Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
1.1.Сущность понятия «экологическое воспитание»
Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2.Программа по экологическому воспитанию с использованием средств народной педагогики
Таблица 8
Изучение уровня развития экологического сознания и отношения к народным традициям школьников 2 группы на промежуточном этапе эксперимента
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Дима А. |
4 |
средний |
|
Марина Е. |
4 |
средний |
|
Сережа Т. |
4 |
средний |
|
Оксана Г. |
4 |
средний |
|
Марина К. |
3 |
низкий |
|
Ольга Т. |
3 |
низкий |
|
Марат Л. |
5 |
высокий |
|
Миша Л. |
4 |
средний |
|
Ваня Р. |
4 |
средний |
|
Ева Б. |
3 |
низкий |
|
Амина Х. |
4 |
средний |
|
Саша Ш. |
4 |
средний |
|
Владислав У. |
4 |
средний |
|
Никита Д. |
5 |
высокий |
|
Валентин Ч. |
4 |
средний |
|
Рома Б. |
4 |
средний |
|
Маша Ж. |
5 |
высокий |
|
Ирина К. |
4 |
средний |
|
Тамара В. |
4 |
средний |
|
Нина Г. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных во 2 группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания – 15% (3 человека); 70% школьников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 15% (3 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.
Диаграмма 5. Динамика изменения уровня воспитания экологических чувств у школьников 2 группы
Таблица 9
Сводная таблица изучения уровня развития экологического сознания школьников на промежуточном этапе эксперимента
Группа |
Уровни развития экологического сознания |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 |
45 |
45 |
10 |
2 |
15 |
70 |
15 |
Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в 1 группе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций через использование народных праздников
Заключение
Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.
Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т.д.
В разных словарях определения слов «традиция», «обычай», «обряд» трактуются по-разному. К примеру, в словаре по этике — «традиция» (от traditio — передача) определяется «как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения».
Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.
В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.
Список использованной литературы
- Басов М. Я. Общие основы педологии. – СПб.: Алетея, 2007. – 776с.
- Библер В. С. От наукочтения – к логике культуры. Два философских введения в ХХI век. – М., 1991.
- Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. – 2001. – № 3.
- Войнова Н. А. Формирование ИКТ –компетентности учащихся начального профессионального образования в образовательной среде учебного заведения. Дисс.. на соиск. степени к.пед.наук. СФУ. – Красноярск., 2009. – 198с.
- Выготский Л. С. Психология развития личности. – М.: Смысл, 2005. 1136с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М., 1999.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.,1993.
- Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола. 1995.
- Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
- Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В..Образовательная среда и развитие личности. – Новые знания. – 2001. – № 1.
- Могилев А. В. Шильман А. Н. О понятии «образовательное пространство» // Педагогическая информатика. – 2005. – № 2.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.3-е изд. – М.: Школа-Пресс., 2000. – С. 121.
- Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов). // Высшее образование в России. – 1996. – № 4.
- Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. – Новосибирск: Наука,1992.
- Сергеев С. Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. – № 3. – 2006. – С. 58–65.
- Сингх Р. Р. (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы: Вопросы образования. – Париж: ЮНЕСКО. –1993. – № 1.
- Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. – М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997.
- Талалова Л. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 368 с.
- Шендрик И. Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. – 2004. – № 4.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365с.