Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1Общая характеристика речи
1.1 Речь как средство общения, виды и функции речи.
1.2 Проблема развития речи в различных трудах педагогов и исследователей
1.3 Закономерности речевого развития в онтогенезе
Глава 2 Исследование влияния сказки на уровень словарного запаса и связность речи детей 4-5 лет
Введение
Одним из актуальных аспектов изучения механизмов и стратегий процесса продуцирования речи является когнитивный подход, в основе которого лежат современные представления о соотношении мышления и речи, мышления и языка. Формирование мышления и других познавательных процессов тесно связано с развитием языковой способности ребенка (А. Валлон, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин и др.).
Когнитивный подход возник на стыке таких дисциплин, как кибернетика, психология, психолингвистика. В соответствии с когнитивным подходом язык рассматривается как неотъемлемая и органическая составляющая человеческого разума, тесно взаимосвязанная с другими когнитивными структурами и процессами – восприятием, мышлением, вниманием, памятью и другие
По мнению Алексеевой М. М.Когнитивный подход является актуальным при анализе речевого развития как в норме, так и его нарушений у детей .В современной психологии и психолингвистике языковая способность определяется по-разному: это потенциальные психофизиологические возможности усвоения языковой знаковой системы; способность воспринимать, понимать и продуцировать речевые высказывания; способность к овладению языковой системой и ее использованию в процессе восприятия и продуцирования речевых высказываний и наконец, языковая способность рассматривается как способность к усвоению и использованию элементов и правил системы языка в целях общения и познания. Эта система правил сначала не осознается ребенком, однако он ведет себя так, как будто знает эти правила . Все эти определения можно принять, хотя они отражают различные аспекты этого сложного явления.
,Проблема соотношения речи и мышления в онтогенезе и когнитивной основы развития речи затрагивалась еще в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже
Разработанная криминалистическая характеристика преступлений основана на анализе 105 уголовных дел, возбужденных по факту незаконной добычи трепанга и гребешка правоохранительными органами Приморского края в период с 2002 по 2011 гг.
Дальневосточный трепанг (голотурий) обитает на твердых скалистых грунтах, песчаных и песчано-илистых площадках, в зарослях зостеры (вид водорослей), предпочитает защищенные от штормов бухты. Встречается группами, образуя локальные поселения на глубинах от 0,5 до 30 - 40 м. Нерест происходит в течение одного - трех дней. Сразу после этого голотурии прячутся в убежище, перестают есть и впадают в спячку. Такое состояние оцепенения у дальневосточного трепанга продолжается около месяца, после чего сильно ослабевшие голотурии выползают из убежищ и начинают усиленно питаться. Наиболее часто укрытиями служат трещины скал, расщелины между камнями, различные неровности грунта, пустые раковины моллюсков и асцидий, ризоиды и слоевища водорослей, корневища морских трав, разнообразные ямки в грунте. Трепанг имеет специфический запах. Легальный водолазный способ добычи осуществлялся следующим образом: встреченных трепангов водолаз накалывает жалом багорка и сбрасывает в питомзу (сетчатый мешок).
Более подвержены незаконной добыче два вида гребешка: приморский и Свифта. На побережье Приморья гребешок обитает в защищенных от штормов бухтах, а также в вершинах глубоко вдающихся заливов Посьета, Амурский, Уссурийский, Восток, Находка. Гребешок встречается на глубинах от 0,5 до 32 м, а наибольшее скопление образует на глубине 6 - 18 м, где грунт - илисто-песчаный или песчаный, даже если эти грунты располагаются островками среди камней. Также он встречается на илистом грунте с примесью гальки, гравия или битой ракушки в скоплении водорослевых зарослей. Гребешок не переносит опреснения вод, поэтому не селится вблизи устьев рек. Нерест гребешка проходит при температуре воды от 7 до 12 градусов у побережья Приморья в период с мая до середины августа.
В соответствии с Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Федерального агентства по рыболовству от 06.07.2011 N 671, в подзоне Приморья (побережье Приморского края) трепанг, гребешок Приморский, Свифта запрещены к вылову в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства до восстановления запасов, а по остальным видам рыболовства добыча разрешена только по специальным путевкам.
Места обитания гребешка и трепанга схожи, поэтому в некоторых случаях данные виды добываются одновременно.
