Файл: Процессы принятия решений в организации (Основные аспекты моделирования последствий выбора решения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные аспекты моделирования последствий выбора решения
1.2 Моделирование последствий для сравнительного анализа вариантов решения
1.3 Роль неопределенности и риска
1.4 Методы прогнозирования последствий
1.5 Особенности принятия решения в динамически меняющейся среде
Глава 2 Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ проблемных зон системы принятия решения
Глава 3 Разработка системы принятия решений с минимальными негативными последствиями
3.1 Разработка системы принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2 Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
1.4 Методы прогнозирования последствий
Использование специальных методов прогнозирования необходимо в целях преодоления неизбежно возникающего в процессе принятия решения противоречия: оценка последствий каждого возможного варианта решения должна быть получена до того, как оно будет принято и реализовано. Для определения возможных последствий каждой из альтернатив используются следующие методы:
- Экстраполяции, как «условного продолжения в будущем наблюдаемых тенденций в изучаемых явлениях, закономерности развития которых в прошлом достаточно хорошо известны».[7]
- Нормативного прогнозирования, основанного на описании путей и сроков достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем. Другими словами, нормативный прогноз «показывает способы достижения желаемых результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений».
- Интуитивного (эвристического) прогнозирования, подходящего для случаев, когда невозможно учесть влияние многих неопределенных факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования.
- Экономико-статистического прогнозирования, направленного на создание моделей, структура которых «устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение».
Основными предпосылками использования для составления прогноза экстраполяции является отсутствие плановых, программных, проектных и организационных решений, способных существенно видоизменить наметившиеся тенденции. Суть данного подхода состоит даже не в адекватном предвосхищении будущего реального состояния прогнозируемого объекта, а в предсказании возможных будущих проблем на достаточно долгосрочный период вплоть до нескольких десятилетий. В основе разработки прогноза с использованием экстраполяции лежит простая идея: перенос на будущее тенденций временного ряда данных, закономерность развития которого в прошлом и настоящем известна. Однако экстраполяция сама по себе может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и повышающей, таким образом, информативность прогноза для лица, принимающего решения. На практике экстраполяция может осуществляться на основе различных математических моделей. При этом результаты прогнозирования могут весьма различаться. Такие оценки дают дополнительную информацию для лица, принимающего решение, так как позволяют лучше ориентироваться в складывающейся ситуации. Такие прогнозы нередко называют возможными сценариями, каждый из которых показывает, как будут развиваться события в будущем, если в прогнозном периоде будет превалировать та или иная доминирующая тенденция.
Известно, что экстраполяция оказывается надежной только в случае процессов, протекающих устойчиво. Из-за наличия подобных ограничений были разработаны приемы, позволяющие минимизировать недочеты прямой экстраполяции:
- определение верхних и нижних крайних возможных значений экстраполируемого временного ряда по заранее заданным критериям;
- определение наиболее вероятного значения с учетом внешних факторов.
Экстраполяции как бы противостоит нормативная: задание некоего оптимального состояния исследуемого объекта и последующая выработка путей достижения целевого состояния. Нормативный прогноз, строящийся по принципу «от уже заданного состояния к существующим тенденциям», очень близок к процедуре принятия решения, двигаясь от целей к путям их достижения.
К числу нормативных методов прогнозирования относятся:
- Дерево решений - это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные варианты решения, альтернативные состояния внешней среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды;
- Морфологические модели - разбиение проблемы на части, которые являются независимыми друг от друга. Проблема решается для каждой из этих частей;
- Блок-схемы, последовательности выполнения задач - применяются в тех случаях, когда процесс или объект можно представить в виде одной или нескольких цепочек последовательных этапов.
Следует также упомянуть о существовании концепции, согласно которой прогнозы могут носить как поисковый, так и нормативный характер, причем «эффект оптимизации решений достигается на основе сопоставления данных поиска и нормативов».
