Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При изучении взаимодействия в психологической литературе можно найти вопросы, которые касаются позиционной активности участников контакта, распределением ролей между участниками. Во взаимодействии важна степень личностной заинтересованности участников, мотивационной готовности, значение взаимодействия в плане саморазвития личности. В.Н. Мясищев, в частности, много говорит о том, что развитие и рост активности делает человека и его поведение более внутренне обусловленным, поступки перестают зависеть от ситуации и определяться текущим моментом. А.А. Бодалев рассматривает активность личности как условие ее эффективного взаимодействия с другими людьми [7, с. 235]. Активность при этом направлена как на другого человека, так и на самого себя. Она связана с особенностями мышления, памяти, эмоциональной сферы, что проявляется в наблюдательности, способности видеть и анализировать мотивы и поступки человека, умение поставить себя на место другого, сопереживать и т.п. Можно сказать, что, с одной стороны, рассматривается активность субъектов как условие эффективного взаимодействия, с другой стороны, - как его результат.

Н.Н. Обозов выделяет основные феномены межличностного взаимодействия и это, прежде всего, взаимопонимание. Содействие (взаимные действия) – это помощь и взаимопомощь, при которых действия одного партнера направлены на поддержание, стимуляцию и облегчение действий другого. В качестве одного из важнейших феноменов взаимодействия человека автор выделяет эмпатию [21, с. 35].

В психологическом анализе С.П. Ивановой выявлены две тенденции разных способов взаимодействия в современном обществе. Первая тенденция – это ориентация на контроль (желание доминирования во взаимодействии, стремление управлять ситуацией и поведением других), что основано на вере в неравенство людей, на ощущении своего собственного превосходства в отношении других людей. Это ведет к тому, что обесценивается ценность человека, его личности, человек рассматривается как средство для достижения своих целей. В данном случае взаимодействие носит субъект-объектный характер.

Во второй тенденции субъекты ориентированы на то, чтобы считаться друг с другом, они готовы на ограничение своей свободы и независимости, готовы поступиться своими интересами. В данном процессе взаимодействия партнеры способны включаться в разнообразные субъект-субъектные социальные связи, достигать взаимного согласия в результате согласованных действий [25, с. 235].


Можно выделить основные характеристики межличностного взаимодействия:

- предметная направленность, где есть внешняя цель по отношению к взаимодействующим субъектам;

- внешняя проявленность, т.е. доступность для стороннего наблюдения;

- зависимость от ситуации, конкретных условий межличностного взаимодействия;

- рефлексивная многозначность, которая позволяет по-разному интерпретировать как субъективные намерения, так и реальные действия участников взаимодействия.

Межличностное взаимодействие реализуется через те или иные поведенческие проявления. При этом специфические задачи взаимодействия и индивидуальные особенности участников взаимодействия обуславливают сами поведенческие проявления. Все это отражается в таком феномене взаимодействия, как стратегия (стиль) взаимодействия [27, с. 157].

Таким образом, феномен взаимодействия изучается в рамках многих гуманитарных наук. В исследованиях говорится о том, что взаимодействие является важным компонентом человеческой деятельности и общения, оно необходимо как для установления контактов и отношений, так и для личностного роста индивида. В философии делается акцент на свойствах, связях, отношениях между субъектами. В социологии взаимодействие рассматривается в плане изменения объектов взаимодействия, их влияния друг на друга. Этот подход во многом схож с позицией психологов, которые также во взаимодействии указывают на внутренние изменения личности, на активность участников взаимодействия, на психологические аспекты взаимоотношений между людьми.

2. Общее представление об общении в психологической науке

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности или той силы, которая оказывает на последнюю постоянное и значительное влияние [3, с. 158].

Также, когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц [17, с. 425].


Общение можно рассматривать в двух главных аспектах - это освоение личностью социокультурных ценностей и второй аспект - ее самореализация в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что первым видом человеческой деятельности является общение. Корни общения лежат в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение реализует всю систему отношений человека.

В рамках темы курсовой работы интересной выступает позиция В.М. Соковнина, который определяет общение как коммуникацию, как взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние, деятельность и отношение. В этом философском анализе подчеркивается сложность и многогранность этого явления [20, с. 207].

