Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Введение
Неоспорим тот факт, что человеческое общество и его развитие невозможны вне общения и взаимодействия. Общение является необходимым условием бытия, без него не будут полноценно развиваться психические функции, процессы и свойства и личность в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: для жизни и деятельности необходимо полноценное общение, которое обогащает людей взаимными связями и отношениями.
С момента рождения человек является полноправным членом общества, вступает в межличностные контакты и общается. Однако, изучая явления материального мира, науки, многие люди являются некомпетентными в вопросах межличностного общения и коммуникации. Очень важно иметь правильные представления и навыки общения с другими людьми. Компетентность в общении проявляется в том, что человек развивает свой личностный потенциал, умеет адекватно ориентироваться в поставленных задачах, понимает партнера, разбирается в ситуации.
Можно сказать, что вопрос общения между людьми является актуальной проблемой психологии, педагогики, социологии и других наук, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Общение, как правило, подразумевает такой вид взаимодействия между людьми, с помощью которого осуществляется воздействие на человека, достигаются изменения в различных сферах участников взаимодействия.
В настоящее время проблемы общения по-прежнему находятся в центре внимания многих психологов. Актуальность изучения общения обусловлена тем, что имеются различные трактовки к самому понятию «общение», а также местом этого феномена в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Так большое противоречие в психологической науке принадлежит вопросу соотношения категорий взаимодействия и общения: общение либо отождествляется со взаимодействием, либо выступает частью общения, либо включается в этот процесс. На этих основных моментах основана суть данной курсовой работы.
Методологическим аппаратом исследования выступили труды ученых (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, М.И. Лисина, Е.П. Ильин и др.), статьи в научно-периодических изданиях. Данные источники можно считать надежными и достоверными.
Актуальность работы определили цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить процесс общения как взаимодействия.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: соотношение общения и взаимодействия.
Задачи:
1) изучить категорию «взаимодействие» в гуманитарных науках;
2) проанализировать вопрос участия человека как объекта общения в коммуникативной среде.
1. Категория «взаимодействие» в гуманитарных исследованиях
В современном обществе очень много зависит от успешного взаимодействия во всех сферах жизни. В рамках данной работы необходимо раскрыть сущность данного процесса, который является достаточно сложной категорией и не ограничивается изучением в рамках какой-то одной науки.
Так в философском подходе мы можем найти следующее понимание взаимодействия – это выявление того общего, что внутренне присуще любому акту взаимодействия и в то же время одновременно выделяет взаимодействие как специфическое природное и общественное явление. Данный феномен в философии изучается со времен древних философов.
Еще Анаксагор говорил о всеобщем законе взаимодействия материи. Аристотель трактовал изменения взаимодействующих тел в качестве определяющей черты взаимодействия. Платон выдвинул тезис о том, что о существовании вещи можно узнать по ее способности либо воздействовать на что-то, либо испытывать любое воздействие. В последующем Ф. Бэкон исследовал роль среды как посредника в контактах между действующей стороной («агентом») и объектом, который подвергается воздействию («пациентом»). Б. Спиноза в учении о модусах попытался объединить вопросы самодвижения и взаимодействия, опираясь на признание универсальности феномена взаимодействия [18, с. 52].
В философской мысли в дальнейшем категория взаимодействия изучалась во взаимосвязи и взаимозависимости между взаимодействующими объектами (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг и др.). Рассматривались вопросы активности и сопротивления, отталкивания и притяжения в их диалектическом единстве. И. Кант рассматривал взаимодействие как причину и одновременное условие возникновения тех или иных объектов, вступающих в определенные отношения, которые имеют для обеих сторон важное значение [20, с. 203].
Г. Гегель в своих работах также изучал и углубил данный принцип. В учении о сущности ученый показал диалектический характер взаимодействия как внутреннего источника саморазвития и самодвижения. Этим Г. Гегель показал, что категория взаимодействия основывается на принципе развития, который имеет важное значение для психологии и педагогики.
Русские философы связывают понимание взаимодействия с понятием структуры. А.Г. Чусовитин рассматривал взаимодействие как особый вид непосредственного или опосредованного, внутреннего или внешнего отношения и связей. Свойства объекта проявляются и могут быть познаваемы для другого объекта только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие в данном случае является фактором, посредством которого разрозненные части объединяются в определенный тип целостности [20, с. 204].
О.В. Чернышов обосновал саму структуру взаимодействия, куда входят отношение, связь и снятие. Отношение является специфической формой реального взаимодействия и устанавливает тип изменений в виде потенциальных возможностей. Связь определяет характер этих изменений в сфере реального существования каждого элемента. С помощью снятия фиксируется аккумуляция, преобразование, организация и происходит управление проявлением свойств элементов для устойчивого развития и функционирования целого как системы. В общем виде эта схема позволяет проследить динамику изменений взаимодействующих сторон. При этом ученый отмечает, что взаимодействие – это целостный процесс и ни одна из его форм не существует в отрыве от остальных [10, с. 42].
Для психологии очень важны философские принципы относительно взаимодействия человека с человеком, потому как во многих учениях говорится о том, что личность нельзя рассматривать изолированно, нельзя познать вне взаимодействия с другими людьми. Человек в данном случае выступает как некая целостность не просто в виде результата, а в виде процесса постоянного роста и развития. Многие философы говорят о проблеме личностного роста, свободы личности, что объясняется через процессы взаимодействия с окружающими. Так Э.В. Ильенков объясняет свободу накоплением опыта индивида в процессе взаимодействия. Личность является продуктом, который складывается в процессе взаимных отношений. Отношение человека к другому человеку имеет двустороннюю направленность: активность, действие в отношении другого субъекта, направленное на другого, «отражается» от него и тем самым превращается в действие, которое направляется через другого на самого себя [19, с. 255].