Добыча перечисленных видов осуществляется водолазным способом с использованием баллонов со сжатым воздухом, погружения выполняются на глубину не более 40 метров и по определенным правилам, отклонение от которых может привести к кессонной болезни и переохлаждению.
Температура воды также влияет на время нахождения в ней и продолжительность отдыха между спусками. Так, при 4 - 6 градусах по Цельсию допустимое пребывание - 1,5 часа, а при 13 - 15 градусах - 4 часа, в первом случае отдых должен быть не менее 4 часов, во втором - не менее 24 часов.
В результате исследования выявлено распределение уголовных дел на четыре группы, в каждой из которых объем добытых ВБР зависит от способа совершения преступления, а последний - от личности преступника и обстановки.
К первой группе относятся 14 уголовных дел с небольшим объемом добытых биоресурсов: от 20 до 65 особей трепанга и гребешка. Преступники проживали и совершали преступления в населенном пункте, расположенном на морском побережье, не имели в личном пользовании автотранспорт, на место преступления приходили пешком. Данные противоправные деяния совершены в одиночку лицами, не работающими и живущими случайными заработками. Из средств добычи в летнее время использовались ласты, маска, трубка и питомза, в осеннее и весеннее время к этим же предметам добавлялся водолазный костюм сухого типа.
Незаконная добыча трепанга и гребешка осуществлялась на глубинах от 1,5 до 4 м. Длилась она с апреля до первой декады июня, затем был небольшой перерыв, и далее - с сентября до конца ноября (11 уголовных дел). В летний период (июль, август) добывался только гребешок (3 дела). Данные противоправные деяния совершались в послеобеденный период времени с 15 до 18 часов. Отличительной особенностью обстановки, существующей при совершении преступлений в населенном пункте, является усиленная охрана водных биоресурсов, осуществляемая как сотрудниками пограничных органов, так и сотрудниками полиции.
Наличие перечисленного водолазного снаряжения позволяет погружаться на короткий промежуток времени и на небольшую глубину, где нет плотного скопления особей трепанга и гребешка. Мы считаем, что условия охраны ВБР влияют на время совершения преступления, которое составляет 40 - 50 мин. Противоправные деяния по этим уголовным делам совершались следующим способом. Преступники, прибыв на побережье, надевали водолазное снаряжение, которое приносили с собой, погружались под воду и извлекали со дна биоресурсы, не имея при этом разрешения на их добычу. Особи трепанга и гребешка брали со дна рукой и помещали в питомзу.
Существует единичный случай, отличающийся подготовкой к совершению преступления. Так, 06.11.2010 гражданин Б. в целях экономии времени при переодевании на берегу надел водолазный костюм дома под одежду. На берегу снял ее и произвел несколько погружений под воду, добыв 22 особи трепанга.
Застигнутые на месте совершения правонарушения лица дают признательные показания о добыче биоресурсов, используя при этом фальсификацию как один из способов сокрытия пособников преступления: сообщают, что трепанг и гребешок добывают в личных целях для еды и изготовления лекарства.
Следовая картина следующая. После погружения водолаза в воду на берегу остается сумка с одеждой. Она, как правило, больших размеров и позволяет уложить водолазный костюм, ласты, маску, трубку и другое снаряжение. В сумке или рядом находится тара для транспортировки незаконно добытых ВБР: полиэтиленовый пакет или водонепроницаемая емкость (ведро, кастрюля) во избежание протекания остатков воды, стекающих с биоресурсов. Так как преступники собирали трепанга и гребешка руками и укладывали их в питомзу, следовательно, продукты жизнедеятельности остаются на руках браконьера или перчатках его водолазного костюма. Во всех уголовных делах зафиксировано использование водолазных костюмов сухого типа, которые были сильно изношены, порваны, заклеены заплатками и имели множество потертостей в разных местах. По 2 уголовным делам дознавателями отмечено наличие специфического запаха, исходящего от водолазного снаряжения (без его описания).
