Файл: .Организация и управление выплатой дивидендов в АО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. В период ухудшения экономической обстановки в России, вызванное спадом цен на нефть и повлекшее за собой снижение курса рубля относительно доллара и евро, а также увеличение инфляции и рост безработицы, возрастает необходимость грамотного управления свободными денежными средствами с целью их сохранения и получения реальной прибыли. Одним из альтернативных методов инвестирования является приобретение дивидендных акций. В этом случае, выбор компании, в которую целесообразно инвестировать средства, во многом зависит от механизма формирования величины дивидендов.

Практика целенаправленной выплаты дивидендов акционерам в расчете на их интересы и приоритеты самой компании насчитывает в России немногим более десяти лет. Дивидендная политика крупнейших российcких акционерных обществ в настоящее время находится в стадии cвоего формирования, и многие вопросы, включая саму возможность выплаты дивидендов, пока еще не определены как для самих акционерных обществ, так и для инвесторов.

Целью работы является исследование особенностей практики дивидендных выплаты в российских условиях, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование дивидендной политики предприятия.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические подходы к формированию дивидендной политики и рассмотреть базовые концепции в области политики выплаты дивидендов;
  • провести анализ существующей практики дивидендных выплат на примере акционерных обществ России и за рубежом;
  • определить пути совершенствования дивидендной политики российских акционерных обществ с учетом опыта зарубежных компаний.

Объектом исследования являются акционерные общества России и зарубежных стран.

Предметом исследования является практика дивидендных выплат российских акционерных обществ с использованием имеющихся на сегодняшний день теоретических знаний, эмпирических наблюдений и статистических данных о дивидендных выплатах.

При проведении исследования были использованы труды российских ученых, специализирующихся на управлении корпоративными финансами, взаимодействии фондовых рынков и акционерных обществ.


Глава 1. Теоретические аспекты организации и управления выплатой дивидендов в акционерном обществе

1.1. Понятие дивидендов и дивидендной политики акционерного общества

Дивиденд – это часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам в виде денежных средств, акций и имуществом, а также другими ценными бумагами. По обыкновенным акциям размер дивидендов зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров, а по привилегированным акциям размер дивидендов имеет фиксированный характер[1].

Дивидендная политика – это политика акционерного общества в области распределения прибыли компании между держателями акций в виде дивидендов. В финансовом менеджменте применяется более широкое понятие «дивидендная политика», как механизма формирования доли прибыли, которая выплачивается собственнику акции в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия[2].

Источником выплаты является чистая прибыль компании. Дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться из специально созданного фонда в случае, если будет недостаточно чистой прибыли, чтобы выплатить дивиденды держателям данных акций. Принятие решения о размере дивидендов является сложной задачей для совета директоров, руководства компаний.

Порядок и срок выплат дивидендов прописывается в уставе ОАО или решается общим собранием акционеров. Получать дивиденды могут только те лица, кто числится в списках акционеров и те, кто имеют право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о дивидендных выплатах (дата закрытия реестра)[3].

Вопрос о распределении прибыли, в частности дивидендная политика, входит, по мнению Р. Брейли и С. Майерса, в первую десятку нерешённых проблем теории финансов. По настоящее время эти вопросы остаются предметом дебатов в среде ученых и практиков[4].

Началом широких научных дискуссий по вопросам дивидендной политики послужила статья М. Миллера и Ф. Модильяни[5]. Авторы показали, что в условиях совершенного рынка стоимость фирмы не зависит от дивидендного выбора, а богатство акционеров, по их мнению, определяется способностью фирмы генерировать прибыль, и в большей степени зависит от эффективности инвестиционной политики, а не от способов распределения прибыли. Представленная ими модель заложила основы теории иррелевантности дивидендов. Другими словами, дивидендная политика не является фактором влияния на рыночную стоимость фирмы, из чего следовало, что дивиденды должны начисляться по остаточному принципу после финансирования приемлемых инвестиционных проектов.


Развитие теоретических подходов к вопросу о дивидендной политике в дальнейшем осуществлялось с учетом снижения значимости допущений ирререлевантности дивидендов[6].

Майрон Гордон и Джон Линтнер выступали как оппоненты теории независимости дивидендной политики и в своих трудах утверждали, что дивидендная политика существенна и влияет на величину совокупного богатства акционеров. По их мнению, рынок будет оценивать компании, выплачивающие большие дивиденды, значительно выше. Эта теория, известная также как теория существенности дивидендной политики или «синицы в руках», исходит из того, что существует дивидендная политика, определяющая целевой (оптимальный) размер дивидендов[7].