Итак, в философском понимании категория взаимодействия отражает процессы воздействия объектов и субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность, взаимопереход, изменение состояния, порождение одним объектом другого. Исследователи выделяют основные признаки взаимодействия – целостность, одновременность существования объектов, взаимопереход и двусторонность связей, взаимообусловленность изменений сторон, внутренняя самоактивность субъектов. На каждом уровне развития материи свой тип взаимодействия. Тип взаимодействия усложняется вместе с формами движения, чем выше форма движения, тем выше тип взаимодействия. Так в высшей форме движения – социальной и высший тип взаимодействия.
В социологических подходах взаимодействие также широко рассматривается. В концепции взаимодействия Дж.Г. Мида социальный акт рассматривается как взаимодействие. Автор говорит об этапах развития взаимодействия и выделяет в нем четыре стадии: импульс, перцепция, манипуляция и консумация. Индивид последовательно продвигается по этим стадиям и переходит на новый этап развития, потому как в процессе взаимодействия происходит не только механическое пополнение существующего опыта, но и своеобразная перестройка, смещение смысловых и ценностных акцентов [4, с. 112].
Подход Дж. Мида пересекается с учением другого представителя символического интеракционизма Г. Блумера. В его подходе говорится о том, что субъект, который вступает во взаимодействие с окружающими, способен не только менять конкретные обстоятельства, проявлять себя автором и режиссером того или иного социального акта, но и сам способен создавать себя в этом процессе. Взаимодействие при этом выступает не просто комбинацией внутренних и внешних факторов, но и дает начало возникновению общих смыслов. В этом проявляется как общий механизм развития самого процесса взаимодействия и развития контактирующих в нем субъектов.
В отношении общения как взаимодействия интересен взгляд П.А. Сорокина о взаимодействии людей как сознательном взаимодействии, элементы которого включают в себя индивидов, действия и проводники общения. Сознательное взаимодействие, по его мнению, это обмен ощущениями, чувствами, эмоциями, представлениями. В результате такого обмена возникает своеобразное взаимодействие индивидуальными опытами, что позволяет избежать ошибочных суждений о том или ином факте, явлении и обеспечивает правильный коллективный опыт [7, с. 125].
Эти взгляды отражаются в идеях Т. Ярошевского, который говорит о диалектическом характере взаимодействия социума и человека. Так индивид, с одной стороны, овладевает созданными обществом образцами действия и ценностями и тем самым обогащает свою индивидуальную жизнь. С другой стороны, личность, сформированная обществом, реализует себя и влияет на форму коллективной жизни. При этом человеческие свойства и качества индивид приобретает именно благодаря различным формам взаимодействия с другими людьми [14, с. 59].
В социологических подходах можно выделить важные моменты: человек познает себя, развивается и совершенствуется в процессе взаимодействия. Взаимодействие помогает строить отношения с людьми, повышая качество социальной среды. Уровень развития человека зависит от характера взаимодействия.
Рассмотрим, как данный процесс исследуется в психологии. Наибольшие расхождения среди психологов наблюдаются в отношении самого принципа к обоснованию этого процесса. Так одна группа исследователей (В.Н. Панферов, Я. Щепаньский и др.) начальным пунктом при построении своей гипотезы считают процесс взаимодействия как таковой, другие исследователи (Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев и др.) отталкиваются от внутренних психических процессов человека. Другие, как например К. Левин, соединяют в структуре контакта индивида и среду и определяют жизненное пространство в качестве единицы взаимодействия субъекта и его окружения.
С точки зрения Н.Н. Обозова структура взаимодействия включает в себя три составляющие: аффективная, когнитивная и поведенческая. поведенческий компонент – это поступки и результаты деятельности, аффективный компонент – это все то, что связано с состоянием личности, когнитивный компонент включает в себя осознание субъектом объекта [15, с. 448]. Практически аналогично определяют составляющие процесса взаимодействия Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, А.А. Бодалев. Из этого можно сделать вывод о том, что включение субъекта в процесс взаимодействия влияет не только на внешние проявления индивида, но и затрагивает другие сферы его психики.
Можно сказать, что многие психологи в процессе взаимодействия отмечают обмен теми или иными параметрами между индивидами, при этом в результате меняются установки, поведение, ценности человека, достигается определенный уровень взаимопонимания, сопереживания, согласия, т.е. изменяются реальные взаимоотношения между ними. Под взаимоотношениями А.А. Бодалев понимает взаимную готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий [6, с. 237].
В плане взаимодействия интересен подход В.Н. Мясищева, который отмечал, что система отношений человека к миру и самому себе является наиболее специфической характеристикой личности. В отношениях личности, в ее потребностях, склонностях, интересах ученый видит не только продукт абстрактных условий, а, прежде всего, результат того, как человек взаимодействует с окружающей средой, насколько в этой среде проявляется его индивидуальность. Отношение при этом выступает как основа взаимодействия, как основа для дальнейшей потребности в контактах, что говорит о цикличности данного процесса [12, с. 37].
Большую роль во взаимодействии, в укреплении отношений с другими людьми играет мотивация, о чем говорила М.И. Лисина. Для каждого участника контакта другой человек, его партнер по общению будет являться мотивом. При этом в качестве продуктов взаимодействия М.И. Лисина называет не только новые взаимоотношения субъекта с другими людьми, но и новый образ самого себя. Это в совокупности имеет очень большое значение для адекватного понимания сущности процесса самопознания, которое также является важным компонентом взаимодействия [11, с. 46].