Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Спортивная индустрия как часть экономики страны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Существенные неоднородность и субъективность параметров спортивного продукта профессионального спортсмена или профессиональной спортивной команды в восприятии потребителей этого продукта.

Джон Бич и Саймон Чэдвик отмечают, что потребление в спорте, в отличие от потребления в других отраслях, часто имеет скорее иррациональный, чем рациональный и экономически обоснованный характер. Как правило, люди перестают покупать продукт, если на протяжении длительного времени он не оправдывает их ожиданий. В спорте эта логика работает не всегда[7].

6. Ограниченность и конечность спортивного соревнования, как спортивного продукта.

7. Влияние условий внешней среды на конечное качество спортивного продукта профессионального спортсмена и профессиональной спортивной команды.

Спортивный продукт является непостоянным и совершенно непредсказуемым ещё и потому, что условия внешней среды (время суток, высота над уровнем моря, погодные условия - температура воздуха или воды, влажность, давление, сила ветра и прочее), являются важным детерминантом неопределённости конечных характеристик спортивного продукта и добавляют ещё больше неопределённости в его результирующие характеристики [8].

8. Совпадение или разнесённость на относительно короткое время моментов производства и потребления спортивного продукта профессионального спортсмена и профессиональной спортивной команды. Невозможность «хранения» указанного спортивного продукта.

Спортивный продукт профессионального спортсмена и профессиональной спортивной команды невозможно хранить и воспроизводить, его нельзя вернуть продавцу и снова продать[9].

9. Публичность производства и потребления спортивного продукта.

Результат (качество, полнота и т. д.) потребления спортивного продукта зависит от взаимодействия с другими участниками мероприятия, прежде всего потребителями этого продукта. Поэтому спортивный продукт (в абсолютном большинстве случаев) производится и потребляется публично - в общественных местах, в личном присутствии многих других лиц, в первую очередь - потребителей спортивного продукта[10].

10. Информирующий характер спортивного продукта.

При потреблении спортивно-зрелищного продукта зритель получает не только развлечение, но и опыт. Спорт обладает для зрителей и определённой образовательной составляющей. По словам Н. Ю. Ионушкиной, спорт, как и искусство, удовлетворяя различные потребности, является средством самовыражения конкретной личности, способствуют её саморазвитию[11]. Сказанное относится и к постоянным зрителям спортивных мероприятий.


Таким образом, на основании всего вышесказанного можно подытожить, что спортивное соревнование, как продукт индустрии спорта очень многогранен, а главное специфичен. Его нельзя сравнить ни с одним другим товаром, услугой или видом работ. Его определяет комплекс элементов, основными из которых являются ограниченность и конечность, публичность производства и потребления, жесткое следование определённым правилам выработки и представления, продуцирование и стимулирование и прочее.

Таким образом индустрия спорта - это совокупность все организаций, которые осуществляют свою деятельность по организации спортивных соревнований, организации возможности населения осуществлять занятия спортом, и оказывающим сопутствующие услуги.

1.2. Анализ воздействия на экономику страны крупных спортивных событий

В настоящее время Российская Федерация только завершила организацию одного из самых крупных спортивных соревнований в спортивной индустрии.

Олимпийские игры, международный чемпионат по футболу и многие другие крупные государственно важные и значимые спортивные мероприятия не могут пройти бесследно, не затронув все сферы деятельности любой страны. Влияние на экономику данных мероприятий имеет особое значение для стабильного развития государств и для дальнейшего прогнозирования в макро, так и в микросреде.

Любое спортивное мероприятие, в частности международное, оказывает огромное влияние на функционирование всех сфер национальной экономики страны, принимающей гостей и являющейся местом проведения этих игр. При этом наблюдается тенденция позитивной пропаганды спорта и здорового образа жизни.

Спустя четыре года после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи Россия готовится принять футболистов и болельщиков из зарубежных стран, так как буквально через пару месяцев состоится Чемпионат мира по футболу - FIFA 2018. Несомненно, это событие, как и игры в Сочи, стало оказывать влияние на экономику России задолго до предполагаемой даты начала игр, еще с момента выбора городов-организаторов и наиболее волнующим вопросом на сегодня является оценка этого влияния на развитие регионов проведения игр и экономику.

Проведение такого крупного мероприятия требует большого финансирования, так как это связано с улучшением инфраструктуры принимающей территории. Россия определилась с городами-организаторами чемпионата мира по футболу в 2012 году. В итоговый список попали 11 городов из 13 претендентов. Игры будут проходить в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Саранске, Сочи, Самаре, Ростове-на-Дону, Волгограде и Калининграде. Претендовавшие на проведение матчей мирового первенства Ярославль и Краснодар не попали в итоговый список. При выборе городов одним из решающих факторов было исключение рисков при проведении Чемпионата. Риски, которые всегда будут присутствовать, связаны с нерациональным вложением инвестируемых средств в субъекты России, с внезапным ухудшением экономического положения в городах, с неготовностью организатора принимать тысячи гостей на территории проведения Чемпионата.


Любой долгосрочный проект, Чемпионат мира по футболу не исключение, оказывает прямое и косвенное воздействие на развитие региона и его экономические показатели. К прямому воздействию на экономику региона можно отнести воздействие на такие показатели, как отраслевой баланс и занятость населения, ВРП.

К косвенным эффектам относятся:

- мультипликативное влияние отраслей спорта на другие отрасли экономики;

- рост основного капитала благодаря инвестициям в спорт;

- рост доходов, вызванный повышением потребительских трат в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере и многое другое.

Совокупные расходы на Чемпионат мира по футболу-2018 оцениваются примерно в $13 млрд на сегодняшний день. Частные инвестиции составили примерно треть от данной суммы. Соответственно, примерно две трети, то есть большую часть составили расходы расширенного правительства. Сумма расходов сопоставима с футбольным чемпионатом в Бразилии в 2014 году, однако намного больше ЮАР-2010 и Германии-2006[12].

