Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ СЕТЕВОГО БИЗНЕСА
СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА КАК ЕДИНСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
Более высокий уровень интеграционных трансформаций сопряжен с сетевой интеграцией бизнеса в гибкую и динамическую структуру, который получает развитие и постепенно адаптируется в пространственной организации и находит свое воплощение в формировании потребительских рынков, в частности, становлении региональных кластеров на территории. Следует отметить, что в экономических исследованиях по проблематике развития торговли часто используется понятие «регион». [32]
Тем не менее, в качестве объекта наблюдения выбрана категория «территория», которая определяется с целью развития и совершенствования торговли в интересах и улучшении жизнеобеспечения населения, более полно отвечающая современной модели интеграционных взаимодействий торговых бизнес- структур в условиях пространственной организации сферы обращения и сетевой концепции развития рынка потребительских товаров.
Сетевая концепция развития рынков территорий в условиях глобализации экономики приобретает все больше по- следователей. А.С. Новоселов отмечает, что «…глобализация будет иметь экономические последствия для всех регионов. Она ведет к формированию и развитию новых – сетевых форм пространственной организации рынков потребительских товаров и услуг».
Для пространственной организации современных рынков потребительских товаров и услуг характерны:
− формирование сетевых структур в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
− появление региональных кластеров потребительского сектора и торгово- распределительной системы;
− трансформация структуры каналов распределения потребительских товаров и формирование многоканальных систем оптовой торговли (внутрирегиональных, межрегиональных, федеральных и международных);
− появление электронной торговли потребительскими товарами и услугами.
Аспекты формирования торговых сетей региона на кластерной основе получили свое развитие в работе А.А. Наговицина, который ввел в оборот понятие «торговой бизнес-сети», суть предлагаемой сетевой структуры значительно шире общепринятого понимания торговых сетей . Это обусловлено внутрирегиональными объединительными трансформациями бизнес-структур и более прогрессивной ступенью эволюции экономической интеграции, сочетающей объединительные усилия в рамках территории как наиболее полноценной и всеобъемлющей сетевой интеграции субъектов потребительского рынка и его развития. [33]
Следовательно, развитие торговли территории в условиях экономической интеграции и глобализации трансформируется в аспекты сетевой концепции формирования потребительского рынка и торговой отрасли как ведущего ее экономического звена.
Кластеры – это форма предпринимательской сети, которая отражает современные процессы квазиинтеграции на территории и выступает продуктом интеграции формально независимых бизнес- структур и разных бизнесов в условиях географической локализации. Формирование деловых сетей территории в рамках кластера осуществляется вокруг крупных компаний или на базе альянсов и кооперации между ними.
Членами сети, как правило, выступают средние и малые бизнес-структуры. В этом смысле интеграция в форме кластера более вариативна, мобильна и устойчива по сравнению с торговыми сетями.
Устойчивость региональных кластеров находится в неразрывной связи с их прочностью, поскольку образование кластера потребительского рынка происходит в одной географической местности, следовательно, в одной бизнес-среде, культуре, участниками, которые разделяют схожие ценности и расположены вблизи друг друга. Виртуальное общение участников кластера дополняется непосредственными контактами в процессе управления отношениями, это также обеспечивает устойчивость и прочность данному типу сетей. [34]
Выступая территориальной формой интеграции, кластеры позволяют обеспечить защитный барьер от негативных последствий глобализирующейся экономики и мощного проникновения глобальных межрегиональных сетей, которые не соотносят цели своего развития со стратегической позицией и целями конкретного региона.
С учетом сказанного выше, кластерная форма имеет очевидные преимущества по сравнению с торговыми сетями и ритейлом, но самое главное позволяет реализовать сетевую концепцию развития бизнеса применительно к внутрирегиональной интеграции потребительского рынка, выступая ее уровнем более высокого порядка. Это дает основание говорить не только об интеграции субъектов сферы обращения, а об интеграции, кото- рая имеет более мощный потенциал своего применения в глобализирующейся экономике и адекватно ей соответствует.
2.2. СПЕЦИФИКА СЕТЕВОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Многие из нас хоть раз в жизни слышали о сетевом бизнесе. Возможно, некоторые даже пытались реализовать себя в этом деле. Но лишь единицы достигли каких-то результатов и могут по праву говорить о сетевом бизнесе как о единственном способе выживания и обогащения. Хоть сетевой бизнес существует уже давно, до сих пор не многие понимают о том, что же на самом деле представляют собой сетевые компании, которые обещают нам «золотые горы». [35]
Сетевой маркетинг – (многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) – концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права.
При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами.
Финансовая пирамида – способ обеспечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается и декларируется вымышленный или малозначимый.
Подобная подмена является мошенничеством. Как можно увидеть из определения, финансовая пирамида и сетевой бизнес – это разные явления.
Таким образом, можно сформулировать критерии, по которым легко отличить финансовую пирамиду от сетевого бизнеса.
Некоторые могут сказать, что данных не достаточно, чтобы утверждать, что сетевой бизнес-это не финансовая пирамида. Сетевые компании могут вести свой бизнес далеко не по законам морали, а действительно, как в финансовой пирамиде.
Их дистрибьюторы не реализовывают продукцию, а только привлекают бизнес-партнеров, чтобы те реализовывали продукцию, а те в свою очередь тоже этого не делают, и таким образом это уже пирамида.
Главное в этом деле – это философия компании и ее участников. Первые компании, работающие по методу сетевого бизнеса, появились в Рос- сии в 1989 году.
