Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
1.1.Сущность понятия «экологическое воспитание»
Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2.Программа по экологическому воспитанию с использованием средств народной педагогики
В этой связи большое значение приобретает деятельность музеев учреждений образования Кировского района – одного из старейших районов города Казани, где работа по экологическому воспитанию учащихся всегда была эффективна благодаря использованию методов и приемов музейной педагогики.
Социализация личности воспитанников должна проходить в процессе взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов, в системе интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка.
Главное - это объединение усилий образовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых сможет гарантировать высокий уровень социализации учащихся.
Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
Цель исследования: изучить эффективность использования народных праздников в процессе сохранения национальных традиций.
Показателем сформированности положительного отношения к народным традициям является уровень сформированности экологических чувств.
Для достижения данной исследовательской цели нами были определены следующие задачи:
- подобрать диагностический инструментарий по оценке уровня развития экологических чувств детей младшего школьного возраста;
- разработать и провести анкету среди родителей по определению значимости для семьи экологического воспитания;
- разработать программу сохранения национальных традиций средствами народных праздников, сохранения положительного отношения к народным традициям средствами народных праздников;
- оценить эффективность предложенной нами программы.
Цель диагностики – определение уровней экологического сознания, гражданской позиции. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:
- составление словаря понятийных слов;
- рассказ;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа.
Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента:
1 уровень - располагают в две колонки:
а) понятные слова по данной теме;
б) непонятные слова.
2 уровень – расположить понятия в две колонки:
А) позитивные понятия;
Б) негативные понятия.
3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).
Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.
На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:
Высокий уровень сформированности экологических чувств - характеризуется четким представлением о сущности каждой категории и определении для себя понятий, связанных с патриотизмом, уровень проявления экологических качеств личности по всем критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому,; ярко выражает желание заботиться о других людях; гордится своим Отечеством; знает историю «малой родины», активно участвует в патриотической деятельности; отношения с одногруппниками доброжелательные, знает все символы России.
Средний уровень – характеризуется достаточным представлением о сущности предложенных понятий с незначительными расхождениями, выделении большей части экологических понятий в качестве личностно-значимых, уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем воспитателя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию воспитателя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России узнает лишь некоторые.
Низкий уровень – наблюдаются существенные ошибки в определении сущности понятий, нет четкого определения основных понятий не выделяются в личностно-значимые или выделяются с существенными ошибками понятия экологического воспитания, уровень проявления экологических качеств не менее чем по одному критерию: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому,саду; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность в патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам материал не готовит; из предложенных символов России узнает лишь некоторые.
Уровень критический - проявления экологических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому; желание заботиться о других людях отствует; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется, из предложенных символов России не указывает ни одного правильно.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Результаты данной диагностики представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1
Изучение уровня развития экологического сознания
школьников 1-ой группы
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Лилия Т. |
4 |
средний |
|
Лена В. |
3 |
низкий |
|
Дамир В. |
3 |
низкий |
|
Кайрат Г. |
4 |
средний |
|
Олег Д. |
3 |
низкий |
|
Марат К. |
3 |
низкий |
|
Тимур Н.. |
4 |
средний |
|
Андрей К. |
2 |
низкий |
|
Катя К. |
4 |
средний |
|
Марат К. |
3 |
низкий |
|
Женя И. |
3 |
низкий |
|
Алексей П. |
4 |
средний |
|
Оля П. |
4 |
средний |
|
Лена Р. |
4 |
средний |
|
Юля Н. |
5 |
Высокий |
|
Лена С. |
4 |
средний |
|
Люда Д. |
5 |
высокий |
|
Лена И. |
4 |
средний |
|
Максим Н. |
3 |
низкий |
|
Олег К. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания – 10% (2 человека); 50% школьников - уровень воспитания экологического сознания; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.
Наглядно данные представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Уровень воспитания экологического сознания у младших школьников 1 группы
Таблица 2
Изучение уровня развития экологического сознания школьников 2-ой группы
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Дима А. |
4 |
средний |
|
Марина Е. |
3 |
низкий |
|
Сережа Т. |
3 |
низкий |
|
Оксана Г. |
4 |
средний |
|
Марина К. |
3 |
низкий |
|
Ольга Т. |
3 |
низкий |
|
Марат Л. |
4 |
средний |
|
Миша Л. |
2 |
низкий |
|
Ваня Р. |
4 |
средний |
|
Ева Б. |
3 |
низкий |
|
Амина Х. |
4 |
средний |
|
Саша Ш. |
4 |
средний |
|
Владислав У. |
4 |
средний |
|
Никита Д. |
4 |
средний |
|
Валентин Ч. |
4 |
средний |
|
Рома Б. |
4 |
средний |
|
Маша Ж. |
5 |
высокий |
|
Ирина К. |
4 |
средний |
|
Тамара В. |
3 |
низкий |
|
Нина Г. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных во второй группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания– 5% (1 человека); 60% школьников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 35% (7 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.
Диаграмма 2. Уровень воспитания экологического сознания у школьников 2-ой группы
Таблица 3
Сводная таблица изучения уровня развития экологического сознания школьников
Группа |
Уровни развития экологического сознания |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 |
10 |
50 |
40 |
2 |
5 |
60 |
35 |
Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятий и норм, часть детей не могут или не умеют соотнести нравственные нормы с патриотическим воспитанием, патриотическим сознанием.
В рамках оценивания знаний о национальных традициях нами было предложено ответить на вопрос о том, какие национальные традиция знают дети. По результатам ответов нами было принято, что высокому уровню соответствует упоминание о 5 и более народных традициях, средний уровень – ребенок вспомнил о 2 – 4 традициях, низкий уровень – ребенок смог назвать одну национальную традицию или не назвал ничего. Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сводная таблица изучения уровня сформированности знаний о национальных традициях
Группа |
Уровни сформированности знаний учащихся о национальных традициях |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 |
15 |
50 |
35 |
2 |
15 |
60 |
25 |
Проанализировав полученные данные и соотнеся их с данными предыдущего эксперимента можно отметить, что значение детьми национальных традиций прямо связно с уровнем развития у них экологических чувств. Уровень сформированности знаний школьников о национальных традициях является недостаточным.
Вопросы анкеты с анализом представлены в таблице 5.
Таблица 5
Анкета по определению отношения родителей к организации деятельности по формированию экологических чувств у школьников
№ |
Вопрос |
Варианты ответов родителей |
Считаете ли экологическое воспитание необходимым в МБОУ? |
Да – 75% Нет – 20% Не знаю – 5% |
|
Необходимы ли сегодня современному человеку патриотические чувства? |
Не всегда – 45% Да – 45% Не, наша страна этого не ценит – 10% |
|
Считаете ли Вы себя патриотом Родины? |
Да – 75% Нет – 25% |
|
Разговариваете ли Вы дома о патриотизме, любви к Родине, национальных традициях? |
Да – 25% Иногда – 50% Редко – 20% Почти никогда – 5% |
|
Смотрите ли Вы, совместно с детьми, передачи, направленные на формированию экологических чувств? |
Чаще всего да – 55% Редко, но смотрим – 30% Почти нет – 15% |
|
Согласны ли Вы принять участие в совместной работе МБОУ и семьи по воспитанию экологических чувств у детей? |
Да – 80% Не очень – 20% |