Наблюдая за такими весомыми цифрами, хочется оценить поток финансирования денежных средств с их расходами.

Стоит отметь, что крупные спортивные мероприятия оказывают очень значительно влияние на страну организатора спортивного соревнования. Основные объекты, вокруг которых возникает оборот денежных средств отображен на рисунке 2.

Рисунок 2. Поступления и расходы при организации крупных спортивных соревнований.
 

В чем же причина влияния крупных спортивных соревнований на экономику страны организатора. Значительная часть расходов связанна с созданием условий и развитием инфраструктуры, для мероприятия с значительным количеством аудитории.

Проведение мероприятия такого масштаба обязательно затрагивает не только время, проводимое зрителями на стадионе, а гораздо больший интервал времени на подготовку. В первую очередь подготовка к проведению крупного спортивного соревнования затрагивает транспортную и гостиничную инфраструктуры, модернизацию и строительство спортивных сооружений, создание туристических услуг для аудитории крупного спортивного соревнования.

Если рассматривать конкретный пример организации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года в Москве, то, по экспертной оценке, более 600 млрд. рублей. На рисунке 3 показаны зарыты по категориям.

Рисунок 3. Затраты на подготовку и организацию Чемпионата Мира по футболу


Экономика России почувствала эффект от проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, реальную пользу инвестированные в мероприятие средства приносят в долгосрочной перспективе, но только при условии их рационального и активного использования.

Чемпионат мира по футболу прошел в России с 14 июня по 15 июля. Матчи будут сыграны на 12 стадионах в 11 городах России: в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в интервью изданию "Советский спорт" заявил, что инвестиции в инфраструктуру городов, принимающих матчи чемпионата мира (ремонт аэропортов, дорог, строительство гостиниц, водоотведение, канализация, повышение качества жилищно-коммунальной сферы в целом), составили почти 400 миллиардов рублей.

Как отмечает старший менеджер PwC в России Александр Кардаш, долгосрочный экономический эффект от проведения ЧМ будет значительным, но его масштаб будет зависеть в основном от дальнейшего использования инфраструктуры, построенной к ЧМ, в первую очередь стадионов, после проведения турнира.

Эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов также считает, что инфраструктура, построенная к ЧМ, может создавать положительный эффект для долгосрочного роста, только если она активно используется в дальнейшем. В этом смысле, по его словам, основные надежды, скорее всего, стоит возлагать на транспортную инфраструктуру.

"Дороги, маршруты, аэропорты, техника, построенная или закупленная к соревнованию, могут десятки лет снижать транспортные издержки бизнеса в регионе проведения соревнования, как и увеличивать качество жизни населения. В долгосрочном периоде потенциальное увеличение количества туристов, скорее, даст эффект не столько в смысле темпов роста ВВП и доходов, сколько в смысле диверсификации экономической активности, в возможном снижении волатильности роста", — пояснил Куликов.

Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин, в свою очередь, отметил, что на матчи чемпионата мира в Россию может приехать около 400 тысяч иностранных болельщиков. По прогнозу агентства, прирост объема авиаперевозок на международных направлениях может составить в 2018 году 1,9%. Возрастет спрос и на внутренние перелеты: этот фактор может привести в текущем году к дополнительному приросту сегмента внутренних авиаперевозок еще на один процент.


"Перемещение болельщиков на расстояния 500–800 километров будет стимулировать пассажиропоток на железнодорожном транспорте дальнего следования. По нашим прогнозам, за счет этого данный сегмент может получить дополнительный прирост до 0,5-0,7%", — отмечает эксперт.

По словам Кардаша из PwC, дополнительным фактором долгосрочного эффекта станет рост туристического потока после турнира, который будет во многом вызван освещением культуры и достопримечательностей России во время чемпионата.

"Мы ожидаем, что в дальнейшем тренд будет поддержан за счет обновленной туристической инфраструктуры и роста качества в сфере услуг, например в гостиничном и ресторанном секторах", — считает собеседник агентства.

Управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte Александр Соколов также уверен, что чемпионат мира по футболу поможет России развивать туристический сектор, разрушить стереотипы и улучшить имидж страны.

"Возросший благодаря ЧМ-2018 туристический поток положительно скажется на спортивной, туристической и HoReCa (сфера индустрии гостеприимства. — Прим. ред.) отраслях российской экономики", — сказал Соколов РИА Новости.

По его словам, проведение ЧМ-2018 в России — это важная имиджевая составляющая, которая поможет разрушить многие существующие стереотипы о России на Западе и улучшит имидж страны на глобальной арене.

Куликов из АКРА из потенциально значимых, но трудно оцениваемых эффектов турнира называет "воодушевление населения городов, связанное с ощущением причастности к глобально значимым событиям". "В этом смысле чемпионат мира также потенциально может дать мотивацию для развития самых разных сфер деятельности, связанную как раз с ожиданием гостей и новой внешней оценкой, которую они могут дать городу", — уверен он.

Краткосрочный эффект для экономики страны, как показывает практика проведения больших международных соревнований, чаще всего незначителен. "При прочих равных для темпов экономического роста конкретного года стоит ожидать эффекта на уровне статистической погрешности", — считает Куликов.

Аналитики международного рейтингового агентства Moody's, напротив, указывают, что Россия испытает только краткосрочную экономическую выгоду от проведения чемпионата мира. "Игры продлятся всего один месяц, и соответствующие экономические стимулы тускнеют на фоне экономики России, размер которой оценивается в 1,3 триллиона долларов", — считает старший вице-президент агентства Кристин Линдоу, слова которой приводятся в обзоре агентства.