Файл: Роль мотивации в поведении организации (Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические обоснования роли мотивации в поведении в организации

1.1. Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности

1.3. Традиционные методы мотивации

1.4. Нетрадиционные методы мотивации

2. Анализ характеристик предприятия ОАО «калужский электромеханический завод» Калужский Электромеханический завод, основанный в 1917 году большое внимание уделяет техническому перевооружению предприятия.

2.1. Организационно-экономический характер предприятия

2.2. Недостатки предприятия ОАО «Калужский электромеханический завод»

3. Разработка устранения недостатков в повышении мотивации к работе

3.1. План устранения недостатков на предприятии ОАО «Калужский электромеханический завод»

3.2. Предложения по реализации мероприятий по аттестации, адаптации и развитию человеческих ресурсов в организации

3.3 Выбор оптимальной системы мотивации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ещё одной теорией, исходящей из содержательной концепции мотивации, является двухфакторная модель Ф. Герцберга, разработанная во второй половине 1950-х годов. Он показал, что мотивирующими факторами служат как удовлетворённость, так и неудовлетворённость тех или иных человеческих потребностей, причём нарастание одной и убывание другой являются двумя самостоятельными процессами. Процесс мотивации осуществляется с помощью двух групп факторов: мотивационных, связанных с работой (творческий рост, признание, успех, продвижение по службе), и «гигиенических», связанных с условиями её осуществления (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т. п.). Согласно Герцбергу, «гигиенические» факторы не мотивируют работников; они только предотвращают у них возникновение чувства неудовлетворённости своей деятельностью и её условиями. Для стимулирования трудовых усилий в дело необходимо включить ещё и мотивационные факторы[8]. Исследования показывают, что даже на низких ступенях организации люди могут ответственно и продуктивно реагировать на окружающую их обстановку, где им дали возможность расти и зреть. Люди начинают удовлетворять свои потребности в уважении и самоутверждении, участвуя в планировании, управлении, мотиви­ровании и контроле собственных задач. В то же время следует иметь в виду, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных на отдельных индивидуумов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии — все это усугубляет сложность мотивации.

Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотиваций. Согласно этим теориям, поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой возможных последствий выбранного типа поведения. К таким теориям, в частности, относится теория ожиданий В. Врума.

В ней подчёркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем и соответствующим образом вознаграждено[9].


Согласно теории справедливости, эффективность мотивации оценивается работником не по определённой группе факторов, а системно с учётом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающих в аналогичном системном окружении. Поскольку подобного рода оценки весьма субъективны, должны существовать чёткие критерии вознаграждения сотрудников, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей.

Комплексную процессную теорию мотивации, включающую элементы двух предыдущих теорий, разработали Л. Портер и Э. Лоулер. Согласно их модели, достигнутые результаты зависят от усилий, приложенных работником в процессе своей деятельности, его способностей, характерных особенностей и осознания им своей роли. В свою очередь сами усилия предопределяются ценностью вознаграждения, его соотнесением с результатами, а также степенью вероятности того, что вознаграждение действительно будет получено.

Вывод: исходя из всех изложенных выше теорий можно говорить о том, что на данный момент нет эталонного учения, которое объяснило бы, что же на самом деле лежит в основе мотивации человека и чем же она определятся. Если учитывать, что каждая из теорий получила широкое признание теоретиков и практиков по всему миру, то можно говорить, что каждая из этих теорий имеет место быть. Более того, каждая изложенная выше теория имеет что-то особенное, отличительное и заставляет задуматься над таким невероятно сложным психологическим процессом как мотивация. Но каждая теория говорит нам о том, что мотивация является неотъемлемой частью человеческой активности. (см. рис. 1)

Рис. 1. Взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации[10]

1.3. Традиционные методы мотивации

Исторически сложились так называемые традиционные принципы управления мотивацией, которыми пользовались, когда теория мотивации еще только начинала развиваться. Эти принципы используются и сейчас практически всеми предприятиями, и сохранили актуальность. К таким принципам в первую очередь относятся:[11]

  • значение системы оплаты труда на предприятии;
  • советы по построению системы оплаты труда в организациях;
  • влияние системы оплаты труда на эффективность работы организации

Обдумывая систему заработной платы, которую вы установите на своем предприятии, следует ориентироваться на следующие принципиальные положения: заработная плата должна стимулировать работника к работе; размер заработной платы должен быть соразмерим с пользой, которую приносит сотрудник предприятия, и изменяться в зависимости от того, насколько был полезен труд сотрудника в каждом оплачиваемом отрезке времени; форма оплаты труда должна носить преимущественно денежный характер, что не исключает возможность премирования в натуральной форме; система оплаты труда – одно из наиболее эффективных средств стимулирования сотрудников.