Эвристические методы прогнозирования предполагают, что «подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, принимающего решение. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение». В эвристическом прогнозировании большую роль играют индивидуальные и коллективные экспертные оценки, которые в свою очередь основаны на использовании различных методов.
В число методов индивидуальных экспертных оценок входят:
- Метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ».
- Аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки.
- Метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Сущность методов коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами. Окончательное суждение определяется как:
- Выработанное общее суждение;
- Суждение, согласие с которым выразило большинство экспертов;
- Среднее арифметическое значение оценок всех экспертов;
- Среднее нормализованное взвешенное значение оценок.
- Экономико-статистическое прогнозирование.
-Статистические методы занимают особое место в прогнозировании.
Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими, методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико -математических моделей.
Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.
1.5 Особенности принятия решения в динамически меняющейся среде
Представленные выше методы прогнозирования последствий различных вариантов решения позволяют более обоснованно выбрать эффектив ный вариант решения. Однако реальные результаты будут соответствовать ожиданиям, только если весь ход дальнейших событий укладывается в рамки условий, выбранных для моделирования. К сожалению, процесс реализации решений требует определенного времени, в течение которого могут измениться многие параметры используемых ранее методов и моделей. Для снижения воздействия изменяющихся и вновь возникающих факторов может проводиться постоянный мониторинг модели и коррекция в ходе ее реализации. Другой вариант решения данной проблемы - построение моделей, учитывающих динамический характер среды, в которой принимается решение. «В динамических задачах принятия решения характер изменения экспертных предпочтений отражает тенденции изменений, происходящих во внешней среде. «Для этого исходные экспертные оценки должны содержать информацию об изменении предпочтительности одной альтернативы перед другой на некотором временном интервале. Следовательно, в подобных моделях, оценка предпочтительности может быть задана не константой, а функцией».
Глава 2 Анализ принятия управленческих решений в ООО «ОКТОБЛУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Компания ООО «ОКТОБЛУ» представляет торговую марку ДЕКАТЛОН в России. Декатлон – линия спортивной одежды для разных видов спорта.
Decathlon (Декатлон) – французская компания по разработке, производству и продаже спортивных товаров, одежды и обуви, основанная в 1976 году.
Созданная во Франции (г. Лилль), компания «Декатлон» ставит своей целью обеспечить новичков, любителей и профессионалов всем спектром товаров для любого вида спорта, буквально от «А» до «Я», по доступным ценам. Только качественные материалы, инновационные технологии и долговечность сделали компанию признанной во всем мире.
Почти 40 лет Декатлон помогает взрослым и детям вести активный и здоровый образ жизни и гарантирует качество своих товаров.
Сегодня более 800 магазинов «Декатлон» открыты в 21 стране мира.
Свою историю Декатлон начинает в 1976 году, когда Мишель Леклер открывает первый спортивный супермаркет а г. Англо. Вскоре после этого Декатлон начинает разрабатывать и выпускать оригинальную одежду собственной марки.
Сегодня, спортивная одежда ТМ Декатлон продается во многих странах мира, это такие марки как Tribord для водных видов спорта, Quechia для горных, Kalenji – одежда для бега, Fouganza предназначена для верховой езды. Geonaute и Aptonia были созданы для поддержания хорошего самочувствия спортсменов.
В Роcсии компания присутствует с 2006 года и с тех пор было открыто 16 магазинов в 9 городах. Декатлон активно развивается, и в 2015 году планируется открыть еще несколько магазинов.
Decathlon входит в состав Oxylane Group и отвечает за продажу товаров, разработанных и произведенных Спортивными брендами Oxylane. Oxylane (Оксилан) включает в себя 20 Спортивных брендов, каждый из которых отвечает за конкретный вид спорта.
