Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.

Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах является использование налога на добавленную стоимость.

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран является повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление этих стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в страны Европейского союза выдвинули условие введения в национальную налоговую систему налога на добавленную стоимость на уровне 15 - 20%, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.

Таким образом, очевидно, что глобализация стимулирует заочное соревнование между странами в сокращении как прямых, так и косвенных налогов, что позволяет поддерживать постоянную гонку сокращения налогов в целом, потери от которой неизбежно несет местное население: правительства сокращают расходы по поддержанию рабочих мест в бюджетной сфере, включая образование, медицину и социальную защиту[14].

Осознав масштабы угрозы, которую глобализация экономического пространства создает для эффективности функционирования национальных налоговых систем, государства все активнее прибегают к международному сотрудничеству в налоговой сфере. Следствием такого сотрудничества стало формирование нового феномена - постепенного сближения национальных налоговых систем, основных принципов налогообложения и подходов к формированию национальной налоговой политики. Такое сближением может принимать форму налоговой адаптации, налоговой координации и налоговой гармонизации.

Адаптация в сфере налогообложения состоит в мониторинге налоговых систем и налоговых реформ стран мира с дальнейшим заимствованием тех мер и механизмов, которые могут лучше защитить экономические интересы. На протяжении последних десятилетий адаптационные процессы приобрели впечатляющую скорость. Это можно продемонстрировать на примере налогообложения доходов физических лиц. Среди центрально- и восточноевропейских стран быстро распространилась практика отказа от прогрессивного механизма налогообложения доходов физических лиц путем ее замены на пропорциональную ставку налога - за период с 1994 по 2008 гг. такие изменения произошли в 12 европейских странах.


Координация подразумевает взаимодействие налоговых органов отдельных стран с целью изучения опыта решения отдельных проблем в налоговой сфере и обмене информацией о налогоплательщиках, прежде всего с целью противодействия уклонению от налогообложения.

Гармонизация в сфере налогообложения состоит в сближении национальных налоговых систем на основе соблюдения комплекса международных согласованных правил. Однако процесс гармонизации в сфере налогообложения сталкивается со значительными препятствиями, обусловленными не только существенными различиями между налоговыми системами стран, но и разным уровнем социально-экономического развития, а также нежеланием стран ограничивать государственный фискальный суверенитет. Достаточно распространенной является гармонизация отдельных положений налогового законодательства на межгосударственном уровне путем заключения двусторонних соглашений.[15]

Гармонизация налогов впервые начала осуществляться в конце XIX - начале XX в. при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В специальной экономической литературе указывается, что в условиях углубления международной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается: в унификации структур и принципов налогообложения; в общих направлениях проводимых налоговых реформ; в согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств.

Тенденции в развитии гармонизации налогов обусловлены: внешнеэкономической интернационализацией контактов в различных сферах; деятельности на межгосударственном уровне; приведением внутреннего правового регулирования и экономических отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права; внешнеполитическими обстоятельствами.

В целом гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений, таких как исключение двойного налогообложения и уход от налогов.

Гармонизация налогов означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем различных государств на основе международных договоров и межгосударственных соглашений. Например, несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации национальных налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25.05.1957, что послужило началом создания Европейского содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства стали создавать условия сближения налоговых систем. В 1960-х гг. начали решаться проблемы международного двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания территорий с единым налоговым режимом.


Для реализации этого процесса разработаны три принципа, обязательные для стран - членов Европейского союза. В частности, национальная налоговая политика не должна:

1) препятствовать свободе продвижения товаров;

2) мешать свободе передвижения лиц;

3) вступать в противоречие с направлениями политики в Европейском союзе.

Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского суда. Гармонизация налога проявляется также в процессе согласования законодательства стран - участниц Европейского союза.

Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 г., с принятия Советом министров Европейского союза Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 г. принята Директива о гармонизации правил определения прибыли для целей налогообложения. В 1980 - 1990-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.

Примером другой группы стран могут служить государства - члены Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которые создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в государственную казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на территории стран ОПЕК. Начатые с 1950-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 г. соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся международные экономические процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Достигнуты большие успехи в гармонизации налоговых отношений между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Согласованию принципов налоговой политики много внимания уделяется в сотрудничестве стран - участниц СНГ. "Предпосылками согласованной налоговой политики является высокая степень интегрированности и взаимосвязь всех хозяйственных секторов стран СНГ. В своих совместных документах страны СНГ основываются на задачах минимизации действий, наносящих экономический ущерб друг другу, проведении скоординированных экономических реформ, направленных на создание рыночной экономики, в которой главными экономическими регуляторами являются налоги. Правительства СНГ взяли на себя обязательства:


1) проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения;

2) применять единый перечень основных налогов в интересах всех государств, входящих в Содружество.

Одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности в налоговой политике стран СНГ, которое направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также других формах финансово-хозяйственной деятельности на их территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве стран тенденции в формировании налоговых систем в XXI в. таковы: во-первых, для сохранения существующей налоговой конкуренции придется отказаться от льгот различным категориям налогоплательщиков, объектов налогообложения, за счет этого снизить ставки и тем самым попытаться сохранить облагаемую базу, а во-вторых, возникает необходимость в переносе базы обложения с прибыли на потребление и материальную собственность, т.е. в преобладании имущественного налогообложения.

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения, по механизму расчета и взимания и по их роли в формировании доходной части бюджета.

Налоговая система представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также комплекс налоговых отношений и налоговых мероприятий между государством, с одной стороны, налогоплательщиками, в том числе агентами (субъектами), с другой стороны.

Из анализа данной работы, все сказанное обуславливает объективную необходимость пристального внимания к современному состоянию налогообложения. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-техническому совершенствованию производства, сбалансированию на паритетных началах всех форм собственности.

Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательство приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.


Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непо­средственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае ос­нованием для налогообложения служат факты получения доходов и владе­ния имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности в налоговой политике стран СНГ, которое направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также других формах финансово-хозяйственной деятельности на их территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве стран тенденции в формировании налоговых систем в XXI в. таковы: во-первых, для сохранения существующей налоговой конкуренции придется отказаться от льгот различным категориям налогоплательщиков, объектов налогообложения, за счет этого снизить ставки и тем самым попытаться сохранить облагаемую базу, а во-вторых, возникает необходимость в переносе базы обложения с прибыли на потребление и материальную собственность, т.е. в преобладании имущественного налогообложения.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. М.: Экзамен, 2011. 416 с.
  2. Ахмедова Э.С., Рамазанова Б.К. Налоговая политика: сущность и элементы. Теория и практика общественного развития 2013, №3. С. 191-193
  3. Балаева Д. А., Моргоева А. Х. Налоговое администрирование: взгляд в будущее//Налоги и налогообложение. 2014. № 2. С. 174-183.
  4. Горелко А., Горелко М. Мировой финансовый кризис и проблемы совершенствования налоговой политики // Налоги и финансы. 2011. Авг. N 8 (45).
  5. Лещенко С.К. Сближение налоговых систем государств - членов Европейского союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/429723.
  6. Налоги и налогообложение. 5-е издание./ Под ред. Черник Д.Г, 2014. – с. 239
  7. Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finec.ru/files/doc/University/jurfac/vipusk16(26).pdf.
  8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством Российской Федерации 30.05.2013).
  9. Основы налогообложения / Под ред. д. э. н., проф. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко, Д.К. Грунина, Н.П. Мельникова. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1998.
  10. Педь И.В. Эволюция национальных налоговых систем в условиях глобализации мировой экономики // Налоги и финансовое право. 2010. N 5.
  11. Соколова Э. Д. Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (теория и правотворчества) // Финансовое право и управление.—2013.— № 2.— С. 104-107.
  12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова. М.: Финансы и статистика, 2004.
  13. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/
  14. Tanzi V. Globalization, Tax System and the Architecture of the Global Economic System / Vito Tanzi. Inter-American Development Bank, 2005. URL: http://www.idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=724426.