Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, сетевая концепция деловых отношений меняет их характер таким образом, что акцент в отношениях переносится с конкуренции на кооперацию и со Шнорр Ж.П. Тем не менее, это не снижает актуальность, значимость нахождения и уникальность каждого участника бизнес-сети. Примечательно, что впервые термин «сеть» ввели в научный и деловой оборот именно предпринимательские структуры. [26]

Исторически само слово «сеть» стало употребляться в словосочетании «предпринимательские сети». Предпосылки формирования сетей в бизнес-среде, но нашему мнению, следует искать в современном понимании природы интеграции, для которой характерны более высокая степень сотрудничества, согласованности в процессах производства, распределения и обращения.

Достижение устойчивости и сотрудничества в системе взаимодействий возможно не во всех организационных формах интеграции, а в случае, «когда в качестве альтернативы юридически оформленному объединению активов, ведущему к изменению в отношениях собственности, избирается устойчивое взаимодействие формально независимых хозяйствующих субъектов, согласующих свои действия в рамках сложной системы контрактов».

Мы называем такое взаимодействие сетевым взаимодействием. Теоретическое осмысление современных процессов и организационных форм интеграции в бизнес-среде наиболее всеобъемлюще представлено в рамках двух основных парадигм, используемых в современной теории интеграции, – неоклассической и неоинституциональной.

В неоклассической теории интеграция основана на степени однородности продукта, производимого на интегрируемых предприятиях, и рассматривается как модель ограничения конкуренции, усиления рыночной власти компаний.

Для неоклассической модели интеграции характерны-горизонтальная, вертикальная и конгломератная уровни интеграции на основе слияний и поглощений, что, в свою очередь, получает свое развитие в традиционных организационных формах интеграции. Мотивацией к слиянию и поглощению компаний, как правило, выступают наращивание активов, получение конкурентных преимуществ за счет массовости и достижения эффекта масштаба.

Это обусловливает наличие рыночной власти, в своей крайней форме может привести к монопольному положению интегрированной компании на конкретных отраслевых рынках. Характерными признаками традиционных форм интеграционных усилий бизнес-среды являются наличие жесткой иерархии, единого контроля над собственностью, распределением и использованием ресурсов. Принципиально важным в традиционных или классических формах объединительных трансформаций является контроль над собственностью.


В неоинституциональной теории интеграция основана на трансакциях, то есть отношениях или взаимодействиях междубизнес - единицами, что повышает их гибкость, способность адаптировать необходимый товар или услугу к индивидуальным требованиям любых заказчиков вне зависимости от местонахождения последних. Трансакции или взаимодействия осуществляются при помощи единого целеполагания, долгосрочного сотрудничества, контрактов или договоров. Исходным моментом выступает контракт, как в формально-правовом, так и отношенческом аспектах.

Это обусловливает транс- формацию структуры хозяйственного пространства и появление гибридных организационных форм интеграции, к кото- рым относятся сети. М.Ю. Шерешева отмечает: «Структура хозяйственного пространства меняется таким образом, что контракты между юридически независимыми лицами могут означать создание некой«квазифирмы».

На уровне разграничения фактических и формальных прав собственности это означает, что контракты между предприятиями – как явные, так и неявные – приобретают значительную роль в качестве механизма координации в экономике, в том числе в качестве основы интеграции».

В сетевых структурах важность приобретают неформальные связи или от-ношенческие контракты, основанные на доверии и стратегическом партнерстве, что обусловливает социологическую составляющую в исследовании современных форм интеграции и их структурных связей. Следовательно, сетевая организация бизнеса занимает промежуточное положение между рынком и иерархией, обеспечивая консолидацию бизнес- единиц через единое управление, но при отсутствии формального контроля над собственностью на основе договорного механизма и во многом неформальных взаимодействий. [27]

Гибридный характер сетевых структур в первом приближении может показаться дезинтеграцией, но фактически отражает процессы квазиинтеграции. По нашему мнению, современный характер интеграции выступает результатом процессов квазиинтеграции в условиях глобальных связей и одновременно является ее характерной чертой. Организационно-экономическими формами,современной сетевой модели интеграции, по мнению исследователей, выступают предпринимательские (деловые) сети, кластеры, виртуальные организации, стратегические альянсы, ассоциации, деловые клубы и др.