Научно-исследовательский Центр Oxylane Research расположен в пригороде Лилля в городке Вильнёв д'Аск (Франция). Он включает в себя:
- 50 исследователей,
- 3 внутренние лаборатории,
- 20 внешних лабораторий,
- 60 миллионов товаров к 2010 году были разработаны Oxylane Research.
С 1997 года инженеры научно-исследовательского центра Oxylane Research изучают особенности движений человеческого тела с целью создания техничных спортивных товаров, лучше всего подходящих для занятий спортом.
На рисунке 1 показана организационная структура ООО «ОКТОБЛУ»
Рисунок 1 – организационная структура ООО «ОКТОБЛУ»
Структура управления относится по классификации к линейно-функциональной, что выражается в том, что единая организация состоит из отдельных подразделений, каждое из которых выполняет четко регламентированные задачи. Подобная организационная структура обладает радом преимуществ и недостатков.
Преимущества такой структуры:
- стимулирует деловую и профессиональную специализацию,
- уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях,
- улучшает координацию в функциональных областях.
Недостатки данной структуры отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
Проведем анализ основных экономических показателей организации в динамике за три года. В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности компании ООО «ОКТОБЛУ» за 2011 – 2013 гг.
Таблица 1 - Динамика экономические показателей компании ООО «ОКТОБЛУ» за 2011 – 2013 гг.
Наименование показателей |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение (+,-) |
Динамика (%) |
||
2011-2012 |
2012-2013 |
2011-2012 |
2012-2013 |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
|||||||
-в действующих продажных ценах (ВД) |
1 151 426 |
1 643 006 |
1 663 110 |
491 580 |
20 104 |
42,69 |
1,22 |
-в сопоставимых продажных ценах (ВС) |
1 151 426 |
1 554 425 |
1 523 337 |
402 999 |
-31 088 |
35,00 |
-2,00 |
Себестоимость, тыс. руб. |
|||||||
-в действующих ценах (СД) |
978 712 |
1 347 265 |
1 347 119 |
368 553 |
-146 |
37,66 |
-0,01 |
-в сопоставимых ценах (СС) |
978 712 |
1 331 048 |
1 297 772 |
352 336 |
-33 276 |
36,00 |
-2,50 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
|||||||
-в действующих ценах (ПД=ВД=СД) |
172 714 |
295 741 |
315 991 |
123 027 |
20 250 |
71,23 |
6,85 |
-в сопоставимых ценах (ПС=ВС-СС) |
172 714 |
223 377 |
225 564 |
50 663 |
2 187 |
29,33 |
0,98 |
Прочие доходы, тыс. руб. (ПДох) |
38 135 |
51 019 |
51 621 |
12 884 |
602 |
33,79 |
1,18 |
Прочие расходы, тыс. руб. (ПРас) |
47 931 |
72 297 |
77 390 |
24 366 |
5 093 |
50,84 |
7,04 |
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. (НП = ПД + ПДох - Прас) |
162 918 |
274 463 |
290 222 |
111 545 |
15 759 |
68,47 |
5,74 |
Налог на прибыль, тыс. руб. (Н = НП х 0,24) |
43802 |
76083 |
79622 |
32 281 |
3 539 |
73,70 |
4,65 |
Чистая прибыль, тыс. руб. (ЧП = НП = Н) |
138 708 |
240 930 |
252 138 |
102 222 |
11 208 |
73,70 |
4,65 |
Общая торговая площадь, кв.м. (П) |
15200 |
16800 |
20100 |
1600 |
3300 |
10,53 |
19,64 |
Выручка на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. (ВТ = ВД / П) |
75,75 |
97,80 |
82,74 |
22,05 |
-15,06 |
29 |
-15 |
Товарные запасы (ТЗ), тыс. руб. |
120000 |
170200 |
205500 |
50 200 |
35 300 |
41,83 |
20,74 |
Оборачиваемость товарных запасов 365 / (ВД / ТЗ), дни |
38 |
37,8 |
45,1 |
-0,20 |
7,30 |
-0,53 |
19,31 |