М.С. Каган в своих работах также говорит о своеобразии феномена общения как вида деятельности:

- социальная природа человека делает общение людей условием совместного труда, условием выработки системы ценностей и условием познания;

- общение – это взаимодействие, которое строится на принципе субъектно-субъектных отношений. Это говорит о том, что общение является практической активностью субъекта, направлено на других субъектов и не превращает их в объекты, а, напротив, ориентируется на них, как на субъектов;

- такое взаимодействие людей осуществляется с помощью средств, которые присущи только ему, основное место среди них занимает язык [8, с. 67].

Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».

До сих пор на страницах отечественной психологической литературы встречается полемика по поводу определения этого понятия. Для западного психолога, даже хорошо знающего русский язык, эта полемика во многом непонятна в силу специфичности проблемы общения в отечественной социальной психологии. Во-первых, отметим, что сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии, во-вторых, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» [3, с. 76].

Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как «условие деятельности» или ее «сторону».

В «Словаре практического психолога» указано, что общение непосредственно связано с деятельностью. «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» [17, с. 355].


А.С. Золотнякова под общением понимает социально- и личностно-ориентированный процесс, где реализуются не только личностные отношения, но и вырабатываются социальные нормы. Общение, по ее мнению, - это процесс передачи нормативных ценностей. Посредством общения общество оказывает влияние на индивида. В этом понимании показано, что общение является коммуникативно-регулятивным процессом, посредством которого не только передаются социальные ценности, но и происходит регуляция их усвоения социальной системой [9, с. 89].

Б.Д. Парыгин, в свою очередь, считает, что «общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми» [13, с. 28].

Другой исследователь Б.А. Еремеев определяет общение в его исходной форме как «непосредственное взаимодействие двух людей, что называется «лицом к лицу», в диапазоне расстояний, обусловленном разрешающей способностью органов чувств (абсолютными порогами). Возможно наличие такого взаимодействия в прошлом, т.е. опосредованность его временем» [3, с.249].

М.И. Бобнева, выделяет многочисленные вариации определения общения и его специфики по сравнению, скажем, со взаимодействием (интеракцией), совместной деятельностью и т.п. Если проблема общения ставится как психологическая и в общении необходимо выделить сугубо психологический аспект, то, несомненно, следует говорить о процессе, в который вовлекается личность. Однако даже в исследованиях так называемого межиндивидуального общения и его различных видов – от ролевого до доверительного – личностный аспект не вычленяется достаточно четко. Обычно в социально-психологических исследованиях общение рассматривается в контексте взаимодействий, совместной деятельности, взаимоотношений и зависимостей членов различных макро - и микросоциальных групп. Изучение же собственно личностного общения предполагает учет основной характеристики личности - наличия субъективного внутреннего мира.

В психологическом плане можно говорить об общении как о процессе, в который вовлечен внутренний мир личности. Более того, сам внутренний мир личности формируется, складывается именно в ходе и благодаря различным видам общения. В той или иной форме внутренний мир личности включен в любой вид общения. Однако личностное общение специфично в этом плане. Личностное общение выступает в качестве субстанциональной формы существования и проявления внутреннего мира личности» [5, с. 205].


А.А. Бодалев, обобщая существующие понятия, отмечает: «Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц» [6, с.239].

В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Коммуникативная сторона общения подразумевает под собой понимание как коммуникационный процесс – процесс обмена информацией между людьми. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию). Необходимые условия для этого – не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения [17, с. 357].

Интерактивная сторона общения включает в себя, прежде всего, взаимодействие – совокупность отдельных действий, обеспечивающих организацию совместной деятельности. При этом всегда включает в себя коммуникационный процесс (обмен информацией). Обмен информацией и организация этих совместных действий позволяет партнерам по общению реализовать общую для них деятельность. Стоит помнить о том, что, несмотря на включенность коммуникационного процесса в интерактивную сторону общения, это разные процессы.

Различается ряд типа типов взаимодействия между людьми, прежде всего, - кооперация и конкуренция. Кооперация – это координация единичных сил участников, их упорядочивание и суммирование. В кооперации осуществляется разделение деятельности. При этом деятельность каждого изменяется под влиянием деятельности другого. Конкуренция – это существование различных точек зрения, мнения, которые могут привести к конфликту (конструктивному или деструктивному). Для социальной психологии должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретной форме совместной деятельности [17, с.358].