Файл: Теория и методика воспитания младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой связи большое значение приобретает деятельность музеев учреждений образования Кировского района – одного из старейших районов города Казани, где работа по экологическому воспитанию учащихся всегда была эффективна благодаря использованию методов и приемов музейной педагогики.   

Социализация личности воспитанников должна проходить в процессе взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов, в системе интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка.

Главное - это объединение усилий образовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых сможет гарантировать высокий уровень социализации учащихся.

Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования

2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования

Цель исследования: изучить эффективность использования народных праздников в процессе сохранения национальных традиций.

Показателем сформированности положительного отношения к народным традициям является уровень сформированности экологических чувств.

Для достижения данной исследовательской цели нами были определены следующие задачи:

  1. подобрать диагностический инструментарий по оценке уровня развития экологических чувств детей младшего школьного возраста;
  2. разработать и провести анкету среди родителей по определению значимости для семьи экологического воспитания;
  3. разработать программу сохранения национальных традиций средствами народных праздников, сохранения положительного отношения к народным традициям средствами народных праздников;
  4. оценить эффективность предложенной нами программы.

Цель диагностики – определение уровней экологического сознания, гражданской позиции. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

  • составление словаря понятийных слов;
  • рассказ;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента:

1 уровень - располагают в две колонки:

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

2 уровень – расположить понятия в две колонки:

А) позитивные понятия;

Б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:

Высокий уровень сформированности экологических чувств - характеризуется четким представлением о сущности каждой категории и определении для себя понятий, связанных с патриотизмом, уровень проявления экологических качеств личности по всем критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому,; ярко выражает желание заботиться о других людях; гордится своим Отечеством; знает историю «малой родины», активно участвует в патриотической деятельности; отношения с одногруппниками доброжелательные, знает все символы России.

Средний уровень – характеризуется достаточным представлением о сущности предложенных понятий с незначительными расхождениями, выделении большей части экологических понятий в качестве личностно-значимых, уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем воспитателя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию воспитателя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России узнает лишь некоторые.

Низкий уровень – наблюдаются существенные ошибки в определении сущности понятий, нет четкого определения основных понятий не выделяются в личностно-значимые или выделяются с существенными ошибками понятия экологического воспитания, уровень проявления экологических качеств не менее чем по одному критерию: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому,саду; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность в патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам материал не готовит; из предложенных символов России узнает лишь некоторые.


Уровень критический - проявления экологических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому; желание заботиться о других людях отствует; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется, из предложенных символов России не указывает ни одного правильно.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Результаты данной диагностики представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Изучение уровня развития экологического сознания

школьников 1-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

4

средний

Лена В.

3

низкий

Дамир В.

3

низкий

Кайрат Г.

4

средний

Олег Д.

3

низкий

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

4

средний

Андрей К.

2

низкий

Катя К.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

4

средний

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

4

средний

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

4

средний

Максим Н.

3

низкий

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания – 10% (2 человека); 50% школьников - уровень воспитания экологического сознания; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.


Наглядно данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень воспитания экологического сознания у младших школьников 1 группы

Таблица 2

Изучение уровня развития экологического сознания школьников 2-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

3

низкий

Сережа Т.

3

низкий

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

4

средний

Миша Л.

2

низкий

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

4

средний

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

3

низкий

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во второй группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания– 5% (1 человека); 60% школьников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 35% (7 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.

Диаграмма 2. Уровень воспитания экологического сознания у школьников 2-ой группы

Таблица 3

Сводная таблица изучения уровня развития экологического сознания школьников


Группа

Уровни развития экологического сознания

высокий

средний

низкий

1

10

50

40

2

5

60

35

Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятий и норм, часть детей не могут или не умеют соотнести нравственные нормы с патриотическим воспитанием, патриотическим сознанием.

В рамках оценивания знаний о национальных традициях нами было предложено ответить на вопрос о том, какие национальные традиция знают дети. По результатам ответов нами было принято, что высокому уровню соответствует упоминание о 5 и более народных традициях, средний уровень – ребенок вспомнил о 2 – 4 традициях, низкий уровень – ребенок смог назвать одну национальную традицию или не назвал ничего. Полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица изучения уровня сформированности знаний о национальных традициях

Группа

Уровни сформированности знаний учащихся о национальных традициях

высокий

средний

низкий

1

15

50

35

2

15

60

25

Проанализировав полученные данные и соотнеся их с данными предыдущего эксперимента можно отметить, что значение детьми национальных традиций прямо связно с уровнем развития у них экологических чувств. Уровень сформированности знаний школьников о национальных традициях является недостаточным.

Вопросы анкеты с анализом представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анкета по определению отношения родителей к организации деятельности по формированию экологических чувств у школьников

Вопрос

Варианты ответов родителей

Считаете ли экологическое воспитание необходимым в МБОУ?

Да – 75%

Нет – 20%

Не знаю – 5%

Необходимы ли сегодня современному человеку патриотические чувства?

Не всегда – 45%

Да – 45%

Не, наша страна этого не ценит – 10%

Считаете ли Вы себя патриотом Родины?

Да – 75%

Нет – 25%

Разговариваете ли Вы дома о патриотизме, любви к Родине, национальных традициях?

Да – 25%

Иногда – 50%

Редко – 20%

Почти никогда – 5%

Смотрите ли Вы, совместно с детьми, передачи, направленные на формированию экологических чувств?

Чаще всего да – 55%

Редко, но смотрим – 30%

Почти нет – 15%

Согласны ли Вы принять участие в совместной работе МБОУ и семьи по воспитанию экологических чувств у детей?

Да – 80%

Не очень – 20%