Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы понятия налоговой системы и налогов
1.1 Экономическая сущность налогов
1.3 Понятия и функции налоговой системы
Глава 2 Анализ прямых налогов в России
2.1 Особенности прямого налогообложения в России
2.2 Анализ поступления прямых налогов в бюджет
Глава 3 Тенденции формирования системы прямого налогообложения в условиях глобализации
- транспортный налог;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
- твердыми;
- процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
- закрепленные;
- регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.[8]
Таблица 2
Классификация в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами |
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами |
|
Смешанные налоги |
|
1.3 Понятия и функции налоговой системы
Если анализировать функции налогов в обществе, то в главную очередь нужно отметить, что в налогах прямо реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, нужно отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет ряд функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции создают систему (рисунок 1- Функции налогов).
Рисунок 1 – Функции налогов
На современном этапе налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.
Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.
3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.
5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.
Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.
Глава 2 Анализ прямых налогов в России
2.1 Особенности прямого налогообложения в России
Большинство ученых прошлого отдавали предпочтение именно прямому налогообложению.
И.И. Янжул определял свойства прямых и косвенных налогов следующим образом: [9]
1) прямые налоги, являясь оценочными, дают доход, по общему правилу, более верный и определенный, чем косвенные;
2) прямые налоги, по самому существу своему, в большой степени соразмеряются с действительной платежной способностью подданных, чем налоги косвенные, ибо при первых доход лица подвергается подробной, сложной, разносторонней, часто очень дорогостоящей для государства оценке; при налогах же косвенных доход определяется только предположительно;
3) при платеже прямых налогов правительство входит в непосредственные отношения с каждый плательщиком и ясно и точно определяет его поданную обязанность как гражданина; для каждого ясна величина его участия в общественной тягости, и поэтому он прямо и непосредственно заинтересовывается в состоянии финансового хозяйства своего отечества; в налогах косвенных налог сливается с ценной предмета потребления и часто может оставаться совершенно не известной значительному числу плательщиков; уплата его производится нечувствительно, незаметно и в большинстве случаев бессознательно; только общее вздорожание массы различных продуктов обращает на себя внимание населения и вызывает общее, столь же бессознательное недовольство;
4) прямые налоги не требуют таких расходов на внимание, как косвенные;
5) прямые налоги, при правильном их устройстве, имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относится к производству народного богатства.
Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан).
Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.
Прямые налоги – налоги на доходы и имущество (капитал). Они предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика.
Примеры прямых налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог с наследства и дарения, земельный налог.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика.
Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги.
В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог.
К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества.
Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследства к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.
2.2 Анализ поступления прямых налогов в бюджет
Разновидность прямых налогов достаточно высока. К прямым налогом, дающим значительные денежные поступления в бюджет можно отнести НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. В связи с этим налогоплательщики идут на ухищрения для снижения прибыли, что ведет к уменьшению базы налогообложения.
При прямом налогообложении объектами налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги), в связи с чем доходы налогоплательщика номинально становятся ниже.
Тенденции поступления прямых налогов в бюджет представлены в таблице 3.
Тенденция поступления доходов от прямых налогов отражает спад их поступления в 2009 году – они уменьшились на 1 841,5 млн. руб., по сравнению с 2007 годом, но далее поступления от прямых налогов только увеличились и в 2012 году составили 8 179,6 млн. руб. На рисунке 2 представлена динамика поступлений от прямых налогов с 2007 по 2012 гг.
Только в 2008г. наблюдается увеличение прямых налогов, что напрямую связано с экономическим кризисом.
Таблица 3
Поступление прямых налогов в консолидированный бюджет в 2007-2012 гг., млн. руб.
Год |
Всего налоговых и неналоговых доходов, млн. руб. |
Всего налоговых доходов |
В том числе прямые налоги |
Неналоговые доходы, млн. руб. |
||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|||
2007 |
6 955,2 |
6 951,0 |
100 |
5 236,4 |
75 |
4,2 |
2008 2009 |
7 948, 9 |
7 944,2 |
100 |
6 590,8 |
83 |
4,7 |
2009 |
6 288, 3 |
6 283,9 |
100 |
4 749,3 |
76 |
4,4 |
2010 |
7 662, 9 |
7 659,5 |
100 |
5 834,0 |
76 |
3,4 |
2011 |
9 719,6 |
9 715,2 |
100 |
7 266,0 |
75 |
4,4 |
2012 |
10 958,2 |
10 954,0 |
100 |
8 179,6 |
75 |
4,2 |