Файл: Методы экспертных оценок в принятии управленческих решений.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и организация экспертных работ при принятии управленческих решений
1.1. Экспертные методы и их использование в исследовании
1.2. Сущность и методология использования экспертных методов
1.3. Методы экспертной оценки и их краткая характеристика
2. Исследование системы приятия решений в организации ООО «Здоровье +»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ системы принятия управленческих решений в организации
2.3. Исследование системы принятия решений
3. Разработка рекомендаций по метода экспертного оценивания при принятии решений в ООО «Здоровье+»
обоснование выбора варианта управленческого решения на основе заложенных в основу оценки критериев;
определение перспективных направлений использования имеющихся в организации технологий;
согласование мнения между различными уровнями управления;
проведение полной и адекватной оценки ситуации, сложившейся на предприятии, в отрасли и пр.
Для решения многих проблем важно не столько нахождение наиболее правильного с технологической точки зрения варианта решения проблемной ситуации, но и его способности быть реализованным в сложившихся в организации условиях [20, с. 121].
Эксперт соотносит для вынесения своего заключения множество критериев, полагаясь на свою квалификацию и опыт. И поэтому при организации экспертного опроса много зависит от того, как правильно будут подобраны эксперты для решения поставленной задачи.
Привлечение эксперта должно опираться на следующие профессиональные качества, которым он должен соответствовать. Среди них наиболее важными являются:
квалификация и опыт;
владение методами экспертной оценки;
специализация;
представление обо всех звеньев технологической цепочки и уровней управления.
В процессе подбора экспертов организаторы опроса должны обеспечить беспристрастность экспертов в оценке объекта, наделить его всей необходимой для полного осмысления проблемы информацией.
1.3. Методы экспертной оценки и их краткая характеристика
К сожалению, эксперты не всегда способны дать количественные оценки значений оцениваемых показателей. Поэтому важнейшим элементом экспертной оценки является способ качественной оценки объектов экспертизы.
Своеобразие качественных методов проведения экспертной оценки заключается в таком представлении объекта экспертизы, которое позволит увидеть в нем скрытые до этого свойства.
В целом можно выделить две группы экспертных оценок: индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные методы основаны на использовании мнений экспертов, независимых друг от друга. Информация, которую получает заказчик от эксперта, отличается уникальностью и ориентацией на проблему, имеющую локальный характер [23, с. 58].
Несмотря на то, что знания отдельного эксперта являются ограниченными, что не всегда дает возможность получить максимально достоверную информации об объекте оценки, обращение к этим методам является достаточно обоснованным. Преимущества этих методов заключены не только в дешевизне индивидуальных экспертиз, но и в характере самой процедуры, отличающейся глубиной и последовательностью проникновения в предмет. Использование индивидуальных методов позволяет исключить возможность межличностного влияния, способного исказить достоверность экспертной оценки.
Ряд экспертных методов трудно отнести к индивидуальным или коллективным. Кроме того, в процессе их применения также используются как качественные, Так и количественные критерии. Таким образом, можно выделить особую группу эвристических методов, значение которых заключается в мобилизации творческого мышления в решении сложных комплексных задач.
1. Метод гирлянд и ассоциаций, разработанный в 70-е г. советским ученым Г. Бушем, предполагает изучение схожего по свойствам объекта, на базе сличения которых выявляются особенности, характерные для исследуемого объекта.
Сферой применения названного метода может стать сложная проблемная ситуация, слабо изученная, в отношении которой нет сложившегося мнения. Метод может быть реализован только при условии большой предварительной работы, заключающейся в глубоком изучении свойств аналогов исследуемого объекта, целесообразности их привлечения, формировании психологической установки экспертов и т. д.
2. Метод парных сравнений основан на простом сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых он должен выбрать наиболее предпочтительный. Метод позволяет учитывать равноценность или принципиальную несравнимость представленных альтернатив, в связи с чем они исключаются из анализа.
В ходе такого сравнения эксперт не только отбирает лучшие варианты, но и формулирует критерии, позволяющие осуществить такой выбор, подчеркивая свойства и признаки отобранной альтернативы.
3. При использовании метода векторов предпочтений эксперту
предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вариантов и предлагается для каждого из них указать, сколько альтернативных ему вариантов он опережает.
4. Метод фокальных объектов, разработанный в 50-е гг. XX века
американским ученым Ч. Вайтингом, заключается в перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект. Отличительным признакам данного метода является то, что он совершенно исключает количественный подход и нацелен, главным образом, на концентрацию внимания исследователя на так называемом фокальном объекте, служащим основой сопоставления с объектами, составляющими поле направленного случайного поиска [17, с. 89].
Примером фокального объект может служить примечательное для данного территориального образования культовое здание, служащее местом встреч.
5. Индивидуальный экспертный опрос возможен в форме интервью
или в виде анализа экспертных оценок.
Метод интервью означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик в соответствии с разработанной программой ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей.
Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом (экспертами) разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути в ее решении. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа, составленного на основе тщательного обследования объекта.
Анализ экспертных оценок может быть произведен на основе использования ряда методов, в основе которых лежит выбор оптимальной альтернативы в определении варианта решения.
6. Метод средней точки используется при большом количестве альтернативных решений. Для этого формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен, второй — наиболее. После этого эксперту предлагается подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значениями первой и второй альтернативы. Процедура завершается, когда определяется сравнительная предпочтительность всех участвующих экспертизе альтернативных вариантов [8, с. 49].
7. Метод Черчмена-Акоффа.
В соответствии с этим методом все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности, и каждому из них эксперт назначает количественные оценки. Если один вариант (αϊ) по предпочтительности выше другого (а2), то их значения суммируются (αϊ + α2).
Эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант (αϊ) и сумму других альтернативных вариантов. Если (αϊ) остается предпочтительным, то и его значение будет выше суммарного значения других альтернативных вариантов, в противном случае — наоборот. Если альтернативный вариант (αϊ) на каком-то этапе оказался предпочтительнее суммы остальных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то (αϊ) из дальнейших рассмотрений исключается.
8. Метод лотерей.
В соответствии с методом имеющиеся альтернативы распределяются в порядке убывания предпочтительности, для обозначения которой эксперт указывает такую вероятность (р), при которой альтернативный вариант (а2) равноценен лотерее; альтернативный вариант (αϊ) встречается с вероятностью (р), а альтернативный вариант (аЗ) встречается с вероятностью (1 -р).
В организации также можно использовать следующие групповые методы.
1. Мозговой штурм.
Рождение метода «мозгового штурма» принято связывать с именем американского ученого А. Осборна, разработавшего его основы в 1957 г. Использование метода позволяет находить выход из наиболее сложных и запутанных ситуаций, в решении которых отсутствуют готовые рецепты [24, с. 96].
Главная цель «мозгового штурма» заключается в стимулировании творческого процесса генерации идей, возможного в условиях коллективного обсуждения. Метод позволяет в условиях неопределенной ситуации разработать максимальное количество возможных решений, концентрируя внимание участников на обсуждаемой проблеме. Характерной чертой данного метода является процедура отделения стадии генерации идей от стадии их оценки.
2. Методика судов.
Суть методики заключается в такой организации обсуждения проблемной ситуации в группе, когда одна сторона разрабатывает самостоятельные предложения, а другая — дает критику всем этим предложениям.
Использование этой методики воспроизводит сценарий суда, в котором происходит состязание между обвинением и защитой.
Цель методики заключена в выявлении наиболее аргументированного и оптимального решения, полученного в ходе обстоятельной экспертизы.
3. Метод «черного ящика».
Главным достоинством метода «черного ящика» является минимизация возможного влияния заинтересованных лиц на принятие неэффективных решений.
Метод нацеливает на выделение специального аналитического центра, который делает заключение исключительно по разработкам независимых экспертов, оценивающих перспективы принятия решений по определенному перечню проблем.
На первом этапе экспертам выдается информация о характере и структуре
4. Метод эвристического прогнозирования.
Использование данного метода предполагает привлечение к работе экспертов узкой специализации, которые на основе предварительно разработанных анкет и таблиц должны разработать общую модель исследуемого объекта. Основной трудностью в использовании этого метода является процедура подбора экспертов, поскольку их специализация и профиль должны обеспечить возможность целостного представления объекта.
5. Синектический метод.
Родоначальником синектического метода принято считать У. Гордона, организовавшего в 1960 г. специальное предприятие, специализирующееся на решении инновационных задач. Появление синектического метода стало возможным в качестве реакции на недостатки метода «мозгового штурма», обретшего в середине XX века широкую популярность [15, с. 26].
Главным недостатком метода «мозгового штурма», с точки зрения У. Гордона, представлялся запрет на критику, ставший визитной карточкой метода «мозгового штурма». Отсутствие критики в обсуждении актуальных проблем не способствует их глубокому осознанию.
6. Метод дневников.
Характерным признаком этого метода является его обезличенность и предельная объективность. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым исключительно и проводится акт экспертизы.
7. Метод Дельфы.
2. Исследование системы приятия решений в организации ООО «Здоровье +»
2.1. Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью Фирма «Здоровье +», именуемое в дальнейшем «общество», создано путем объединения имущества учредителей (участников).
Учредителями (участниками) общества являются нижеперечисленные юридические лица, подписавшие Учредительный договор, общество с ограниченной ответственностью Фирма «Рамис», зарегистрировано в администрации 03.1195 г. (ИНН 5835023670) и общество с ограниченной ответственностью «ДиКК», зарегистрировано в администрации № 574 от 19.06.97 г. (ИНН 5836613440).
Полное фирменное наименование общества. Общество с ограниченной ответственностью Фирма «Здоровье +». Сокращенное фирменное наименование - ООО Фирма «Здоровье +».
Общество в соответствии с п. 7 Учредительного договора имеет уставный капитал в размере десять тысяч рублей (10000). Вклады учредителей(участников), именуемые в дальнейшем «участники», в уставной капитал составляют:
- ООО фирма «Рамис» - 5000 рублей (50 %);
- ООО «ДиКК» - 5000 рублей (50 %).
Общество создано с целью осуществления рыночных взаимоотношений и получения прибыли на основе удовлетворения потребностей граждан, коллективных, государственных и иных предприятий, учреждений и организаций в производимой продукции в товарах, выполняемых работ и оказываемых услугах в сферах, определяемых предметом деятельности.
Организационную управленческую структуру данного предприятия можно охарактеризовать следующим образом (Приложение 1).