Файл: Национальная, мировая и региональная валютные системы.pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
Введение
Мировая валютная система играет важную роль в мировых экономических отношениях. Со временем изменились формы мировых денег, изменились условия международных расчетов.
В то же время возросла значимость системы мирового денежного обращения и степень ее относительной независимости. За этим следует период, когда денежная система в определенной степени отвечает условиям и потребностям экономики.
Глобальные и международные денежные системы обслуживают взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности отдельных фирм и национальных экономик в целом. Их основой является международное разделение труда и внешняя торговля.
Национальная валютная система – совокупность отношений, посредством которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы страны, необходимые для нормального функционирования общественного воспроизводства.
Основой национальной валютной системы и ее главным элементом является национальная валюта.
Валюта – это общее название валюты разных стран, необходимой для приема оплаты товаров и услуг, приобретенных на территории страны. В каждой стране есть своя денежная единица – рубль, доллар и т. д., которая установлена законом. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становится валютой.
Наличие национальной валюты обеспечивает нормальное обращение товаров, облегчает правительству, чтобы сделать выплаты всем гражданам, которые работают в государственных учреждениях, служат для содержания армии и т. д.
В конце XX века валютные отношения получают новый импульс развития. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами экономического развития.
Форма организации и регулирования валютных отношений, фиксированная национальным законодательством и межгосударственными соглашениями, является валютная система. Существуют мировая, региональная и национальная валютные системы.
Региональная валютная система сформировалась с развитием внешнеэкономических связей как форма организации валютных отношений, регулируемых межгосударственными соглашениями.
Целью данной работы является изучение региональных, мировой и национальной валютных систем.
Цель привела к необходимости решения ряда взаимосвязанных задач:
- изучить содержание денежной системы;
- описать её основные элементы;
- рассмотреть возможность формирования новых региональных валютных систем.
Предметом исследования является изучение теоретико-методологических и прикладных проблем валютных систем.
Объектом исследования являются валютные системы.
Теоретической методологической основой работы являются основные положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов.
Информативной основой исследования являются работы российских специалистов в области финансов, периодические издания.
В исследовании использовались общенаучные методы, методы сравнения, наблюдения, обследования, комплексной оценки, аналитические процедуры и др.
Глава 1. Мировая валютная система
Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо – Ямайское соглашение. Это соглашение, известное под образным названием “коктейль из ямайского рома”, определило контуры новой международной валютной системы.
Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
- выравнивание темпов инфляции в различных странах;
- уравновешивание платежных балансов;
- расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.
Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР или специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть “это международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ”. СДР был введен вместо золотодевизного стандарта.
Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.[1]
Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.
Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная демонетаризация золота. Была отменена официальная цена на золото, были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.
Ямайское соглашение окончательно упразднило золотые паритеты национальных валют, равно как и единицы СДР. Поэтому оно рассматривалось на Западе как официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных валютных отношений.
Интернационализация системы международных ликвидных активов, формирование коллективной валютной единицы призваны оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.
В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения.
Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.
Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.
МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.[2]
Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированными учреждениями ООН и т.д.
СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.
Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.
Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.
Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.
На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.
Неудовлетворенность современным состоянием мировой валютной системы ощущается повсеместно. Отсутствие в современных условиях общепризнанных, универсальных мировых денег, как золото, может быть в некоторой степени компенсировано наличием эффективного механизма выравнивания платежного баланса, который мог бы упорядочить платежно-расчетные отношения, прежде всего, между основными мировыми валютными полюсами. Речь идет о формировании такой структуры международного экономического обмена, которая исключает возможность затяжных, неприемлемых дисбалансов и накопления избыточного внешнего долга.
Механизм балансирования платежного баланса можно также рассматривать с точки зрения погашения государственного долга. Это означает, что фактический или предполагаемый текущий долг одних стран по отношению к другим возмещается за счет реального богатства. Однако в данном случае это богатство не в виде единого денежного товара – золота, а в виде совокупности различных товаров и услуг, играющих роль "множественных мировых денег”. Эта роль особенно очевидна, если движение товаров в данном направлении стимулируется целенаправленными мерами государственного воздействия.
Многие экономисты-монетаристы считали плавающие валютные курсы оптимальным механизмом выравнивания платежного баланса. С конца 60-х-начала 70-х годов концепция стала оказывать доминирующее влияние на денежно-кредитную политику ведущих стран Запада. Однако в 80-е годы были разочарованы результатами функционирования механизма плавающих валютных курсов. Оказалось, что этот механизм недостаточно эффективен в качестве автоматического регулятора платежных балансов, не обеспечивает стабильного баланса.[3]
С середины 1980-х годов значительный импульс получил процесс установления межгосударственного экономического регулирования, углубления координации макроэкономической политики, выработки норм “международной дисциплины”. Стимулом послужили резкие и масштабные колебания курса доллара по отношению к основным валютам. Торговля и платежный баланс управление с помощью международной координации внутренних макроэкономических политик рассматривается в определенной степени как альтернатива плавающим валютным курсам.
Среди совместных мер регулирования экономики ведущих западных стран, направленных на упорядочение их международных валютно-финансовых отношений, главным вновь стал отвергнутый ранее кейнсианский метод дифференцированного странового воздействия на объем совокупного общественного спроса. На встрече "Большой семерки" 1987 года в Венеции координация макроэкономической политики, направленной на регулирование объемов спроса, была определена как один из важнейших путей решения проблемы сокращения внешнеэкономических дисбалансов и достижения более стабильных курсовых соотношений крупнейших западных стран.
В решении "семерки" оговаривается, что страны, торговые и платежные балансы которых имеют превышение доходов над платежами (Япония, Германия), должны проводить политику, направленную на стимулирование экономического роста и, соответственно, внутреннего спроса, имея в виду уменьшить появление избыточных балансов при сохранении ценовой стабильности.
Страны с дефицитом платежного баланса (в первую очередь США) “должны проводить политику, которая будет способствовать значительному сокращению их дефицитов”.
Очевидно, что национальные государственные органы не могут избежать ответственности за обеспечение сбалансированности макроэкономического обмена и платежного оборота своих стран с внешним миром. Однако для того, чтобы власти одних стран не причиняли вреда другим, они должны подчиняться международным правилам – достаточно твердым, заслуживающим доверия и соответствующим единым стандартам разумности и справедливости.