Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Расчет заработной платы».pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей.
Введение
Деятельность любой организации представляет собой систему последовательных, целенаправленных регламентированных видов деятельности (операций), достигающих значимых для организации результатов, называемых бизнес-процессами.
Описание и регламентация бизнес-процессов позволяет формализовать существующую модель бизнеса, устраняется дублирование функций работников. Также снижается количество ошибок при оформлении платежных и первичных документов. После описания бизнес-процессов, можно увидеть направления, по которым они могут быть улучшены. Необходимо отметить, что улучшения сразу осуществить невозможно. Большая часть направлений оптимизации может осуществляться за счет реализации долгосрочных программ. Поэтому там, где невозможно сразу улучшить процесс, нужно разработать программу по улучшению и оптимизации с указанием исполнителей и сроков выполнения.
Разработка бизнес-процессов - наиболее ответственный этап моделирования бизнеса, который предшествует внедрению в организацию АСУ.
Целью данной работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса «Расчет заработной платы» на примере станции скорой помощи.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- Выбрать комплекс задач автоматизации;
- Охарактеризовать существующие бизнес – процессов;
- Охарактеризовать документооборот, возникающий при решении задачи;
- Обосновать проектные решения по информационному обеспечению;
- Обосновать проектные решений по программному обеспечению;
- Разработать информационную модель;
- Охарактеризовать нормативно-справочную, входную и оперативную информацию;
- Охарактеризовать результатную информацию;
- Описать общие положения (дерево функций и сценарий диалога);
- Охарактеризовать базу данных;
- Описать Структурную схему пакета (дерево вызова программных модулей);
- Описать программные модули;
- Привести Контрольный пример реализации проекта и его описание.
1 Глава. Аналитическая часть
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
Эффективность работы организации складывается из многих факторов. Важное значение среди них имеют задачи управления персоналом. От продуктивности этого процесса зависит качество работы организации в целом. Учет заработной платы – один из важнейших процессов любой организации. В данном разделе рассмотрим процесс начисления заработной платы и учета рабочего времени станции скорой помощи.
Станция работает в круглосуточном режиме. Период работы в ночное время устанавливается с 22 часов до 6 часов (ст. 96 ТК РФ).
В структурных подразделениях продолжительность ежедневной работы, в том числе время начала и окончания ежедневной работы, определяется графиком сменности, утвержденным работодателем с учетом мнения профсоюзной организации Станции.
График работы персонала на Станции: суточный, полусуточный, ежедневный по режиму 5-ти дневной рабочей недели с двумя выходными днями, один из которых — воскресенье, или 6-ти дневной рабочей недели с выходным днем — воскресенье.
Работникам Станции, работающим по ежедневному графику 5-ти или 6-ти дневной рабочей недели, график начала и окончания работы утверждается ежегодно Регламентом работы персонала в установленном порядке.
Заведующий подстанцией, старший врач, старший фельдшер и сестра-хозяйка подстанции ежемесячно имеют одну рабочую субботу в пределах месячной нормы рабочего времени.
Графики сменности доводятся до сведения работника не позднее, чем за две недели до введения их в действие под роспись. Работники чередуются по сменам равномерно. Продолжительность междусменного отдыха по основному месту работы не должна превышать 5 суток.
До начала работы каждый работник обязан отметить свой приход на работу, а по окончании рабочего дня - уход с работы личной подписью в табеле поденного учета рабочего времени.
Работодатель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с работы. Запрещается оставлять работу до прихода, сменяющего работника. В случае неявки сменяющего, работник сообщает об этом старшему по работе, который обязан немедленно принять меры к замене сменщика другим работником. Работник может наряду с основной работой выполнять работу по совместительству. Начало и окончание работы каждого работника указывается в графике работы. Время переодевания перед началом работы и после её окончания не входит в учет рабочего времени. В случаях задержки на вызове бригады предыдущей смены на Станции устанавливается время для приема и передачи бригадами медицинского оборудования в размере 10 минут, указанное время включаются в рабочее время работников бригады предыдущей смены.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих во вредных условиях труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
В течение дня при 40-часовой рабочей неделе работникам Станции устанавливается перерыв для отдыха и питания продолжительностью 30 минут, не входящий в рабочее время.
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов.
Для станции скорой помощи разработана IDEF0 модель учета рабочего времени персонала.
Моделирование проводилось с помощью программы AllFusion Process Modeller. Эта программа поддерживает создание трех видов моделей [1]:
- Моделирование бизнес-процессов (IDEF0) позволяет систематически анализировать ваш бизнес, фокусируясь на обычных повседневных функциях и элементах управления, поддерживающих эти функции;
- Моделирование технологических процессов (IDEF3) - это также называется моделированием рабочих процессов. Он используется для графического описания и документирования процессов путем сбора информации о потоке процессов, взаимосвязях между процессами и важных объектах, которые являются частью процесса. Схемы рабочих процессов можно использовать для содействия усилиям по реинжинирингу бизнес-процессов, разработки меры для определения полноты результатов и сбора информации о политиках и процедурах в компании;
- Моделирование потока данных (DFD) — фокусируется на потоке данных между различными задачами. Это гарантирует, что ваша организация может максимизировать доступность данных при минимизации времени отклика.