Объединяющим элементом, характерным для современных форм объедини- тельных трансформаций, выступает принцип сетевого взаимодействия, который раскрывают пять ключевых организационных признаков: единство целеполагания, независимость членства, добро- вольная связанность, наличие института лидерства и интегрированность уровней.


Единство целеполагания находит свою реализацию в общности взглядов, ценностей, целей, что обеспечивает сетевую направленность и устойчивость сети. Независимость членства означает, что каждый участник сети имеет право и возможность быть самостоятельными в формально-правовом аспекте, но получать выгоду от участия в сетевой бизнес- структуре. Добровольная связанность проявляется в наличии связей между партнерами и экономическими ресурсами. Институт лидерства основан на сетевой власти, т.е. обладании каждым участником сети уникальных компетенций и особенностей.

Интегрированность уровней состоит в том, что сети являются много- уровневым институтом, объединяющим различные организации, их подразделения, интегрированные бизнес-группы, сети. По нашему мнению, вышеуказанные признаки необходимо уточнить и конкретизировать посредством признака взаимозависимости и взаимосвязанности участников бизнес-сети.

Данный признак проявляется в ориентации всех участников бизнес-сети на общие правила, цели, ценности, постоянном воздействии друг на друга, в принятии решений с учетом интересов партнеров и сети в целом. В совокупности сетевой принцип взаимодействия позволяет достичь синергетического эффекта и существенно снизить транзакционные издержки предпринимательской сети.

Предпринимательские сети в бизнесе представляют собой организации, которые предлагают разнообразные виды ресурсов для создания и (или) развития бизнес-проектов. Стратегическая цель большинства предпринимательских сетей состоит в совместном объединении ресурсов, капиталов, профессиональных компетенций, взаимодополняющих друг друга. [28]

Реализация данной цели позволяет решить ряд задач более конкретного характера, которые во многом созвучны интеграционным возможностям от взаимного участия в бизнесе. Выстраивание сетей в бизнесе имеет свою логику, в соответствии с которой первоначально ключевым приоритетом является успешный запуск бизнеса. Совместный бизнес на сетевых принципах кратно усиливает мотивацию, направленность развития и доступ к ресурсам, возможностям, необходимым навыкам и знаниям. Эффективность сетевой организации бизнес-структур обусловлена достижением сетевого эффекта.

Сетевой эффект означает прирост выгодности для каждого участника бизнес-сети в результате расширения состава участников свыше определенного критического значения. Строгих ориентировочных пороговых значений не существует. Примерные пороговые значения для разных видов сетей устанавливаются только эмпирическим путем в каждом конкретном случае.


Феномен сетевого подхода к организации предпринимательской структуры, по нашему мнению, состоит в триедином сочетании: – сетевого эффекта от взаимодействия участников;

– эффекта масштаба от размера бизнеса;

– синергетического эффекта, который присущ только в результате интеграции отдельных структур в единую целостность с учетом взаимосвязи между ними. Организационный аспект бизнес- сети основан на коалиционном механизме согласования интересов и действий экономических институтов, входящих в бизнес-сеть.

В бизнес-среде под коалицией принято понимать временный союз для достижения общих целей. В этом случае экономические институты имеют возможность свободно решать вопросы о входе в сеть и выходе их сети, договариваясь об условиях своего членства в ней.

