Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы понятия налоговой системы и налогов
1.1 Экономическая сущность налогов
1.3 Понятия и функции налоговой системы
Глава 2 Анализ прямых налогов в России
2.1 Особенности прямого налогообложения в России
2.2 Анализ поступления прямых налогов в бюджет
Глава 3 Тенденции формирования системы прямого налогообложения в условиях глобализации
Рисунок 1 - Динамика поступлений от прямых налогов с 2007 по 2012 гг., млн. руб.
Соотношение доходов от прямых налогов, поступающих в консолидированный бюджет исследуется в статье в разрезе основных налогов, формирующих данные группы доходов (табл. 4) в период с 2010 по 2012 гг.
Таблица 4
Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за период с 2010 по 2012 г., млн. руб.
Показатели |
2010 г. |
2011г. |
2012 г. |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Налоговые доходы, всего, в том числе: |
7 659, 5 |
100 |
9 715,2 |
100 |
10 954, 0 |
100 |
Прямых налогов, всего, в том числе: |
5 834,0 |
76 |
7 266,0 |
75 |
8 179,6 |
75 |
Налог на прибыль |
1774,4 |
21 |
2270,3 |
24. |
2355,4 |
21,5 |
Налог на доходы физических лиц |
1789,6 |
23 |
1994,8 |
20 |
2260,3 |
20,5 |
Налог на имущество |
628,2 |
9 |
678,0 |
7 |
785,3 |
7 |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами |
1440,8 |
19 |
2085,0 |
21 |
2484,5 |
23 |
Специальные налоговые режимы |
178,8 |
3 |
215,2 |
2 |
271,7 |
2 |
Государственная пошлина, сборы |
20,0 |
1 |
20,1 |
1 |
21,4 |
1 |
Поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам |
2,2 |
2,6 |
0,9 |
Данные, представленные в табл. 4, показывают, что поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ с каждым годом увеличивалось. По отношению к 2010 г. поступления налоговых доходов увеличились в 2011 и 2012 гг. соответственно на 26,8% и 43,0%.
Прямые налоги, которые занимают значительный удельный вес в консолидированном бюджете РФ, — налог на прибыль; налог на доходы физических лиц; налоги, сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этих налогов в среднем за анализируемый период составляют от 63% до 64% в структуре консолидированного бюджета РФ.
Налогов на имущество в 2010 г., в консолидированный бюджет поступило 9%, в 2011 г. - 7%, в 2012г. - 7%. Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес и поступили в следующей сумме: в 2010г.- 201 млн. руб.(4%), в 2011г. -238,2 млн. руб. (3%), в 2012 г. - 293,5 (3%).
Среди прямых налогов за анализируемый период ситуация меняется по основным трем налогам: НДФЛ, налог на прибыль, налоги и сборы за пользование природными ресурсами.
Таблица 5
Динамика доходов федерального бюджета в 2007-2012 гг., млн. руб.
Год |
Всего налоговых и неналоговых доходов, млн. руб. |
Всего налоговых доходов |
В том числе прямые налоги |
Неналоговые доходы, млн. руб. |
||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|||
2007 |
3 342, 6 |
3 340,7 |
100 |
1 807, 1 |
54 |
1,8 |
2008 2009 |
3 571,9 |
3 569, 6 |
100 |
2 405, 7 |
67 |
2,3 |
2009 |
2 502, 6 |
2 500, 0 |
100 |
1211,0 |
48 |
2,6 |
2010 |
3 174, 3 |
3 172 ,2 |
100 |
1 674, 1 |
53 |
2,1 |
2011 |
4 480, 5 |
4 477 ,7 |
100 |
2 400, 6 |
54 |
2,7 |
2012 |
5 165 ,1 |
5 162,6 |
100 |
2 829. 9 |
55 |
2,5 |
Анализ поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет РФ показал тенденцию к увеличению. В 2010 г. поступления всего по налоговым и другим доходам составили 3 174,3 млн руб., в 2011 г. - 4480,4 млн руб., в 2012г. -5 165,1 млн руб.
Среди прямых налогов, имеющих наибольший удельный вес в федеральном бюджете РФ, следует отметить налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этого налога в 2010 г. составили 1408, 3 млн. руб. (44%), в 2011г. - 2 046,9 млн. руб. (85%), в 2012г. - 2 442,8 млн. руб. (84%).
Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес: это налоги на прибыль, доходы; государственная пошлина, сборы; поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам, их удельный вес составил: в 2010 г. - 9%, в 2011 г. - 9%, в 2012 г. - 10%.
Глава 3 Тенденции формирования системы прямого налогообложения в условиях глобализации
Глобализация, развитие информационно-коммуникационных технологий, электронной коммерции и возросшая мобильность факторов производства стали отличительными чертами XXI в. Они усилили противоречия между глобальной экономикой и локальным характером налогообложения и тем самым остро поставили вопрос о необходимости модификации современных систем налогообложения.