Наиболее распространенные системы оплаты труда:

  • временная (почасовая, понедельная и т.д.);
  • сдельная;
  • в форме процентов от принесенной работодателю прибыли;
  • в зависимости от эталона;
  • комбинированная (использование элементов нескольких систем оплаты труда);
  • в форме стабильного оклада вне зависимости от количества сделанной работы и отработанного времени.

Весьма эффективна система оплаты труда сотрудника в зависимости от эталона. Однако и при такой системе оплаты труда существует один минус. Весьма трудно определить тот самый эталон, от которого зависит результативность работника[12]. То, что человек делает с душой, то, что ему интересно, активизирует его мыслительную деятельность, он старается выполнить работу хорошо. Мотив напрямую связан с нашими эмоциями. Человек работает более эффективно, если у него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и побуждениями. Такие эмоции, как раздражение, грусть, гнев, страх, то есть все те, которые мы обычно называем негативными, очень часто отрицательно сказываются на мотивации и желании продолжать заниматься деятельностью, которая вызывает внутреннюю тревогу. В этот момент, многие люди, которые находятся в эмоционально подавленном состоянии, используют метод который в психологии называется «Смена поведенческой активности» он заключается в том, чтобы избежать эмоциональной боли путем снижения своей продуктивности или переключением на другие, более легкие и приятные дела. Если говорить простыми словами, то работники пытаются занять себя чем угодно, лишь бы не заниматься деятельностью, которая вызывает у них негативные эмоции. Это состояние абсолютно ожидаемо и характерно для большинства людей. Именно поэтому в организации, где все опирается только на контроль и принуждение, есть напряжение и раздражение. Там же, где человека мотивирует позитивный эмоциональный настрой, это становится частью корпоративной культуры. Хороший руководитель знает, какое воздействие оказывают негативные эмоции на мотивацию и желание усердно трудиться. Так же он знает, что нельзя давать негативным эмоциям завладеть разумом и позволить разрушить эмоциональное состояние работника. Опытные лидеры внедряют психологические методики, которые помогают воздействовать на негативные эмоции персонала, путем привлечения в штат психолога или же приглашают специалиста из сторонних организаций. В любом случае, для стабильной и спокойной работы в компании необходим психологический контроль персонала.


Важно учитывать три фактора:[13]

  • что хочет сам человек;
  • какие действия от него требуются;
  • как связать это воедино.

