Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пособие по безработице как социальная гарантия и вид социального обеспечения
1.1 Правовой статус безработного
1.2 Понятие пособия по безработице
1.3 Порядок определения размеров, условия и сроки выплаты пособия по безработице
2.1 Размеры пособия по безработице
2.2 Прекращение и приостановление выплат пособия по безработице
Введение
Актуальность темы. Россия, согласно ст.7 Конституции РФ[1] является социальным государством. А это значит, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В жизни каждого человека может наступить момент, когда он не может найти подходящую работу, которая была бы по его специальности, отвечала бы всем требованиям работника и устраивала бы заработная плата. В настоящий момент проблема трудоустройства населения сейчас наиболее актуальна, как во всей стране, так и в отдельных регионах, поэтому для поиска новой работы может уйти определенное количество времени, поэтому государство берет на себя обязанность выплачивать пособие по безработице.
В среднем среди молодежи в возрасте 15–25 лет уровень безработицы составляет 18,8 %. На фоне страдающей от кризиса Европы не так уж много. Однако тревожно то, что проблема молодеет. Даже по данным официальной статистики, граждане РФ до 25 лет составляют в июле 2015г. среди безработных 31% против 24,5% в октябре 2014 года. Особенно остро стоит проблема на селе, где без дела сидят 19,6% молодых людей, тогда как в городах – 18,4%[2]. Основной контингент безработных составляют молодёжь, женщины, демобилизованные военнослужащие, беженцы и вынужденные переселенцы. По ряду отраслей теряют работу инженеры, техники, учёные, преподаватели, квалифицированные рабочие и специалисты.
В этой связи необходима активизация усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления введения в России эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу[3].
Степень изученности темы. Следует отметить, что работ, в которых рассматриваются вопросы изучения правового статуса безработного достаточно много. Их внимание, в основном, сосредоточено на мерах по устранению безработицы, а также защиту безработных граждан. Изучением этого вопроса занимались такие ученые-правоведы, как М.Л. Косульникова, Н.В. Локтюхина, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.Г. Суховская, В.В.Цуриков, Г.М. Зущина, Р.М.Султанова, В.И. Власов, А.А. Соловьев, Г.В. Сулейманова, Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева, А.С. Пашков, Н.В. Пашин, Е.В. Магницкая и др.
Предметом исследования в рамках курсовой работы является пособие по безработице как один из видов социального обеспечения.
Объектом исследования является система законодательства по регулированию выплат пособия по безработице, соответствующая правоприменительная практика и специальная литература в исследуемой области.
Целью курсовой работы является изучение правового регулирования оснований назначения, выплаты и размера пособия по безработице.
Основные задачи курсовой работы:
1) рассмотреть правовой статус безработного и понятие пособия по безработице;
2) изучить порядок определения размеров, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
3) определить размеры пособия по безработице;
4) проанализировать основния прекращения и приостановления выплат пособия по безработице.
Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Пособие по безработице как социальная гарантия и вид социального обеспечения
1.1 Правовой статус безработного
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы. Кроме этого, в ст. 34 данного нормативного акта провозглашается право гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
К числу способов, которыми граждане могут реализовать эти конституционные права, относятся:
-
- наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем;
- самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства[4].
Выбирая тот или иной способ, граждане соглашаются с правовым статусом субъектов этой деятельности, включая права и обязанности, а также государственные гарантии их реализации и меры ответственности. В частности, лица, работающие по трудовому договору, в силу своего положения экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении подлежат социальной защите при наступлении безработицы. Напротив, учредители (участники) хозяйственных обществ, самостоятельно осуществляя экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приобретают гарантий социальной защиты от безработицы на случай отсутствия у общества дохода[5].
Таким образом, возможность признания гражданина занятым и, следовательно, не нуждающимся в социальной защите от безработицы связана с самостоятельным осуществлением им экономической деятельности, целью которой является получение дохода (постановления КС РФ от 24.02.2004 № 3-П[6], от 25.05.2010 № 11-П и от 09.02.2012 № 2-П).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном Законе от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[7] (далее - Закон о занятости). Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726[8]. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400.
Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы утвержден приказом Минздравсоцразвития от 17.03.2008 г. № 125н[9].
В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Закон о занятости содержит лишь требования, предъявляемые к гражданам, которые могут считаться безработными. Рассмотрим эти требования. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка; зарегистрированы в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы; ищут работу; готовы приступить к ней. Эти признаки формируют понятие «безработный» и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным признание гражданина безработным.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в соответствии с Законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначены определенные виды пенсий; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера (впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера)[10].
Правовой статус безработного представляет собой совокупность их прав и обязанностей. Так, безработный имеет право:
1) на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (к организации (юридическому лицу) либо физическому лицу, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);
2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;
5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
6) социальную поддержку в виде:
- выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
- предоставления возможности участия в общественных работах;
- возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости[11].
Устанавливая право безработного на подыскание ему службой занятости населения подходящей работы, действующее законодательство предусматривает и ряд обязанностей, а также ответственность за совершение противоправных деяний[12]. Основными обязанностями безработного являются (ст. 31 Закона о занятости):
- являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
- участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);
- являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости;
- являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);
- сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу;
- выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы[13].
Итак, мы приходим к выводу, что в общем виде обязанности безработного можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и непредставление безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).
1.2 Понятие пособия по безработице
Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице. Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития[14].
Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах[15], каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.