Файл: Процессы принятия решений в организации (Основные аспекты моделирования последствий вы­бора решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические особенности анализа негативных последствий, влияющих на процесс принятия управленческих решений

1.1 Основные аспекты моделирования последствий вы­бора решения

1.2 Моделирование последствий для сравнительного анализа вариантов решения

1.3 Роль неопределенности и риска

1.4 Методы прогнозирования последствий

1.5 Особенности принятия решения в динамически меняющейся среде

Глава 2 Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ проблемных зон системы принятия решения

Глава 3 Разработка системы принятия решений с минимальными негативными последствиями

3.1 Разработка системы принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий

3.2 Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий

Заключение

Список использованных источников

В таблице 1 прирост объема реализации в действующих ценах включает в себя как прирост физического объема реализации товаров, так и прирост средних цен на товары. Как показывают данные таблицы, выручка от реализации в действующих ценах составила в 2011 году 1151426 тыс. руб., в 2012 году 1643006 тыс. руб., в 2013 году 1663110 тыс. руб. За 2012 год прирост выручки в действующих ценах составил сумму 491580 тыс. руб. или 42,69%, в 2013 году 20104 тыс. руб. или всего 1,22%.

В сопоставимых ценах прирост выручки составил в 2012 году 402999 тыс. руб. или 35%, в 2013 году вообще отмечено снижение выручки в сопоставимых ценах на 31089 тыс. руб. или на 2%. Таким образом, в 2013 году прирост объема выручки обусловлен лишь ростом цен.

Себестоимость в действующих ценах в 2011 году составила 978712 тыс. руб., в 2012 году 1347265 тыс. руб., в 2013 году 1347119 тыс. руб. Прирост себестоимости в 2012 году составил 368553 тыс. руб. или 37,66%, в 2013 году наблюдается снижение себестоимости на 146 тыс. руб. или 0,01%.

В 2011 году сумма прибыли от продаж в действующих ценах составила 172714 тыс. руб., в 2012 году 295741 тыс. руб., в 2013 году 315991 тыс. руб. Прирост прибыли от продаж в 2012 году составил 123027 тыс. руб. или 71,23%, в 2013 году 20250 тыс. руб. или 6,85%. Прирост прибыли от продаж в сопоставимых ценах составил в 2012 году 50663 тыс. руб. или 29,33%, в 2013 году 2188 тыс. руб. или 0,98%.Сумма прибыли от продаж корректируется на сумму прочих доходов и расходов.

Выручка компании ООО «ОКТОБЛУ» на 1 кв. метр торговой площади, составлявшая в 2011 году 75,75 тыс. руб. на 1 кв. метр, выросла за 2012 год на 29%, в 2013 году снизилась на 15%. Кроме этого, отрицательным моментом в работе предприятия является повышение продолжительности оборачиваемости товарных запасов.

В рамках оценки финансового состояния компании ООО «ОКТОБЛУ» проведем расчет показателей финансовой устойчивости и платежеспособности.

Результаты расчетов финансовых коэффициентов предприятия представлены в таблице 2.

Как показывают данные таблицы 2, в 2011-2013 гг. финансовые коэффициенты, рассчитанные для компании ООО «ОКТОБЛУ» и характеризующие зависимость организации от внешних источников финансирования, были ниже нормы. При этом в отношении отдельных коэффициентов отмечается отрицательная динамика. Данный факт подтверждает неустойчивость финансового состояния компании ООО «ОКТОБЛУ» и высокий уровень зависимости от внешних источников финансирования. Проведем оценку платежеспособности предприятия на основе оценки ликвидности баланса компании ООО «ОКТОБЛУ».

Таблица 2 - Динамика финансовых коэффициентов компании ООО «ОКТОБЛУ»


Показатель

Нормальное значение (ограничение)

2011

2012

2013

Отклонение (+,-) 2013 от 2011

Автономии

>0,5

0,55

0,47

0,42

-0,13

Соотношение заемных и собственных средств

<1

0,83

1,12

1,39

0,55

Маневренности

>0,2-0,3

0,76

0,86

0,83

0,07

Обеспеченность собственными источниками финансирования

>0,1

0,43

0,36

0,32

-0,11

Соотношение собственных и привлеченных средств

>1

1,20

0,89

0,72

-0,48

Финансовой зависимости

<1,25

1,83

2,12

2,39

0,55

Результаты расчетов показателей (коэффициентов) ликвидности (платежеспособности) предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели (коэффициенты) ликвидности (платежеспособности) компании ООО «ОКТОБЛУ»

Показатель

Оптимальное значение

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,5

0,537

0,436

0,334

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности)

2

2,202

2,047

1,705

Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный или критический коэффициент покрытия)

1

0,995

0,774

0,678

Как показывают данные таблицы 3, в 2011-2013 гг. компания недостаточно неплатежеспособна. Вообще, коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на 2-3 месяца вперед, коэффициент быстрой ликвидности – на 1-2 месяца вперед, а коэффициент абсолютной ликвидности – на ближайший месяц. Таким образом, на конец 2013 года организация является платежеспособной только на ближайший месяц.