Ко второй группе относятся 17 уголовных дел, где объем добытых биоресурсов трепанга и гребешка не превышал 300 особей, а местом преступления являлось побережье, расположенное вне населенного пункта. Сами же преступники проживали в близлежащих поселках и городах или базах отдыха, расположенных на морском побережье. Те, кто проживал в населенных пунктах, прибывали к месту добычи на автотранспорте - 13 уголовных дел, живущие и одновременно подрабатывающие на базах отдыха приходили пешком - 4 уголовных дела. Данные преступления также совершены единолично лицами, не работающими и живущими случайными заработками. Средства добычи такие же, как и в первой группе.
Глубины, на которых добывались ВБР, остались те же. Немного изменился период добычи: осуществлялась она в те же месяцы, только трепанг таким способом добывали еще и в июле - 4 уголовных дела. Увеличился период времени добычи с 11 до 19 часов. Функции по охране ВБР в этих районах преимущественно выполняются должностными лицами пограничных органов, а сотрудники полиции изредка участвуют в совместных рейдах, поэтому вероятность выявления и пресечения преступлений снижается.
В связи с изменением условий охраны ВБР увеличивается период совершения преступления до двух часов, следовательно, увеличивается и объем добытого трепанга и гребешка. Данные противоправные деяния совершались таким же способом, как и в первой группе. В 9 уголовных делах при подготовке к транспортировке на автотранспорте трепанг помещался в емкость, заполненную морской водой. Это условие транспортировки вызвано тем, что пункт приема трепанга находится далеко от места преступления и существует риск выброса воды с отторжением его внутренних органов. В этом случае масса трепанга будет меньше, следовательно, и его стоимость, так как данный вид скупщики принимают по весу.
В процессе исследования речевого развития и его нарушений особенно актуальны вопросы, касающиеся познавательной базы возникновения речи и влияния интеллектуального развития на формирование языковой способности. К когнитивным способам развития интеллекта и речи , особенно в раннем детском возрасте , можно отнести познавательные и развивающие мероприятия, проводимые в детских садах ,включенные в методические педагогические планы. К таким мероприятиям относят дидактические игры, сказки , обучающие игры, пересказы, самостоятельное составление рассказов по опорным картинкам и тому подобное .Оказывают ли положительное влияние познавательные процессы в виде сказок на речевое развитие в онтогенезе.
Цель данной работы – определение влияния сказок ,как когнитивного компонента, на повышение уровня активного словарного запаса и связной речи детей среднего дошкольного возраста
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть речь как средство общения ,виды речи , проблемы развития речи в различных трудах педагогов и исследователей, закономерности речевого развития в онтогенезе
2. Подобрать и апробировать исследовательский инструмент для выявления влияния сказки на уровень активного запаса слов и связность речи ребенка посредством метода констатирующего , формирующего и контрольного экспериментов и охарактеризовать различия в ходе эмпирического исследования.
3. Обобщить полученные результаты по влиянию сказки на развитие речи ребенка четырех - пяти лет.
Гипотеза: мы предполагаем ,что сказки являются эффективным средством повышения уровня активного словарного запаса и связности речи детей среднего дошкольного возраста
Объект исследования : закономерности речевого развития в онтогенезе.
Предмет исследования: развитие речи средних дошкольников в возрасте четырех - пяти лет.
В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение ; констатирующий и контрольный эксперимент ( методика Немова Р.С. "Назови слова","Расскажи по картинке"), формирующий эксперимент (План - программа по развитию активного словарного запаса и связной речи с использованием сказок).Обработка эмпирических данных осуществлялась вручную посредством методов описательной ( дескриптивной ) статистики (U- критерий Манна - Уитни , ф - критерий Фишера, Т - критерий Вилкоксона )
Была подобрана и изучена литература(Выгодский Л.С. Мышление и речь; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; Горелов, И. Н. Происхождение языка: гипотезы и новые подходы к проблеме :Валлон, А. От действия к мысли.; .Узнадзе, Д. Н. Теория установки ; .:Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В;. .: Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1.; Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие; Психология и педагогика. Учебное пособие. / под ред. С.А. Хмелевской ; : Максаков А. И.Правильно ли говорит ваш ребенок: Книга для воспитателя детского Сада и другие)
Эмпирические исследования проводились в ДОУ №10 "Солнышко" города Бузулука с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Было сформировано две группы : экспериментальная №1 и контрольная №2 .Возраст детей четыре - пять лет, количество детей в каждой группе - десять человек.