Верхний уровень модели представлен на Рисунок
Рисунок 1 ‑ Верхний уровень модели учета рабочего времени
Как видно из Рисунок 1, входными параметрами для модели являются:
- Должностные инструкции;
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);
- Форма Т12;
- Данные о командировках, больничных, неявках;
- Штатное расписание;
- Бухгалтерия.
Выходными параметрами являются:
- Табель рабочего времени;
- Сведения о заработной плате;
- Отчет для руководства.
Детализированная модель учета рабочего времени представлена на Рисунок 2.
Рисунок 2 – Модель учета рабочего времени станции скорой помощи
Основными функциями модели являются:
- Заполнить форму данными;
- Ввести данные о рабочем времени;
- Консолидировать данные;
- Провести расчет рабочего времени;
- Рассчитать заработную плату;
- Сделать отчет.
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
Для характеризации документаоборота составим DFD модель системы учета рабочего времени, показывающую потоки данных (Рисунок 3).
Рисунок 3 ‑ Верхний уровень DFD модели станции скорой помощи
Для более подробного рассмотрения процесса учета рабочего времени сделаем декомпозицию представленной выше модели (Рисунок 4)
Рисунок 4‑ Декомпозиция верхнего уровня DFD модели учета рабочего времени станции скорой помощи
Основными процессами тут являются:
- Регистрация сотрудника;
- учет рабочего времени;
- начисление заработной платы;
- формирование расчетно-платежной ведомости;
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
Представленная выше система учета рабочего времени неэффективна по нескольким соображениям:
- Эффективность работы сотрудников зависит от необходимости соблюдать бюрократические процедуры по учету рабочего времени;
- Руководство не может быстро получать информацию о работе конкретного сотрудника;
- Руководство не может получать информацию об эффективности работы сотрудника;
- Сотрудники не могут отслеживать статистику своей работы и начисленную заработную плату.
Анализируя составленные модели работы и учета рабочего времени станции скорой помощи можно прийти к выводу, что для значительного повышения эффективности работы следует внедрить единую информационную систему учета рабочего времени. Это позволит наладить взаимодействие отдельных подразделений, повысить прозрачность работы коллектива.
При учете заработной платы предполагается широкое использование автоматизированные рабочих мест. Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это совокупность средств, реализованных на базе персонального компьютера, для решения задач в определенной предметной области.
Другое определение трактует АРМ как аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации технологических процессов данной специальности.
В медицине и здравоохранении АРМ подразделяют по функциональным возможностям на следующие категории [2]:
- административно-организационные (например, АРМ главного врача больницы, заведующего отделением, старшей медицинской сестры и др.);
- технологические (например, АРМ врача-рентгенолога, врача функциональной диагностики и др.);
- интегрированные, т. е. объединяющие функции первых двух в разных комбинациях (например, АРМ главного рентгенолога города).
Общими требованиями к АРМ различных специалистов являются:
- простота общения Пользователя с АРМ;
- оперативность ввода, обработки и поиска документов;
- возможность оперативного обмена информацией между различными АРМ;
- исключение положений, когда пользователь оказывается в тупиковой ситуации;
- контроль ввода данных с указанием ошибок;
- возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;
- эргономичность конструкции;
- безопасность для здоровья пользователя и пациента.
Для успешной работы пользователей следует выделить
следующие виды обеспечения функционирования АРМ.
Техническое обеспечение включает персональный компьютер с необходимыми периферийными устройствами, средствами коммуникаций (сетевое обеспечение) и специальными медицинскими приборами (специальное обеспечение). Выбор типа персонального компьютера, периферийных устройств и медицинского оборудования определяется функциональным назначением АРМ.
Программное обеспечение состоит из набора программ, предназначенных для управления работой компьютера в автономном и сетевом режимах, а также для автоматизации решения задач в соответствии с функциональным назначением АРМ.
Организационно-методическое обеспечение состоит из инструктивных и нормативно-методических материалов по обеспечению и работе в среде АРМ, организации защиты информации, правовых документов, регламентирующих отношение и ответственность пользователей, форматы входных и выходных данных.
Модель учета рабочего времени с учетом использования АРМ показана на рисунке 5
Рисунок 5 ‑ Модель учета рабочего времени при условии использования автоматизированных рабочих мест
Одной из основных задач новой концепции учета рабочего времени является доступность информации о затраченных в работе часах в любое время (в том числе в режиме реального времени) всем заинтересованным в этом лицам.