2.2 Анализ проблемных зон системы принятия решения

На основании типовых должностных инструкций каждого работника данного предприятия задачи, полномочия и ответственность в ООО «ОКТОБЛУ»» распределены следующим образом.

Директор управляет предприятием, отдает приказы и распоряжения, принимает решение об изменении штатного расписания, является представителем интересов фирмы перед другими физическими и юридическими лицами.


Директор по продажам, маркетингу и логистике координирует работу отдела снабжения и отдела маркетинга и сбыта.

Директор по продажам, маркетингу и логистике руководит всеми видами деятельности организации, в том числе реализацией товара, контролирует соблюдение правил торговли, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, решает все вопросы в пределах предоставленных прав, в том числе по согласованию с генеральным директором организации.

Директор по продажам, маркетингу и логистике подчиняется напрямую главе компании. Эта должность играет решающую роль в подготовке, а также реализации стратегий, направленных на развитие предприятия. В большинстве случаев, задачи, которые относятся к сфере продаж, решает директор по продажам, маркетингу и логистике. Обязанности его предполагают разработку плана продаж, его выполнение, а также курирование системы сбыта, логистики и маркетинга.

Директор по финансам и персоналу определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры. Осуществляет анализ и оценку финансовых рисков, разрабатывает меры по сведению их к минимуму, обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств и поступлением доходов, порядком оформления финансово-хозяйственных операций с поставщиками, заказчиками, кредитными организациями, а также операций внешнеэкономической деятельности.

Решает вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях.

Бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

Кассир выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, осуществляет прием и контроль первичной документации, осуществляет операции по приему, учету, выдачи и хранению денежных средств и ценных бумаг, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка.

Менеджер принимает продукцию, товары, оформляет приемосдаточные документы, распаковывает товары, производит предпродажную подготовку, обслуживает покупателей, производит современный и качественный учет движения товаров, документальное оформление.


Менеджер по маркетингу выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров.

Разрабатывает общую стратегию маркетинга компании, бюджет маркетинга и распоряжается выделенными финансовыми средствами.

Оценивает перспективы развития рынка, перспективы компании по освоению и завоеванию того или иного сегмента рынка; разрабатывает стратегию выхода на рынок. Определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары.

Разрабатывает предложения по индивидуализации товаров для передачи информации производителям или самостоятельному приданию товарам индивидуализирующих характеристик (упаковка, пр.).

Организует сбор информации от потребителей об удовлетворенности товарами, претензиях и жалобах на товары; определяет формы и способы устранения недостатков в поступающих от потребителей претензиях и жалобах.

Поддерживает связь с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий.

Разрабатывает меры по стимулированию продаж. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.

Анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует их, вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия.

Главной функцией менеджера с логистики управлять и координировать процессы сбыта и закупки, и настраивать эффективную производственную деятельность.

Назначает на должность менеджера с логистики и увольняет с нее указом руководитель предприятия.

Человек, назначенный на должность менеджера с логистики, должен иметь полное высшее образование за направлениям подготовки «Менеджмент».

Менеджер с логистики осуществляет руководство работниками логистических подразделений предприятия.

На время отсутствия менеджера с логистики через отпуск, командировку, болезнь и т.п. и его обязательства исполняет человек, назначенный в установленном порядке. Этот человек имеет соответствующее права, и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязательств[20, с. 124].

На данном предприятии стратегические решения принимает генеральный директор и заместителями.

Наиболее важные решения, принимаемые предприятием являются групповыми, и иногда принимаются вместе с учредителями предприятия на заседаниях, которые проводятся еженедельно, каждый понедельник.


Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах.

Для принятия решений, например, от которых зависит правильная организация работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.

Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спроса и предложения, увеличения или снижения темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия.

Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, материальной помощи, выговор, строгий выговор), работников, качественно выполняющих свои обязанности, премируют и продвигают по служебной лестнице.

Принятые решения оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.