Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограниче­нии роста цен и торможении инфляции во всех странах с социально ориенти­рованной рыночной экономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственного процесса, налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым и общественный процесс.

Совершенствование налоговой системы государства неразрывно свя­зано с созданием эффективных условий функционирования предприятий. От уровня налоговой нагрузки на экономику зависит формирование устойчивых предпосылок экономического роста.

Так же налоговая система один из главных элементов рыночной эконо­мики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала миро­вому опыту. Проблема налоговой системы, на сегодняшний день, одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения хозяйства.[1]

Актуальность темы данной работы заключается в щепетильности вопроса налогообложения, от эффективной оптимизации которой зависит собираемость налогов, степень уклонения или сокрытия доходов и имущества.

Предмет работы – прямые налоги, как форма государственных доходов. Объект работы – налоговая система и налоги в России.

Цель работы – исследование прямых налогов как доходной части бюджета РФ.

Задачи работы:

-исследование сущности налоговой системы и налогов;

-анализ видов налоговой системы и налогов;

-анализ особенностей прямого налогообложения в России;

-анализ показателей собираемости прямых налогов;

-исследование проблем и перспектив развития прямых налогов в России.

При написании работы использовались труды специалистов в области налогообложения, таких как Козаева О.Т., Пансков В.Г., Агузарова Л.А и др., информация официальных сайтов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Государственного комитета по статистике, публикации научных и периодических изданий, посвященные проблемам налогообложения и т.д.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


Глава 1 Теоретические основы понятия налоговой системы и налогов

1.1 Экономическая сущность налогов

Выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности государство вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демо­гра­фическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюдже­та и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффек­тивную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворе­ния потребностей государства в финансовых ресурсах, а так­же в целях выполнения возложенных на него функ­ций государство устанавливает совокупность налогов, кото­рые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему. [2]

Налоговая система – нормы, регулирующие размеры формы, методы и сроки безвозмездного изъятия государством части денежных средств из стоимости натуральных доходов у предприятий, организаций и населения в виде общегосударственных налогов, целевых платежей и сборов, отчислений во внебюджетные фонды, установленные законодательством.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[3]

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Общими элементами любой налоговой системы являются:

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве орга­нами законодательной власти соответствующих терри­то­риальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Экономическим источником любых форм налогов являются доходы, полученные в процессе распределения и перераспределе­ния нацио­нального дохода, и, следовательно, абсолютным преде­лом (на более или менее продолжительный период времени) для налогообложения является сумма национального дохода страны. Это очевидно, когда госу­дарство использует прямую форму мо­билизации доходов в бюджет — обложение налогами первичных доходов, которые составляют произ­веденный национальный до­ход — заработную плату рабочих и слу­жащих, предприниматель­скую прибыль, процент и земельную рен­ту. В этом случае госу­дарство непосредственно присваивает в свою пользу часть на­ционального дохода, произведенного обществом.

Кроме того, государство может использовать и косвенную форму изъятия доходов — путем введения надбавок к ценам товаров и ус­луг, потребляемых получателями первичных доходов (трудящимися, предпринимателями и землевладельцами). Покупая товары и услуги, потребители не только возмещают расходы по производству этих товаров и услуг и оплачивают прибыль предпринимателя, но и пере­дают часть своих доходов в казну государства.

В зависимости от способа изъятия доходов первая форма об­ло­же­ния называется прямым налогообложением (взимаемые на­логи — пря­мы­ми налогами), а вторая форма — косвенным (косвенные налоги).

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сфор­мулировать следующее определение: налоговая политика - это сос­тавная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов госу­дар­ства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране[4].

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюдже­тов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономи­ческого роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороно­способности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и перераспределительных процессов, особенно между центром и регионами.


Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концеп­цией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвес­тиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимо­отношений государства и налогоплательщиков, выравниванию нало­гового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Величина налогового бремени является важным показателем эффективности налоговой системы. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретного налогоплательщика. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет.

1.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:[5]

-федеральные:

-региональные;

-местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.[6]

Таблица 1

Классификация налогов в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. [7]При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить: