Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления выплатой дивидендов в акционерном обществе
1.1. Понятие дивидендов и дивидендной политики акционерного общества
1.2. Подходы к формированию дивидендной политики
Глава 2. Анализ дивидендной политики акционерных обществ в России и за рубежом
2.1. Общие тенденции выплаты дивидендов российскими акционерными обществами
2.2. Анализ дивидендных выплат в зарубежных компаниях
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики акционерных обществ
В настоящее время существуют два теоретических подхода в дивидендной политике к общей оценке стоимости компании: «теория значимости» (Гордона–Линтнера) и «теория отсутствия значимости» (Модиньяни–Меллера). Согласно теории Гордона–Линтнера («синица в руках»), дивидендная политика оказывает существенное влияние на доходы акционеров и стоимость компании.
Максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация дохода. Каждая единица дохода, выплаченная в виде дивидендов, защищена от рисков, поэтому стоит больше, чем доход, полученный в будущем. Текущие дивидендные выплаты снизят уровень неопределенности для инвесторов[24]. Сторонники «теории отсутствия значимости» считают, что оптимальной стратегией в дивидендной политике является начисление дивидендов после того, как будут рассмотрены все возможные способы реинвестирования прибыли. Если целесообразно полностью реинвестировать прибыль, дивиденды не выплачиваются, если же нет инвестиционных проектов, прибыль направляется на выплату дивидендов[25]. Прибыль, реинвестированная в компанию и не выплаченная в виде дивидендов, идет на реализацию проектов, приводящих к росту курсовой стоимости акций[26]. Таким образом, акционер недополучает дивиденды, но получает аналогичный доход от роста стоимости акции[27].
Против «теории отсутствия значимости» говорят следующие факты:
− наличие рисков снижения курсовой стоимости акций по причинам объективного характера (экономический кризис, политическая нестабильность);
− предпочтение инвесторами текущего дохода, а не предполагаемого в будущем.
Инвестор больше заинтересован в тех компаниях, где выплаты дивидендов происходят регулярно. Ему важно знать, какова будет годовая доходность акции, каков размер дивидендов, который он получит. С этой целью используют показатель – дивидендная доходность. Дивидендная доходность – размер годовых дивидендов, отнесенных к цене акции. Показатель позволяет оценить окупаемость инвестиций в акции за счет дивидендных выплат – сколько от прибыли компании инвестор получит на каждый вложенный в акции эмитента рубль[28]. Госкомпании обязаны выплачивать не менее 25% чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов, и в ближайшие годы возможен переход на выплату 25% по МСФО, что увеличит размер дивидендов.
Выводы по главе 1
Дивидендная политика представляет собой механизм формирования и распределения прибыли между акционерами. Дивидендная политика может рассматриваться как элемент финансовой стратегии, направленной на эффективное распределение прибыли с целью максимизации благосостояния акционеров.
Современные исследования дивидендной политики различных компаний показывают, в последнее время увеличивается число инвесторов, для которых становятся более привлекательны акции компаний, регулярно выплачивающих дивиденды своим акционерам. Дивидендную политику определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества и показатель устойчивости системы корпоративного управления. Показателем эффективности дивидендной политики в современной компании является не только дивидендный доход на акцию, но и детальность и гибкость установленного порядка расчета размера дивидендов в зависимости от финансового состояния и стратегий развития общества. Закрепление во внутренних документах акционерного общества порядка расчета, утверждения и выплаты дивидендов служит целям информирования акционеров и заинтересованных лиц о принципах реализации имущественных прав по обыкновенным и привилегированным акциям.
Глава 2. Анализ дивидендной политики акционерных обществ в России и за рубежом
2.1. Общие тенденции выплаты дивидендов российскими акционерными обществами
В настоящее время далеко не все российские компании имеют выход на большой рынок, высокую доходность и доступ к котировкам акций. Нами были проанализированы положения по дивидендной политике ряда компаний (ОАО «РЖД», ОАО «Магнит», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «МВидео», ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «МТС»).
Исследование показало, что лишь небольшое количество компаний стараются найти оптимальное соотношение между распределением прибыли на развитие компании и выплатой дивидендов. Это подтверждают и международные исследования. Так, по данным информационного агентства Bloomberg, российские компании пока не стремятся отдавать большую часть прибыли на дивиденды. Это видно на графике, отражающем долю прибыли, направляемой на дивиденды компаниями, входящими в индекс ММВБ (рис. 1).
Рисунок 1 – Динамика коэффициента дивидендных выплат[29]
Компании, акции которых входят в структуру индекса ММВБ (MICEX), направляли на выплату дивидендов в среднем 14,6%, бразильские компании (Bovespa) выплачивали 43,3%, турецкие (ISE-100) – 25,4%, индийские (Sensex) – 23,3% от финансового результата (данные за 2014г.) [30].
Источником данных о курсе акций, дивидендах является финансовый путеводитель «Invest Future» – информационный портал, посвященный инвестированию на фондовом рынке[31] [8]. Инвестор может найти интересующую его информацию во вкладке «Акции» (российские акции, дивиденды, зарубежные акции, приватизация), в том числе и информацию о темпах прироста дивидендов. Также сайт предоставляет возможность сформировать свой инвестиционный портфель – инструмент оценки эффективности и отслеживания стоимости портфеля ценных бумаг.
Одним из ключевых показателей оценки инвестиционной привлекательности акций компании является доходность акции. Ниже представлена информация о размерах дивидендов за последние пять лет ведущих компаний РФ, котирующих свои акции на фондовой бирже, по данным ОАО «Московская биржа» (рис. 2).
Из графиков видно, что размер выплачиваемых дивидендов меняется ежегодно, что в свою очередь, обусловлено изменчивостью прибыли. При этом нельзя отрицать, что по некоторым акциям дивиденды выросли в несколько раз (ОАО «Сбербанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Магнит»). Какую дивидендную доходность акций получит инвестор, зависит не только от размера дивидендов, но и цены акции. В таблицах 1 и 2 представлены данные о ценах и доходности акций российских компаний. Чем больше размер дивиденда и чем меньше цена, тем больше дивидендная доходность.
Рисунок 2 – Динамика дивидендных выплат российских акционерных обществ[32]
Таблица 1
Акции российских компаний[33]
Эмитент |
Цена акции |
Цена акции |
Цена акции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сбербанк России |
101,200 |
92,900 |
79,400 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Банк ВТБ |
0,067 |
0,050 |
0,054 |
Газпром |
130,300 |
139,000 |
143,700 |
МТС |
328,300 |
246,000 |
183,200 |
Магнит |
9701,000 |
9240,000 |
4786,400 |
Таблица 2
Доходность акций российских компаний[34]
Эмитент |
Дивидендная |
Дивидендная |
Дивидендная |
Сбербанк России |
2,52 |
2,24 |
1,16 |
Банк ВТБ |
1,49 |
1,76 |
1,07 |
Газпром |
6,З0 |
6,45 |
2,63 |
МТС |
5,60 |
5,97 |
7,93 |
Магнит |
0,11 |
0,20 |
0,14 |
Представим доходность акций компаний в графическом виде (рис.3).
Рисунок 3 - Данные о доходности российских компаний, %[35]
Проведенный анализ показал, что явным лидером в дивидендной политике является ОАО «МТС». ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) – ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними организациями компания обслуживает более 100 миллионов абонентов. С июня 2000 г. акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже под кодом МВТ. С 2011 г. бренд «МТС» признан самым дорогим российским брендом в числе 100 лидирующих мировых лидеров по рейтингу BRANDS™, опубликованному Financial Times и международным исследовательский агентством Millward Brown. Данная компания уже на протяжении пяти лет выплачивает стабильные высокие дивиденды акционерам. Текущая доходность акции составляет 11,45% на 2014 г.
Дивидендная политика на 2013–2015 гг. сформулирована следующим образом: минимальная сумма выплаты дивидендов будет определяться как большая из двух величин – минимум 75% свободного денежного потока ОАО «МТС» за истекший финансовый год по ОПБУ США или 40 миллиардов рублей в год. Компания также сообщила, что совокупные выплаты за период 2014–2015 гг. могут составить минимум 90 млрд. руб., то есть несколько больше величины, ожидавшейся по дивидендной политике и финансовым результатам[36].
Нами были проанализированы основные положения по дивидендной политике еще двух крупных российских компаний – ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл». В настоящее время компании выплачивают своим акционерам не менее 15% чистой прибыли. Сочетание умеренного и агрессивного подходов позволяет привлечь новых и удерживать уже существующих акционеров, гарантируя стабильные выплаты дивидендов.
В целом рынок российских акций на сегодняшний день является достаточно нестабильным. По вполне объяснимым причинам многие компании испытывают серьезные трудности в осуществлении эффективной дивидендной политики. Как известно, за последнее время российская экономика претерпела ряд перемен: снижение курса рубля против доллара, падение цен на нефть. В связи с этим размер прибыли компаний, входящих с индекс ММВБ, сократился на 25%. Но для оценки доходности акций принципиальное значение имеет не абсолютный размер прибыли, а соотношение этой прибыли и капитализации.
Последняя девальвация рубля не оказала принципиального влияния на это соотношение. При этом экспортоориентированные компании («Газпром», «Лукойл», «Э.ОН Россия», «Норильский никель») продолжили получать стабильную прибыль.
Одной из проблем дивидендной политики в России в последние 20 лет являлось несовершенство законодательной базы в части регламентации дивидендных выплат, что существенно снижало привлекательность инвестиционных вложений в акции. Однако мы можем с уверенностью констатировать тенденцию к совершенствованию нормативно-правовой базы в данном сегменте.
С 1 января 2014 г. вступили в действие изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – Закон)[37], существенно улучшающие позиции инвесторов – миноритариев и одновременно снижающие возможности дивидендных интриг. Сравнительная характеристика старой и новой редакций Закона представлена в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика старой и новой редакций Федерального закона «Об акционерных обществах» [38]
Изменяемое положение |
Старая редакция |
Новая редакция |
До конца 2013 г. |
С 1 января 2014 г. |
|
1 |
2 |
3 |
Дата проведения годового общего собрания акционеров |
Устанавливалась после даты |
Устанавливается после даты закрытия реестра для участия в ГОСА и до даты закрытия реестра для выплаты дивидендов |
Закрытие реестра для участия в собрании акционеров |
Советом директоров утверждалась единая дата закрытия реестра для участия в ГОСА и получения дивидендов |
Советом директоров утверждается отдельная дата |
Закрытие реестра для получения дивидендов |
Отдельная дата рекомендуется советом директоров и утверждается ГОСА. Срок: через 10-20 дней после ГОСА для торгуемых акций и не позднее 20 дней после ГОСА для неторгуемых акций |