В. Танзи обобщил перечень явлений современной глобальной экономики, стремительное развитие которых стало причиной изменения существующих налоговых систем:
- рост объемов интернет-торговли;
- распространение практики использования электронных денег за анонимными счетами;
- международные трансакции внутри компаний и трансфертное ценообразование;
- сложность налогообложения финансового капитала;
- распространение офшорных зон;
- производные финансовые инструменты;
- рост международной активности граждан.[10]
Под влиянием этих явлений задача определения потенциальной базы налогообложения, которая является доступной для взыскания налогов в пределах отдельной страны, существенным образом усложняется. Как следствие, фискальный суверенитет государств заметно ограничивается, теряя традиционно присущие ему черты. Ограничение фискального суверенитета государства зависит от граждан и межгосударственных объединений. Как отмечает М.Ю. Орлов, налоги можно представить как форму разумного ограничения фискального суверенитета государства, основанную на принципах уважения права частной собственности и права каждого на свободное распоряжение своим имуществом.[11] Кроме того, в результате развития интеграционных процессов и межгосударственной налоговой гармонизации фискальный суверенитет государства ограничивают нормы, принимаемые на уровне межгосударственного объединения. Например, в рамках Европейского союза, как отмечает С.К. Лещенко, гармонизация в налоговой сфере реализуется с помощью двух методов: положительной и отрицательной интеграции.[12] Потерю государством части полномочий в сфере налогообложения следует рассматривать как ограничение фискального суверенитета. При этом значительно уменьшаются возможности использования системы налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики. Вместе с тем, хотя во время межгосударственной налоговой гармонизации и происходит определенное ограничение фискального суверенитета, это не является основанием для признания неправомерности этого процесса.
В настоящее время обостряются проблемы налогообложения, национальной государственной налоговой политики, ее унификации, которая очень часто находится в противоречии с национальными интересами, направленными на повышение собственной конкурентоспособности, одной из значимых составляющих частей которой становится налоговая конкуренция.
Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, налицо наблюдается сокращение налоговой базы. Наличие же низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики оказывает влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум туристов в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обостряет конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания офшорных зон и "налоговых гаваней" в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей. Растущая интенсивность движения информационных товаров и капитала позволяет странам с помощью снижения (движения) налоговых ставок привлекать дополнительные финансовые ресурсы в данную налоговую юрисдикцию и тем самым стимулировать налоговую конкуренцию. Различия в ставках налогообложения доходов в разных странах становятся новым фактором, оказывающим сильное воздействие на маршруты инвестиционных потоков. Если ставка налога на прибыль в сопредельной стране существенно ниже, чем в собственной, то у предпринимателя появляется мотив для перевода в эту страну своего производства (сдерживающий момент - затраты на передислокацию), что и приводит к налоговой конкуренции между странами. Несмотря на то что промышленно развитые страны отказались от ликвидации офшорных зон и "налоговых гаваней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с "налоговыми гаванями", на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т.д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в офшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "налоговыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что "налоговые гавани" или "убежища" играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.
Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных задач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.
Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых доходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капиталов и других доходов. Одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.
В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налоговой базы. В этом государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов (табл. 2 и 3).
Количество стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития, изменивших ставки налогов с 2007 по 2013 г. [13]
Показатель |
Увеличение |
Без изменений |
Уменьшение |
Стандартная ставка налога на добавленную стоимость |
18 |
15 |
1 |
Максимальная ставка налога на доходы физических лиц |
18 |
9 |
7 |
Основная ставка налога на прибыль организаций |
6 |
9 |
19 |
Изменение стандартных ставок налога на прибыль организаций
в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития с 2007 по 2013 г.
Страна |
Налог на прибыль организаций |
|
Изменение стандартной ставки с 2007 г., п. п. |
Стандартная ставка в 2013 г., % |
|
Австралия |
- |
30,0 |
Австрия |
- |
25,0 |
Бельгия |
- |
34,0 |
Великобритания |
-7 |
23,0 |
Венгрия |
1 |
19,0 |
Германия |
-8,7 |
30,2 |
Греция |
-5 |
20,0 |
Дания |
- |
25,0 |
Израиль |
-5 |
25,0 |
Ирландия |
- |
12,5 |
Исландия |
2 |
20,0 |
Испания |
-2,5 |
30,0 |
Италия |
-5,5 |
27,5 |
Канада |
-7,8 |
26,1 |
Корея |
-3,3 |
24,2 |
Люксембург |
-0,8 |
28,8 |
Мексика |
2 |
30,0 |
Нидерланды |
-0,5 |
25,0 |
Новая Зеландия |
-5 |
28,0 |
Норвегия |
- |
28,0 |
Польша |
- |
19,0 |
Португалия |
5 |
31,5 |
Словакия |
4 |
23,0 |
Словения |
-6 |
17,0 |
США |
-0,2 |
39,1 |
Турция |
- |
20,0 |
Финляндия |
-1,5 |
24,5 |
Франция |
- |
34,4 |
Чехия |
-5 |
19,0 |
Чили |
3 |
20,0 |
Швейцария |
-0,1 |
21,2 |
Швеция |
-6 |
22,0 |
Эстония |
-1 |
21,0 |
Япония |
-2,5 |
37,0 |