Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
1.1.Сущность понятия «экологическое воспитание»
Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2.Программа по экологическому воспитанию с использованием средств народной педагогики
Введение
Подъем национального самосознания в последние годы обусловил социальный заказ на такие черты личности.
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования.
Для решения задач экологического воспитания в помещении нашего школы создана прекрасная предметно-развивающая среда - это экологический центр, в котором оформлена альпийская горка, подобран богатый наглядный и дидактический материал для организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению детей с флорой и фауной. Есть музей истории зарождения Земли и развития её до наших дней. В каждой возрастной группе оформлена экологическая зона и т.д.
Перед педагогами школы встала необходимость благоустройства территории МБОУ, чтобы она была интересна и притягательна не только для детей, но и для родителей. С этой целью разбили цветники, вместе с детьми и родителями посадили деревья и кустарники, оформили альпийскую горку камнем-песчаником, цветами и травами, пригодными для альпинария.
Сегодня перед нами стоит задача в создании «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным.
Процесс формирования экологического воспитания является историческим и остается актуальным и в наше время. В разное время в своих работах этой проблемой занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В советское время различные аспекты экологического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.
Значительный вклад в становление и развитие системы экологического образовании воспитания детей старшего дошкольного возраста внесли работы Т.А. Акимовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, В.А. Ясвина. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, проблема формирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается актуальной как в педагогической теории, так и в практике экологического образования.
Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом формирования гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача школы – воспитание чувства любви к историческому прошлому, совершенствование системы экологического воспитания школы, которая способствовала бы формированию у учащихся экологического сознания.
Объект исследования: экологическое воспитание в младших школьников.
Предмет исследования: экологическая тропа как способ воспитания.
Цель исследования: определить возможности в поликультурном воспитании школьников.
Гипотеза исследования: процесс воспитания экологической среды детей школьного возраста будет эффективным в том случае, если:
- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
- Задачи:
- Раскрыть содержание экологического воспитания в образовательном процессе.
В работе использованы такие теоретические методы исследования, как анализ литературы, обобщение, синтез, а также эмпирические методы исследования, такие как анкетирование и тестирование.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: организационные (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа) и интерпретационные.
Структура работы: исследование включает введение, две главы с выводами, заключение, список литературы и приложения.
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
1.1.Сущность понятия «экологическое воспитание»
Экологическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого экологического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны.
Экологическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.
Цель экологического воспитания - развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отчизны, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Педагоги, руководствуясь принципами экологического воспитания, призваны содействовать укреплению чувств, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы экологического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по экологическому воспитанию. К принципам экологического воспитания мы относим направленность воспитания на:
???? укрепление единства и целостности;
???? учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);
????содействие мирному разрешению противоречий и конфликтов;
???? обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
???? сочетание в воспитании национального, гражданско-экологического и общечеловеческого;
???? формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
???? сохранение национальной культуры, языка, традиций;
???? обеспечение культурного взаимодействия с другими странами [4, c. 15].
Система экологического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами.
Государство осуществляет управление системой экологического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.
Конечным результатом функционирования системы экологического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.
1.2. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия «экологическое воспитание»
Современный этап развития общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения в педагогической теории и практике. Нестабильность сегодняшнего дня, социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, утрата духовно-нравственных ценностных ориентиров, деидеологизация воспитательного процесса привели к обострению проблем воспитания молодежи. Современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений и т.д.
В условиях коренных перемен в жизни нашей страны, сложных социально-экономических проблем как никогда становится важным обеспечение формирования у молодых людей гражданских качеств. Проблема гражданско-экологического воспитания как фактора социализации учащихся возрастает в силу ее особой значимости для развития личности как феномена, интегрирующего интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.
Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение подростка от государства (низкий уровень гражданского самосознания, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями) и даже от себя самого (деформация гражданского сознания). Это означает, что процесс гражданско-экологического воспитания подрастающего поколения проходит сложно, противоречиво, не в полной мере социализирует личность.
К социализации как феномену обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые: педагоги, психологи, философы, социологи. Среди них: А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Г.А. Цукерман и другие.
В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема гражданско-экологического воспитания как фактора социализации школьников является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания. Среди них особая роль принадлежит Законам РФ и РТ «Об образовании», программе «Экологическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 — 2015 годы», Конвенции о правах ребенка, Закону РФ "Об основных гарантиях прав ребенка», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальному проекту «Образование», устанавливающим приоритет образования в государственной политике. В стране созданы различные центры гражданского и экологического воспитания детей и молодежи, фонды и организации, занимающиеся экологическим воспитанием.
Актуальность данного вопроса обусловлена: современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданско-экологического воспитания школьников в условиях демократизации общества; повышением требований к качеству образовательного процесса и необходимостью совершенствования процесса гражданско-экологического воспитания, обеспечивающего социализацию школьников; не в полной мере реализованными возможностями в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять гражданско-экологическое воспитание школьников; неразработанностью концептуальных основ формирования гражданских качеств у школьников.
Одной из главных задач, стоящих перед современным образовательным учреждением в области гражданско-экологического воспитания как фактора социализации учащихся, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности. Как известно, экологическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.
Раскрытие сущности гражданско-экологического воспитания в образовательном пространстве осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-экологического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.