На размер дивидендов оказывают влияние следующие факторы:

  • уровень текущей прибыли;
  • перспективы развития отрасли;
  • инвестиционные планы предприятия;
  • потребности во внешних источниках финансирования;
  • способность менеджеров оценивать уровень дивидендов и их влияние на цену акции;
  • дивидендная политика конкурентов;
  • политика в области структуры капитала[8].

Труды Роберта Литценбергера и Кришны Рамасвами положили начало теории налоговой дифференциации, согласно которой с позиции акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность, так как доход от капитализации облагался меньшим налогом, чем доходы, полученные в виде дивидендов[9]. Фирмам становится не выгодно выплачивать высокие дивиденды[10].

В различных странах по-разному подходят к проблемам установления ставок налогообложения этих двух видов доходов по отдельным категориям налогоплательщиков. Например, в Германии и Японии ставка налога на прибыль выше, чем на дивиденды, а во Франции — ниже; в Великобритании, Австралии, Канаде ставки налога на дивидендный доход и реинвестированную прибыль одинаковы[11].

В Российской Федерации также был пересмотрен порядок налогообложения дивидендов. С введением Налогового кодекса была снижена ставка налога на дивиденды до 6% для физических и юридических лиц, вследствие чего произошел рост предприятий, производивших выплаты дивидендов. Поскольку наблюдался рост доходов определенной категории – акционеров – на рыночной капитализации предприятий изменение налогообложение не отразилось, в результате, с 2005г. ставка налога на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов, была увеличена до 9%, что по–прежнему меньше, чем ставка на доходы физических лиц 13%[12]. В целом, анализ показал, что увеличение ставки налога на дивиденды вызывает снижение количества компаний, выплачивающих дивиденды, но не оказывает статистически значимого влияния на уровень дивидендных выплат[13].


1.2. Подходы к формированию дивидендной политики

Выделяют три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный, агрессивный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики[14].

Консервативный подход включает остаточную политику дивидендных выплат и политику стабильного соотношения дивидендных выплат. Остаточная политика дивидендных выплат характеризуется формированием фонда дивидендных выплат после того, как полностью будут удовлетворены потребности в собственных финансовых ресурсах, которые обеспечивают нормальный ход работы компании.

Преимуществом данного типа является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества, повышение его платежеспособности и финансовой устойчивости. Недостаток данной политики – нестабильность выплат дивидендов, непредсказуемость формирования их размеров в будущем, а также возможный отказ от выплат дивидендов в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании рыночной цены акции[15].

Суть политики стабильного соотношения дивидендных выплат состоит в установлении фиксированного размера дивидендов, несмотря на возможность нестабильности получаемой прибыли. Преимуществом данной политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров при неизменности размера текущего дохода, что определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостаток заключается в слабой связи данной политики с финансовым результатом деятельности компании, в связи с чем в периоды снижения прибыли инвестиционная деятельность предприятия может быть минимизирована[16].

Умеренный подход включает политику стабильного размера дивидендов и политику минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой. В отдельные периоды политика стабильного размера дивидендов заключается в выплате фиксированной суммы дивидендов на протяжении продолжительного периода времени. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. Основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли[17].


В соответствии с политикой минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой выплачиваются стабильные гарантированные дивиденды в минимально предусмотренном размере, а в случае благоприятных финансовых результатов возможно увеличение размера выплат. Её преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли[18].

Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной[19]. выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается, и соответственно падает их рыночная стоимость[20].

Агрессивный подход включает в себя политику стабильного уровня дивидендов и политику постоянного возрастания размера дивидендов. Суть первого варианта заключается в установлении долгосрочного размера выплат дивидендов по отношению к прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики[21].

Второй вариант агрессивного подхода основан на стабильном возрастании уровня выплат дивидендов в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности[22].

Таким образом, ключевым моментом формирования дивидендной политики компании является установление требуемой пропорциональности между дивидендными выплатами и той частью, которая необходима для поддержания инвестиционной активности предприятия[23]. При этом при формировании дивидендной политики необходимо учитывать следующие факторы: потребность в дополнительном финансировании; возможность привлечения внешних дополнительных ресурсов или использование дополнительных внутренних источников (увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции, увеличение производительности, привлечение дополнительного акционерного капитала, привлечение заемного капитала).