Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Росси
1.1. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и ее структура
1.2. Закон о бухгалтерском учете
1.3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
1.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и рабочие документы организаций
Глава 2 Международные стандарты финансовой отчетности их сущность и значение
2.1. Возникновение, цель и принципы Международных стандартов финансовой отчетности
В ходе подписания дальнейших международных соглашений МСФО стало рекомендацией для международного листинга. Составление компанией отчетности по МСФО давало ей автоматический пропуск на любую фондовую биржу мира.
В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В заявлении о миссии СМСФО изложены следующие цели его деятельности:
Наша миссия - разработка международных стандартов финансовой отчетности, которые обеспечивают прозрачность, подотчетность и экономическую эффективность финансовым рынкам по всему миру. Наша деятельность служит общественным интересам, так как она способствует повышению доверия, роста и долгосрочной финансовой стабильности в мировой экономике.
Стандарты МСФО
- повышают прозрачность путем улучшения качества и международной сопоставимости финансовой информации, что позволяет инвесторам и другим участникам рынка принимать экономически обоснованные решения;
- усиливают общественную отчетность путем снижения информационной асимметрии между инвесторами и теми людьми, которым они доверили свои деньги. Наши стандарты обеспечивают информацией, которая помогает держать подотчетными менеджеров компаний. Стандарты МСФО - важный источник глобально сопоставимой финансовой информации для регулирующих органов по всему миру;
- способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым улучшая процесс распределения капитала. Использование единого, надежного стандарта финансовой информации снижает стоимость привлечения капитала и сокращает расходы на международную отчетность.[19]
МСФО состоит из следующих взаимосвязанных документов:
- предисловие к положению МСФО;
- принципы подготовки и предоставления финансовой отчетности;
- стандарты и разъяснения к ним.
Все эти документы образуют единую систему и не могут применятся в отдельности.
Раздел «Принципы построения и подготовки финансовой отчетности» не является стандартом, но формирует основу для разработки и последующей оценки стандартов финансовой отчетности. Ни одно из положений принципов не имеет преимущества, перед каким-либо МСФО. В случаях конфликта между ними, последний имеет преимущество.[20]
Основной принцип МСФО состоит в том, что они носят не законодательный, а рекомендательный характер. Кроме того, в них отсутствуют подробные интерпретации, примеры применения стандартов в конкретных ситуациях. Цель состоит в том, что в любой практической ситуации составители отчетности могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые бы позволил обойти какие-то базовые положения. Среди принципов – принципы начисления, непрерывной деятельности, осторожности, уместности и другие.[21]
2.2. Подготовка и предоставление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
Согласно п. 9 МСФО 1 «Предоставление финансовой отчетности» Финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.[22]
Таким образом, при формировании финансовой учетной информации с учетом базовых положений МСФО бухгалтер должен стремиться к реализации главной цели финансовой отчетности – удовлетворению заинтересованных пользователей полезной информацией.
Согласно положениям МСФО, Принципы составления финансовой отчетности включают в себя:
- цель финансовой отчетности;
- качественные характеристики, определяющие уровень полезности информации для создания финансовой отчетности;
- определение, характеристику и измерение элементов, составляющих финансовую отчетность;
- представление о таких понятиях, как капитал и поддержание капитала.[23]
Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:
- отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;
- отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;
- отчет об изменениях в собственном капитале за период;
- отчет о движении денежных средств за период;
- примечания, состоящие из значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;
- сравнительную информацию за предшествующий период;
- отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если она реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности в соответствии с пунктами 40A–40D.[24]
Согласно МСФО 1 целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству организации ее собственниками.[25]
Концепция развития бухгалтерского учета в Российской Федерации более широко трактует цель формирования финансовой отчетности, акцентируя внимание на главном ее предназначении: она должна отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Признание этих целей – значительный шаг в сторону МСФО, хотя на практике составители отчетности преследуют прежде всего фискальные цели.[26]
Согласно МСФО 1 пользователями финансовой отчетности являются реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, лица предоставляющие коммерческие кредиты, правительства и их представительные органы, а также покупатели. Они используют финансовую отчетность для удовлетворения потребностей в той или иной информации
Основные принципы, на которых базируется подготовка финансовой отчетности можно разделить на три группы – основополагающие допущения, на которых базируется финансовая отчетность, качественные характеристики обеспечивающие полезность информации для пользователей и ограничения, позволяющие сбалансировать все вышеуказанные принципы.[27]
Основополагающие допущения, на которых строится отчетность, включают в себя два допущения — принцип начисления и принцип непрерывности деятельности.
Метод начисления. Подготовка финансовой отчетности осуществляется на основе метода начисления, согласно которому результаты сделок и других экономических событий признаются в момент их совершения (а не во время получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов) и в этот же момент регистрируются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовой отчетности соответствующего периода. Финансовая отчетность, подготовленная на основе метода начисления, информирует пользователей не только об уже свершенных оплаченных сделках, но также об обязательствах выплаты денежных средств в будущем, а также о предполагаемых будущих источниках поступления денежных средств.
Принцип непрерывности деятельности (going concern). При подготовке финансовой отчетности, как правило, подразумевается, что предприятие является действующим и будет продолжать функционировать в ближайшем будущем. Таким образом, предполагается, что у предприятия нет никаких намерений или необходимости сокращать финансирование основных операций, а в случае если такое намерение или необходимость существуют, это будет раскрыто при подготовке финансовой отчетности.[28]
Согласно МСФО качественные характеристики информации, представляемые в финансовой отчетности
Понятность. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть представлена таким образом, чтобы она была понятна пользователям, имеющим достаточные знания о бизнесе, экономической деятельности и бухгалтерском учете и желание изучать информацию с должным старанием. Тем не менее, вышесказанное не должно быть оправданием для того, чтобы не включать уместную информацию по соображениям ее излишней сложности для восприятия некоторыми пользователями.
Уместность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть уместной с учетом потребностей пользователей при принятии решений. Информация обладает качеством уместности, когда она способна оказывать влияние на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие или будущие события, или подтверждая, или корректируя их прошлые оценки.
Существенность. Информация считается существенной и, следовательно, уместной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, рассматриваемой в конкретных обстоятельствах ее пропуска или искажения. Однако, не следует делать или оставлять неисправленными несущественные отступления от МСФО для предприятий МСБ в целях достижения желаемого представления финансового положения, финансовых результатов или движения денежных средств предприятия.
Надежность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть надежной. Информация является надежной тогда, когда в ней не содержатся существенные ошибки, она не является предвзятой; и достоверно представляет то, что она имеет целью представить или то, что она может представлять в соответствии с разумными ожиданиями. Финансовая отчетность будет содержать в себе предвзятость (т.е. нейтральность) тогда, когда подбор или представление содержащейся в такой отчетности информации, направлен на оказание влияния на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата или последствий.[29]
В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности.
2.3. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.[30]
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Для этого были определены следующие задачи:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.[31]
Основополагающей задачей реформирования является создание оптимальных условий для выполнения функций, возложенных на систему бухгалтерского учета. Кроме того, необходимость заключается в обеспечении непротиворечивости российской системы учета мировым стандартам. Важным является факт введения процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, пересмотра допустимых способов оценки имущества и обязательств, а также создания механизм публичности бухгалтерской отчетности.[32]
В целях дальнейшего приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности предстоит еще большая работа, и реформа будет проводиться по следующим основным направлениям: