Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Динамика поступлений от прямых налогов с 2007 по 2012 гг., млн. руб.

Соотношение доходов от прямых налогов, поступающих в консолидированный бюджет исследуется в статье в разрезе основных налогов, формирующих данные группы доходов (табл. 4) в период с 2010 по 2012 гг.

Таблица 4

Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за период с 2010 по 2012 г., млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011г.

2012 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Налоговые доходы, всего, в том числе:

7 659, 5

100

9 715,2

100

10 954, 0

100

Прямых налогов, всего, в том числе:

5 834,0

76

7 266,0

75

8 179,6

75

Налог на прибыль

1774,4

21

2270,3

24.

2355,4

21,5

Налог на доходы физических лиц

1789,6

23

1994,8

20

2260,3

20,5

Налог на имущество

628,2

9

678,0

7

785,3

7

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами

1440,8

19

2085,0

21

2484,5

23

Специальные налоговые режимы

178,8

3

215,2

2

271,7

2

Государственная пошлина, сборы

20,0

1

20,1

1

21,4

1

Поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам

2,2

2,6

0,9

Данные, представленные в табл. 4, по­казывают, что поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консоли­дированный бюджет РФ с каждым годом увеличивалось. По отношению к 2010 г. поступления налоговых доходов увеличи­лись в 2011 и 2012 гг. соответственно на 26,8% и 43,0%.


Прямые налоги, которые занимают значительный удельный вес в консолиди­рованном бюджете РФ, — налог на прибыль; налог на доходы физических лиц; налоги, сборы за пользование природными ресур­сами. Поступления от этих налогов в среднем за анализируемый период составляют от 63% до 64% в структуре консолидиро­ванного бюджета РФ.

Налогов на имущество в 2010 г., в кон­солидированный бюджет поступило 9%, в 2011 г. - 7%, в 2012г. - 7%. Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес и поступили в следующей сумме: в 2010г.- 201 млн. руб.(4%), в 2011г. -238,2 млн. руб. (3%), в 2012 г. - 293,5 (3%).

Среди прямых налогов за анализируе­мый период ситуация меняется по основ­ным трем налогам: НДФЛ, налог на при­быль, налоги и сборы за пользование природными ресурсами.

Таблица 5

Динамика доходов федерального бюджета в 2007-2012 гг., млн. руб.

Год

Всего нало­говых и не­налоговых доходов, млн. руб.

Всего налоговых доходов

В том числе прямые налоги

Неналоговые доходы, млн. руб.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

2007

3 342, 6

3 340,7

100

1 807, 1

54

1,8

2008 2009

3 571,9

3 569, 6

100

2 405, 7

67

2,3

2009

2 502, 6

2 500, 0

100

1211,0

48

2,6

2010

3 174, 3

3 172 ,2

100

1 674, 1

53

2,1

2011

4 480, 5

4 477 ,7

100

2 400, 6

54

2,7

2012

5 165 ,1

5 162,6

100

2 829. 9

55

2,5

Анализ поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей в федераль­ный бюджет РФ показал тенденцию к уве­личению. В 2010 г. поступления всего по на­логовым и другим доходам составили 3 174,3 млн руб., в 2011 г. - 4480,4 млн руб., в 2012г. -5 165,1 млн руб.

Среди прямых налогов, имеющих наи­больший удельный вес в федеральном бюд­жете РФ, следует отметить налоги и сборы за пользование природными ресурсами. По­ступления от этого налога в 2010 г. состави­ли 1408, 3 млн. руб. (44%), в 2011г. - 2 046,9 млн. руб. (85%), в 2012г. - 2 442,8 млн. руб. (84%).


Остальные прямые налоги имеют не­большой удельный вес: это налоги на при­быль, доходы; государственная пошлина, сборы; поступления в счет погашения за­долженности и по перерасчетам по отменен­ным налогам, сборам и иным налоговым платежам, их удельный вес составил: в 2010 г. - 9%, в 2011 г. - 9%, в 2012 г. - 10%.

Глава 3 Тенденции формирования системы прямого налогообложения в условиях глобализации

Глобализация, развитие информационно-коммуникационных технологий, электронной коммерции и возросшая мобильность факторов производства стали отличительными чертами XXI в. Они усилили противоречия между глобальной экономикой и локальным характером налогообложения и тем самым остро поставили вопрос о необходимости модификации современных систем налогообложения.

В. Танзи обобщил перечень явлений современной глобальной экономики, стремительное развитие которых стало причиной изменения существующих налоговых систем:

- рост объемов интернет-торговли;

- распространение практики использования электронных денег за анонимными счетами;

- международные трансакции внутри компаний и трансфертное ценообразование;

- сложность налогообложения финансового капитала;

- распространение офшорных зон;

- производные финансовые инструменты;

- рост международной активности граждан.[10]

Под влиянием этих явлений задача определения потенциальной базы налогообложения, которая является доступной для взыскания налогов в пределах отдельной страны, существенным образом усложняется. Как следствие, фискальный суверенитет государств заметно ограничивается, теряя традиционно присущие ему черты. Ограничение фискального суверенитета государства зависит от граждан и межгосударственных объединений. Как отмечает М.Ю. Орлов, налоги можно представить как форму разумного ограничения фискального суверенитета государства, основанную на принципах уважения права частной собственности и права каждого на свободное распоряжение своим имуществом.[11] Кроме того, в результате развития интеграционных процессов и межгосударственной налоговой гармонизации фискальный суверенитет государства ограничивают нормы, принимаемые на уровне межгосударственного объединения. Например, в рамках Европейского союза, как отмечает С.К. Лещенко, гармонизация в налоговой сфере реализуется с помощью двух методов: положительной и отрицательной интеграции.[12] Потерю государством части полномочий в сфере налогообложения следует рассматривать как ограничение фискального суверенитета. При этом значительно уменьшаются возможности использования системы налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики. Вместе с тем, хотя во время межгосударственной налоговой гармонизации и происходит определенное ограничение фискального суверенитета, это не является основанием для признания неправомерности этого процесса.


В настоящее время обостряются проблемы налогообложения, национальной государственной налоговой политики, ее унификации, которая очень часто находится в противоречии с национальными интересами, направленными на повышение собственной конкурентоспособности, одной из значимых составляющих частей которой становится налоговая конкуренция.

Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, налицо наблюдается сокращение налоговой базы. Наличие же низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики оказывает влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум туристов в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обостряет конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания офшорных зон и "налоговых гаваней" в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей. Растущая интенсивность движения информационных товаров и капитала позволяет странам с помощью снижения (движения) налоговых ставок привлекать дополнительные финансовые ресурсы в данную налоговую юрисдикцию и тем самым стимулировать налоговую конкуренцию. Различия в ставках налогообложения доходов в разных странах становятся новым фактором, оказывающим сильное воздействие на маршруты инвестиционных потоков. Если ставка налога на прибыль в сопредельной стране существенно ниже, чем в собственной, то у предпринимателя появляется мотив для перевода в эту страну своего производства (сдерживающий момент - затраты на передислокацию), что и приводит к налоговой конкуренции между странами. Несмотря на то что промышленно развитые страны отказались от ликвидации офшорных зон и "налоговых гаваней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с "налоговыми гаванями", на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т.д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в офшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "налоговыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что "налоговые гавани" или "убежища" играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.


Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных задач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.

Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых доходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капиталов и других доходов. Одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.

В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налоговой базы. В этом государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов (табл. 2 и 3).

Таблица 6

Количество стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития, изменивших ставки налогов с 2007 по 2013 г. [13]

Показатель

Увеличение

Без изменений

Уменьшение

Стандартная ставка налога

на добавленную стоимость

18

15

1

Максимальная ставка налога

на доходы физических лиц

18

9

7

Основная ставка налога на прибыль

организаций

6

9

19

Таблица 7

Изменение стандартных ставок налога на прибыль организаций

в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития с 2007 по 2013 г.

Страна

Налог на прибыль организаций

Изменение

стандартной ставки с 2007 г.,

п. п.

Стандартная ставка

в 2013 г., %

Австралия

-

30,0

Австрия

-

25,0

Бельгия

-

34,0

Великобритания

-7

23,0

Венгрия

1

19,0

Германия

-8,7

30,2

Греция

-5

20,0

Дания

-

25,0

Израиль

-5

25,0

Ирландия

-

12,5

Исландия

2

20,0

Испания

-2,5

30,0

Италия

-5,5

27,5

Канада

-7,8

26,1

Корея

-3,3

24,2

Люксембург

-0,8

28,8

Мексика

2

30,0

Нидерланды

-0,5

25,0

Новая Зеландия

-5

28,0

Норвегия

-

28,0

Польша

-

19,0

Португалия

5

31,5

Словакия

4

23,0

Словения

-6

17,0

США

-0,2

39,1

Турция

-

20,0

Финляндия

-1,5

24,5

Франция

-

34,4

Чехия

-5

19,0

Чили

3

20,0

Швейцария

-0,1

21,2

Швеция

-6

22,0

Эстония

-1

21,0

Япония

-2,5

37,0