Первой известной компанией стала компания Herbalife - международная корпорация, продвигающая здоровый образ жизни. Она реализует продукты для сбалансированного питания, контроля веса и персонального ухода.
Тогда у людей еще не было опыта в построении сетевого бизнеса, поэтому и появились финансовые пирамиды, которые создали плохое впечатление о сетевом бизнесе в России. [36]
До середины 90-х годов существовал достаточно агрессивный стиль ведения сетевого бизнеса. «Лидеры» просто старались привлечь как можно больше народу, не развивая их. Но уже с середины 90-х годов до 2000 года сформировалось целое поколение российских профессионалов из сетевых компаний, которые поняли, что такой бизнес действительно существует.
Таким образом, этому поколению стало очевидно, что сетевому маркетингу присуще большое количество мифов, которые постепенно стали разрушаться:
1) «В сетевом бизнесе можно очень быстро разбогатеть, не прикладывая к этому никаких усилий». Основные деньги идут от хорошо обученных, грамотных, лояльных консультантов, которые стабильно работают, а не только привлекают бизнес-партнеров.
2) «Сетевой маркетинг-это бизнес для всех». Стало ясно, что не все смогут добиться здесь успеха и более того, не всем этот бизнес нужен.
Помимо желания, в этом бизнесе нужно обладать дополнительными качествами и профессиональными навыками. [37]
На этом этапе стало ясно, что сетевой маркетинг, его российская модель, прижилась в нашей стране, что он отлично подходит нашему менталитету, нашим политическим, социальным и культурным особенностям.
С 2000 по 2009 годы этим бизнесом начали интересоваться российские производители. Просто прийти со своим продуктом на рынок и занять там соответствующую нишу стало сложно.
Поэтому производители поняли, что сетевой бизнес-это лучший способ продвижения товара, при котором не требуется большое количество финансовых вложений.
Кроме того, многие известные сетевые компании мира стали осваивать наш рынок, в результате чего российский рынок сетевой индустрии был признан в мире.
С 2009 года по настоящее время российские компании сетевого маркетинга начали активно продвигаться в интернете. Это свидетельствует о переходе на новый уровень сетевого бизнеса, о его развитии. [38]
По данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в России в 2009 году было зарегистрировано 5,213 млн. человек, занятых в сфере многоуровневого маркетинга, которые продали товара на $ 3,112 млрд. Сетевой бизнес пережил кризис 2008-2009 годов.
Известно что во время этого кризиса люди были более заинтересованы в возможностях сетевых компаниях. Они боялись потерять работу и искали новые пути заработка.
Даже в начале весны 2010 года возможность внедрения сетевого бизнеса и его распространение с целью искоренения уровня безработицы представила Госдума РФ на заседании под названием «Сетевой маркетинг как альтернативный способ реализации трудового потенциала граждан».
В настоящее время в мире более 5000 крупных сетевых компаний. Известно, что 78 % продукции в США продвигается через сетевые компании и занято в этой сфере 23 % населения, то есть каждый десятый житель. Как прогнозируют экономисты-аналитики, к 2020 году 72 % товаров в мире будет продаваться именно в системе МЛМ.[39]
Останавливает только то, что отношение к этому бизнесу в России до сих пор недоброжелательное. Причинами этого служит чересчур агрессивный метод распространения этого бизнеса на первом этапе развития и то, что все новое, прогрессивное подвергается негативу везде - это закон.
В завершении статьи уместно вспомнить слова классика сетевого бизнеса Джона Каленча: «Все великие возможности, и сетевой маркетинг не является исключением, проходят три фазы своего развития.
На первой фазе все смеются, говорят, что это не бизнес, а ерунда, не стоит даже говорить о нем всерьез. На второй фазе уже не высмеивают, а противостоят. Появляются статьи в газетах, программы на телевидении, авторы которых на полном серьезе утверждают, что «сетевой маркетинг ни когда работать не будет, потому, что не будет работать ни когда». И наконец, наступает третья фаза, когда окружающие признают, что это явление существует, и хотят к нему присоединиться.
Так вот, только 3% населения готовы участвовать в этой великой возможности на первой и второй фазах, а 97% - ждут наступления третьей».
Главными проблемами, которые препятствуют сотрудничеству между товаро-производителями и розничными сетями, являются:
– требование оплаты за вхождение в сеть, за ассортимент продукции;
– навязывание со стороны сетей невыгодных условий оплаты;
– жесткая ассортиментная политика в отдельных сетях;
– неизвестность товарных марок местных товаропроизводителей;
– слабая система логистики.
Отсюда необходимо сформировать новые территориальные центры роста как в районах концентрации предприятий потребительского рынка, так и в отдаленных районах, обеспечивая доступность рынка в цивилизованных форматах его организации, пропорциональность развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка в городских округах и муниципальных районах, уменьшив неравномерность регионального развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теории и практике экономического развития с достаточной степенью эффективности в настоящее время реализуется сетевое взаимодействие, или так называемый кластерный метод интеграции, в связи с чем возникает необходимость более детального исследования огромного многообразия взаимосвязей и взаимозависимостей между объединенными элементами, образующими единое целое.
При этом в некотором смысле сеть может ассоциироваться с уже известными организационными формами, например, концерном, корпорацией, консорциумом, ФПГ, однако, в сравнении с данными формами, сетевому взаимодействию свойственна менее строгая организационная структура. Взаимодействие науки, бизнеса и образования на современном этапе является одним из перспективных и изучаемых направлений.