Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В плане общения как взаимодействия можно обратиться к тому, как рассматривал ученый характер общения людей в малой группе. Он выражает свою мысль следующим образом: «В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются... В характере взаимодействия сказываются отношения – это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих» [11, с. 216].

В его психологии отношений говорится о том, что отношение людей к разным сторонам действительности не одинаковы, также не одинаковы отношения человека к различным людям и это стоит учитывать при описании характера взаимоотношений человека, его способов обращения с людьми. Так по отношению к различным объектам человек может проявлять разные качества, противоположные друг другу, в жизни очень часто встречается такая противоречивость. Так самоотверженная мать может быть черствой по отношению к другим людям. Все это определяется не имманентным свойством характера, а определяется любовью и уважением к одним, враждой и пренебрежением к другим» [10, с. 32].

В.Н. Мясищев также как клинический психолог изучал людей больных неврозами и ярко описал как социально-психологические и дифференциально-психологические механизмы воздействия условий общения на активность, продуктивность и динамику перцептивных, интеллектуальных, мнемических, аттенционных и эмоциональных процессов человека. Он говорил о том, что при возникновении отклонений во внутренней субъективной основе общения, которой выступают отношения, у человека имеет место та или иная степень напряжения, которое обязательно будет влиять на психические сферы личности.

При анализе межличностного взаимодействия Н.Н. Обозов выделяет межличностное общение и межличностное взаимоотношение как специфические формы взаимодействия, указывая на их взаимность. Межличностные взаимоотношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Такая готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении в процессе общения, совместной деятельности. С этой точкой зрения также согласен Я.Л. Коломинский, который общение в широком смысле слова рассматривает как межличностное взаимодействие, которое включает в себя внутреннюю (взаимоотношения) и внешнюю (само общение) подструктуры. Взаимоотношения при этом – это личностно значимое, эмоциональное, перцептивное и когнитивное отражение людьми друг друга, что отражается и в их внутреннем состоянии. Общение же выступает тем наблюдаемым процессом, поведением, в котором это состояние актуализируется.


Таким образом, в зарубежной психологии последователи символического интеракционизма при изучении проблем общения акцентируют свое внимание, прежде всего, на «символической коммуникации», т.е. общение при помощи символов (выражение лица, жесты, поза, отдельные движения). В общении с другим человеком важно «принять на себя роль другого», т.е. постараться войти в положение этого человека. Только в этом случае, по мнению интеракционистов, индивид превращается в личность, в социальное существо.

В отечественной психологии проблема общения как взаимодействия рассматривается с нескольких позиций: общение рассматривается через призму понятия «взаимодействие»; взаимодействие выступает одной из сторон процесса общения; общение выступает специфической формой, процессом или условием взаимодействия.

Заключение

Цель данной работы: изучить процесс общения как взаимодействия. В соответствии с поставленной целью в работе решались основные задачи.

Результаты теоретического анализа литературы позволяют сделать следующий вывод.

В русле социально-гуманитарных наук взаимодействие, прежде всего, понимается как отношения между людьми (Е.В. Коротаева, Г.Б. Андреева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).

Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. Функции общения многообразны: оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей; оно составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

В психологии общение рассматривается в плане анализа межличностных отношений, структуры, динамики развития группы, восприятия людьми друг друга, механизмов социальной регуляции поведения людей. Практически все исследователи говорят о том, что общение является сложным, многогранным и многоаспектным процессом. Это не только взаимодействие взаимовлияние, но и процесс понимания, сопереживания, сочувствия, что также является стороной общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.


Многие говорят о том, что в общении люди раскрывают свои личностные качества. При этом важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это обусловлено тем, что во время общения человек устаивает ценности, общечеловеческий опыт, знания и способы деятельности. Так человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение является важнейшим фактором развития личности.

Можно сказать, что общение как часть взаимодействия трудно переоценить, оно является основополагающим аспектом бытия, взаимоотношений и с его помощью осуществляется не только процесс обмена информацией, но и происходит укрепление связей между людьми, происходит личностный рост и саморазвитие.

Список использованных источников

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – В 2 тт. – Т.2. – М.: Наука, 1980. – 230 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: АСТ, 2007. – 376 с.
  4. Андреева Г.М. Символический интеракционизм / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С.111-115.
  5. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2010. – С.339-362.
  6. Бодалев А.А. Познание человека человеком как научная проблема / А.А. Бодалев // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2010. – С.236-248.
  7. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М., 2005. – 435 с.
  8. Елфимова Н.В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде / Н.В. Елфимова // Образование и наука. – 2009. - № 3. – С. 66-71
  9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
  10. Крупник Е.П. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е.П. Крупник, Т.Б. Сизова // Мир психологии. – 2012. - № 3. – С. 40-49
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1998. – 128 с.
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, 2010. - 400 с.
  13. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 616 с.
  14. Полякова Е.Г. Межличностное взаимодействие в структуре общения / Е.Г. Полякова // Мир психологии. – 2012. - № 2. – С. 56-63
  15. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 886 с.
  16. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю. Головина. – Минск: Харвест, 2011. – 800 с.
  17. Старцев М.В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе / М.В. Старцев // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2007. - № 1. – С. 49-61
  18. Столяренко Л.Д. Социальная психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.
  19. Усмонов А.И. Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения / А.И. Усмонов, Н.М. Хошимова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. - Гуманитарные науки. – 2013. - № 2. – С. 203-212
  20. Харченко С.А. Сотрудничество как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания // Вектор науки ТГУ. – 2012. - № 3. – С. 235-239
  21. Хребина С.В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии // Известия Южного федерального университета. – Технические науки. - 2012. - № 13. – Т. 68. – С. 155-160
  22. Юсупов Е.М. Психология взаимопонимания (теоретические и прикладные аспекты). – Татарское книжное издательство, 2003. – 192 с.