Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
1.1.Сущность понятия «экологическое воспитание»
Глава II. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2.Программа по экологическому воспитанию с использованием средств народной педагогики
Проанализировав ответы респондентов – родителей можно также отметить кризис сформированности экологических чувств и недостаточное участие семьи в их формировании.
2.2.Программа по экологическому воспитанию с использованием средств народной педагогики
Создание экологической тропы на территории МБОУ способствует развитию экологического сознания школьников. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети учатся овладевать умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, школьники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности ребёнка.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Школьники расширяют свои знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени - формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно¬воспитательного процесса на экотропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства
прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания школьников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
2) Сформировать познавательную активность школьников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования, наблюдения, труд, игры.
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Правила поведения на экологической тропе
1. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц, шелестом листьев деревьев и другими звуками природы.
2. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
3. На тропе разрешается рассматривать, наблюдать, любоваться, размышлять, думать, экспериментировать.
4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, предметы и т.п.
5. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории школы и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление паспорта экологической тропы.
3. Самостоятельное изготовление отдельных объектов экологической тропы( стенды «Следы зверей», мини-музей леса, «Муравьишкин дом», «Птичий дом», «Метеостанция», «Зона отдыха».
4. Изготовление стенда «Маршрут экологической тропы», табличек с фотографиями и надписями для пунктов маршрута.
5. Составление рекомендаций по использованию объектов экотропинки для работы с детьми и родителями.
6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
7. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на маршруте экологической тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории МБОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Объекты экологической тропы
Информация об объекте
Сосновый бор - это лес в котором растут преимущественно хвойные породы деревьев.
Созданный нами «Сосновый бор» представляет собой фрагмент лесного пейзажа с различными растениями.
Цель: формировать представления о «Сосновом бору», как разновидности леса.
Фруктовый сад - сад в котором растут фруктовые деревья и ягодные кустарники. Яблоня, Груша, Рябина, Абрикос, Вишня, Смородина, Крыжовник, Калина
На территории школы нами разбита клумба с различными цветами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
Информация об объекте
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир - это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу — Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке. Объекты для наблюдений:
1. Мята
2. Перечная мята (мелиса)
3. Ромашка
4. Чеснок
5. Лук
6. Календула
7. Виолла
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений- целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
В наших лесах обитают лоси, кабаны, зайцы, косули, волки, лисы, ежи. Оформленный стенд знакомит детей со следами этих животных
6. Музей леса
Информация об объекте
На стенде размещены спилы деревьев, которые растут на территории нашего района. Это - береза, клен, тополь, сосна, груша, яблоня, ясень
Муравейник - гнездо муравьёв, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои,
веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений)
8. Птичий дом
Характеристика объекта
На территории школы есть объект - «Птичий дом». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность школьников.
Характеристика объекта
Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы
На нашем объекте экологической тропы размещены ульи и макеты пчел.
Цель: Познакомить детей с устройством улей, для чего они нужны и чем полезны пчёлы для людей.
10.Санитарная зона
В специально отведенном месте на территории школы расположена санитарная зона, на которой установлен контейнер для отходов, специальная территория для сбора сухого мусора, место для сушки белья, выгребная яма
«Метеостанция» - площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за
природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, - все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
• Термометр - прибор для изменения температуры воздуха.
• Дождемер - прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
12. Зона отдыха
Информация об объекте
При входе на территорию школы расположена зона, на которой находятся удобные скамеечки, искусственный водоем, декоративные колодец, мельница и мостик. вазоны с цветами. Созданы условия для отдыха родителей и детей.
2.3 Оценка эффективности программы экологического воспитания
Основываясь на данных констатирующего эксперимента, анализируя ответы детей, мы определили экспериментальную (1) и контрольную (2) группы.
Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в рамках организации внеурочной деятельности, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.
Диагностика на промежуточном срезе проводилось по аналогичной методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента представлен выше.
Таблица 7
Изучение уровня развития экологических чувств и осознания национальных традиций школьников на промежуточном этапе эксперимента в 1 группе
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Лилия Т. |
5 |
Высокий |
|
Лена В. |
4 |
средний |
|
Дамир В. |
4 |
средний |
|
Кайрат Г. |
5 |
Высокий |
|
Олег Д. |
4 |
средний |
|
Марат К. |
3 |
низкий |
|
Тимур Н.. |
5 |
Высокий |
|
Андрей К. |
4 |
средний |
|
Катя К. |
5 |
Высокий |
|
Марат К. |
4 |
средний |
|
Женя И. |
3 |
низкий |
|
Алексей П. |
5 |
Высокий |
|
Оля П. |
4 |
средний |
|
Лена Р. |
4 |
средний |
|
Юля Н. |
5 |
Высокий |
|
Лена С. |
5 |
Высокий |
|
Люда Д. |
5 |
высокий |
|
Лена И. |
5 |
Высокий |
|
Максим Н. |
4 |
средний |
|
Олег К. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем экологического воспитания и сформированности положительного отношения к национальным традициям– 45%, что на 35% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента; 45% младших школьников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 10% (2 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания, что на 30% ниже аналогичных данных на констатирующем этапе.
Наглядно сравнительные данные представлены на диаграмме 4.
10
50
40
45
45
10
0
10
20
30
40
50
60
1
2
3
констатирующий
срез
промежуточный
срез
Диаграмма 4. Динамика изменения уровня воспитания экологических чувств и сохранения национальных традиций у школьников 1 группы (1- высокий уровень, 2 – средний уровень, 3 – низкий уровень).