке. Несоответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности создают трудности для таких компаний. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для экономической системы является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.

Цель данной курсовой работы - исследовать существующую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и ее основные нормативные документы. Исследовать Международные стандарты финансовой отчетности и программу реформирования бухгалтерского учета для приведения в соответствия с ними.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть структуру системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;

- изучить основные нормативные документы бухгалтерского учета;

- исследовать возникновение, цель и принципы Международных стандартов финансового учета;

- рассмотреть подготовку и представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО;

- изучить «Программу реформирования бухгалтерского в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»;

Предметом исследования являются основные нормативные документы бухгалтерского учета и Международные стандарты финансовой отчетности.

Методологической и теоретической основой написания курсовой составили законодательные акты, нормативные документы, научные труды отечественных ученых в области экономики и бухгалтерского учета а также официальные электронные ресурсы законодательных органов Российской Федерации и Международных стандартов финансовой отчетности.


Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Росси

1.1. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и ее структура

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов принимаемых компетентными органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.[1]

В настоящее время в России сложилась система регулирования бухгалтерского учета и отчетности состоящая из четырех уровней. На формирование этой системы огромное влияние оказали экономические преобразования в стране и активное распространение международных стандартов финансовой отчетности. Система регулирования, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, выделяет законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.[2]

Первый «законодательный» уровень включает в себя федеральные законы указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным документом данного уровня является Федеральный закон от 06.12.2011 №402–ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете». Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень включает федеральные стандарты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом – Министерством финансов РФ. В частности, к ним в настоящее время относятся 24 положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В ближайшее время Минфин России должен внести изменения в действующие положения.[3]


Третий уровень формируют отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, а также прочие нормативные правовые акты органов исполнительной власти, нормативные акты Центрального банка РФ. Третий уровень включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета, рекомендации, выпускаемые соответствующими органами.[4]

Четвертый уровень представлен документами, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии. Эти документы, в частности – учетная политика – утверждаются руководством организации. Они не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам, но при этом предоставляют предприятию широкие возможности по организации бухгалтерского учета и управлению содержанием финансовой отчетности.

Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет, разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня - разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня.

1.2. Закон о бухгалтерском учете

21 ноября 1996г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. Введение в действие этого документа позволило:

- повысить юридический статус норм бухгалтерского учета

- закрепить обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет

- повысить статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Но поскольку ФЗБУ был принят пятнадцать лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях, со временем отдельные его положения вступили в противоречие с нормативными актами, принятыми позднее. В нем не был законодательно закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Поэтому за время действия ФЗБУ в него неоднократно вносились изменения и дополнения.[5]

22 ноября 2011 г. Госдумой был принят законопроект № 385329-5 «О бухгалтерском учете», 29 ноября 2011 г. он был одобрен Советом Федерации. 6 декабря 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года.[6]

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех разделов и 19 статей.


В разделе I «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты, указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете. Определена сфера действия ФЗБУ: закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокаты, нотариусы имеют возможность вести полноценный бухгалтерский учет с применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но это именно их право, так как согласно и.2 статьи 2 ФЗБУ указанные хозяйствующие субъекты ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.[7]

Второй раздел содержит основные требования к ведению бухгалтерского учета. Согласно этим требованиям бухгалтерский учет имущества организации должен осуществляться:

- на русском языке, в валюте Российской Федерации;

- обособленно от учета имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

- непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

- путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов;

- текущих затрат раздельно от капитальных и финансовых вложений.[8]

В разделе III изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Заключительные положения раздела IV включают в себя статьи об ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и о введении в действие ФЗБУ.

1.3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации


Нормативные документы второго уровня призваны конкретизировать законодательные акты, в первую очередь Федеральный закон «О Бухгалтерском учете», расшифровывать, детализировать его базовые понятия и требования. Ввиду своей особой значимости такой документ, как «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ПВБУ) за время своего существования неоднократно подвергается переработке.

24 декабря 2010 г. Приказом Минфина РФ № 186н был внесен ряд весьма существенных изменений в семь нормативных актов по бухгалтерскому учету.[9] При этом наиболее объемные и значимые изменения коснулись именно ПВБУ. Это связано с тем, что за период действия положений по ведению бухгалтерского учета было принято более 20-и положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), некоторые из них переутверждались в новых редакциях. Возникла необходимость актуализации отдельных норм ранее утвержденных стандартов бухгалтерского учета, приведения их в соответствие требованиям нормативных актов, принятых позднее, а также уточнения некоторых правил группировки и детализации учетных данных.

Ныне действующее положения, как и любой другой нормативный акт по бухгалтерскому учету, разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете». Во многих пунктах оно его полностью дублирует, в некоторых статьях содержатся ссылки на другие федеральные законы, которые также являются законодательными актами первого уровня. Но в целом этот документ представляет собой подзаконный нормативный акт, более полно и развернуто конкретизирующий отдельные положения закона.[10]

ПВБУ включает в себя шесть разделов:[11]

1. «Общие положения» - определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.

2. «Основные правила ведения бухгалтерского учета» - изложены требования к ведению бухгалтерского учета. Рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета, содержание которых объявляется коммерческой тайной; порядок оценки имущества и обязательств; порядок инвентаризации имущества и обязательств. Указаны случаи обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.