Причины отсутствия мотивации могут быть следующие. Если в организации есть потребность, чтобы люди заботились о процветании фирмы, в которой они работают, проявляли инициативу, надо давать им такую возможность. Если же на подчиненных постоянно давить, у них атрофируется желание работать и быть эффективным в этой работе. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему. Мотивация создает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. В результате возрастает собственная поисковая активность организма, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые двигают личность в направлении возможности удовлетворения потребности. Причем необходимо учесть, что в человеке сосуществуют сразу несколько потребностей. Порой они сосуществуют достаточно мирно, а порой буквально раздирают человека на части. Согласно принципу А.А. Ухтомского, в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность, иными словами, в каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая является для него наиболее важной и сильной. Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению. Следовательно, руководители должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям понимать, что у них есть возможность удовлетворить свои потребности при помощи поведения, приводящего к развитию и процветанию организации, в которой они работают. Так как ситуации в различных организациях бывают разные и отличаются разнообразием, динамичностью, они позволяют выявить различные мотивы поведения личности. Ученые выявили определенные закономерности поведения людей: люди часто стараются приукрасить реальное положение дел, чтобы выглядеть лучше, нежели есть на самом деле; люди стремятся сгладить отрицательные оценки в свой адрес, особенно если они противоречат собственной самооценке; люди предпочитают общаться с теми, чье отношение к ним больше всего совпадает с их мнением о себе ; люди оценивают других в зависимости от того, как они оценивают их; люди ведут себя так, чтобы вызвать у окружающих тот отклик, который соответствует их самооценке; люди оценивают свои собственные качества по степени значимости. Очень большим мотивирующим эффектом является чувство собственного достоинства. Его ущемление дестабилизирует личность и ведет к самозащитам разного рода. Поэтому для поддержания чувства собственного достоинства сотрудников руководителю необходимо формировать не только систему мотивации к труду, но и высокие самооценки сотрудников, поскольку именно они являются мощным мотиватором их поведения. Для улучшения работы сотрудников необходимо стимулировать те базовые мотиваторы, которые являются для сотрудника наиболее значимыми и расхождения, по которым между тем, что есть, и тем, что хочется, наиболее значительны. Если сотрудники в целом не удовлетворены состоянием дел в организации, могут возникнуть негативные, защитные и агрессивные мотивы. Любая теория мотивации вероятностна. То, что эффективно для одних, может быть совершено не важно для других. Только понимание того, что именно хочет каждый отдельно взятый человек, поможет грамотно его мотивировать. Поэтому-то так важно понимать интересы отдельно взятого человека[14]. Если организация рассчитывает на высокие рабочие показатели персонала, то для этого необходимо в организационной и рабочей среде создать необходимые условия. Это должны быть условия, компенсирующие демотивирующее действие недостаточного уровня оплаты труда и формирующие такую мотивацию работников, которая будет максимально располагать их к высоким трудовым достижениям, учитывая их ценности и потребности. У людей будет выше удовлетворенность своей работой, если она соответствует их ценностям, потребностям, установкам и ожиданиям. Еще лучше, если рабочая среда превышает ожидания работников, например, в отношении зарплаты, карьерных перспектив или отношений с руководством. Естественно, что в каждом конкретном случае факторы, определяющие высокий уровень трудовой мотивации персонала, могут различаться (что за работники, что за организация, специфика трудового процесса, что за регион). Для того чтобы руководители могли расширить «ассортимент» используемых неденежных средств воздействия на мотивацию работников, им следует присмотреться к таким средствам, которые неразрывно связаны с самим процессом управления (постановка целей, оценка и контроль, информирование и др.), но это лишь небольшой перечень неденежных методов воздействия на мотивацию подчиненных, которые могут быть использованы руководителями. Для того чтобы руководители использовали в полном объеме приведенные средства воздействия на мотивацию подчиненных, нужно:


  • готовность высшего руководящего звена компании в рамках действующей в компании системы управления выстраивать комплексную структуру воздействия на мотивацию персонала, не ограничивающуюся лишь системой материального стимулирования;
  • наличие в компании лидеров, широко использующих в своей работе нематериальные методы воздействия на мотивацию подчиненных, способных выступить в качестве примера для подражания для остальных;
  • Наличие ключевой компетенции, одного из самых приоритетных показателей качества управленческого труда, которой должен обладать каждый руководитель;
  • наличие в компании системы обучения руководящего звена среднего и высшего уровня работе с персоналом, ориентированной на повышение уровня знаний в области психологии управления в целом и управления мотивацией работников в частности[15], а так же лидерских качеств.

Вывод: Мотивация является невероятно сильным стимулятором трудовой активности. Эмоции оказывают колоссальное влияние на мотивацию человека. Способность руководителя воздействовать на негативные эмоции подчиненных, помогая восстанавливать или же предотвращать состояние эмоционального подавление является очень важным фактором, влияющим на продуктивность рабочей среды организации. Потребности человека вызывают стремление к их удовлетворению. Если деятельность человека направленна на достижение целей вызванных потребностью, он чаще будет испытывать положительные эмоции, что приведет к росту мотивации и увеличению продуктивности. Любая теория мотивации вероятностна. У каждого человека разные потребности, если действия, направленные на одного сотрудника, оказались эффективными, это не означает, что они будут так же эффективны с другим. Только выявление болей и потребностей человека, а в дальнейшем воздействие на них может дать сильнейший рост мотивации.

1.4. Нетрадиционные методы мотивации

Использование нетрадиционных методов мотивации позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Чем привлечь высококвалифицированных сотрудников с рынка труда помимо заработной платы?
  • Как удержать в штате организации наиболее ценных сотрудников и сделать это системно?
  • Как повысить выработку (производительность труда), не прибегая к увеличению фонда заработной платы?
  • Что можно предпринять для роста мотивации и производительности труда, если финансово-экономические способы не дают такого эффекта, как раньше?