Система договорных отношений, в свою очередь, придает сети гибкость управления, демократический стиль руководства и отношения координации. Суть отношений координации состоит в согласовании целей каждого участника с общими целями бизнес-сети на основе распоряжений, общих планов и других инструментов координации. Сеть обеспечивает потенциальное равенство всех участников. При этом каждый участник имеет сетевую власть, которая заключается в способности влиять на деятельность других участников. [29]

Сетевая власть основана на экономических и производственных возможностях, т.е. на способности участников добавлять определенную ценность к проходящим через них потокам, менять их свойства в сторону большей полезности и направления потоков, запускать новые. Сетевая концепция бизнеса соответствует требованиям, обусловленным развитием, глобальных информационных технологий и означает переход от традиционного и централизованного управления к сетевым (распределенным) структурам управления.

В современных экономических реалиях сетевые организации имеют открытую, распределенную и переменную структуру, дополненную горизонтальными (партнерскими) связями, выстроенную в матричной форме. В результате предприятие приобретает устойчивость связей и согласованность компонентов, способность к реконфигурации (изменению структуры в ответ на изменение конъюнктуры). Сетевой подход дает возможность крупнейшим корпорациям приобрести элементы гибкости, присущие малым фирмам. Современное поколение деловых структур не стремится стать монолитными, гораздо боле значимыми выступают свойства гибкости, вариативности и мобильности. Исследователи выделяют две основные формы сети.


Во- первых, сетевую модель, разработанную и применяемую малыми и средними фирмами.

Во-вторых, лизензионно-субподрядную модель, созданную и при- меняемую крупными компаниями, превратившимися в «зонтичные» корпорации, которые также напоминают сеть. Применительно к сфере обращения и торговле более четко прослеживается тенденция к формированию второй модели построения бизнеса, это характерно для пространственных форм интеграции в виде торговых сетей: международных, межрегиональных (федеральных) и региональных. [30]

Крупные торговые сети выстраивают свой бизнес в регионах на основе «зонтичной» распределительной системы, при которой сеть имеет от нескольких десятков до нескольких тысяч магазинов по территории для обеспечения продаж товаров под своим брендом и контролем. Из регионов центр получает информацию о динамике продаж, запасах, издержках, изменении спроса покупателей и другие данные.

По существу это горизонтальная сеть, основанная на жесткой иерархии. Потенциал горизонтально- интегрированной торговой сети зависит от количества магазинов, входящих в состав сети.

Укрупнение торгового бизнеса, наличие распределительных центров, массовость дают возможность осуществлять ценовую конкуренцию и быть конкурентоспособными. Во многом технологии горизонтальной интеграции торгового бизнеса и эффективность сетей определяются эффектом масштаба и диверсификацией торгово-технологических функций, в частности, взаимодействия с поставщика- ми и производителями без посредников.

Это оправдано для глобальных и федеральных ритейлеров. Вместе с тем такая организационная форма построения сети является наиболее простой и не позволяет, по нашему мнению, реализовать весь потенциал сетевого похода к построению сетей на потребительском рынке территории. Торговые сети в их изначальном понимании, по нашему мнению, могут рассматриваться как проявление начального этапа интеграции в торговле, поскольку относятся к классическим или традиционным формам интеграции и основаны на слияниях, поглощениях активов в рамках единой собственности. [31]

Феномен торговых сетей, по нашему мнению, состоит в использовании сетевых технологий внутри торговой структуры и во многом определяется не взаимодействием бизнес- структур, а укрупнением бизнеса и массовостью, унификацией торгово-технологических процессов.

Одним из вариантов развития сетевого бизнеса в торговле и одновременно инструментом региональной экспансии глобального и федерального ритейла выступает механизм франчайзинга, или коммерческой концессии. Франчайзинговые схемы развития являются модификацией вертикальной интеграции, при которой франчайзи (независимая организация розничной торговли) и франчайзер (крупная торговая сеть) не связаны друг с другом единой собственностью. Их объединяют права на продажу продукта или услуги, что дает основание рассматривать франчайзинг как промежуточную модель интеграции между торговыми сетями и торговыми бизнес-сетями.