Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Спортивная индустрия как часть экономики страны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее в Moody's отметили, что в городах — хозяевах ЧМ произошло улучшение транспортной и коммунальной инфраструктуры, а для регионов России она будет генерировать дополнительные налоговые поступления и уменьшать будущие капитальные затраты.

Приведенные выше прогнозы во многом сбыли. Во время Чемпионата Мира по футболу в России действительно наблюдался значительный рост туристической активности. В настоящее время оценить эффект от реализации этого мероприятия еще только предстоит оценивать. В свою очередь эффект от организации Олимпийских Игр уже возможно рассмотреть с точки зрения эффекта после проведения крупного спортивного соревнования.

7 февраля 2014 года небо над Олимпийским парком озарили фейерверки. Только что закончилась церемония открытия Игр. Впереди были две с половиной недели соревнований. Тогда подавляющее большинство людей не задумывались о том, что оставят после себя Игры, а просто болели за своих, переживали, получали эмоции. Хотя были и те, кто просто кликушествовал - все это, мол, потемкинские деревни, стадионы после Игр станут «белыми слонами» (ненужными дорогими игрушками), люди приезжать в Сочи не будут. [13]

Сейчас можно утверждать, что олимпийское наследие на курорте используют на полную катушку. Про Красную Поляну и говорить нечего - горнолыжный курорт весь сезон забит лыжниками, сноубордистами, простыми туристами.

Если говорить о спортивных и туристических объектах Сочи, вся инфраструктура постолимпийского наследия привлекает все большее число туристов. В прошлом году здесь отдохнули 6,5 млн человек. Олимпийские объекты используются практически круглый год, - подчеркивает премьер-министр России Дмитрий Медведев. -  Здесь тренируются сборные команды, проходят спортивные соревнования, в том числе международного уровня. Доходы в бюджет края с территории Сочи увеличились в 3,5 раза».

В Имеретинской долине многолюдно в любое время года. Погода позволяет даже в феврале, в легких курточках кататься на велосипедах и сигвеях. Не стоят без дела и олимпийские стадионы. На базе малой и тренировочной ледовых арен для хоккея с шайбой работает образовательный центр «Сириус», где занимаются юные спортсмены со  всей страны. В «Айсберге» тренируется сборная России по фигурному катанию, работает школа Максима Транькова и Татьяны Волосожар, здесь идут соревнования по фигурному катанию на коньках, конькобежному спорту, керлингу на колясках и следж-хоккею. В прошлом году на арене провели 169 различных культурных и спортивных мероприятии, в  этом планируют на 23 больше.  В «Адлер-Арене» открылась краевая академия тенниса и центр гимнастики. А на Большой ледовой арене играет хоккейный клуб «Сочи». Выбивается из этого ряда только олимпийский стадион «Фишт», где проходили церемонии открытия и закрытия олимпийских и паралимпийских Игр. Сразу после Олимпиады арену закрыли на реконструкцию, чтобы подготовить к чемпионату мира 2018 года и Кубку Конфедераций по футболу.


Использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности обходится региональному и муниципальному бюджету в немалые деньги. Изначально власти рассчитывали потратить на эти цели 4,3 млрд рублей за шесть лет. Но экономическая ситуация подкорректировала планы - недавно финансирование сократили почти в два раза, до 2,4 млрд рублей, из которых 1,3 млрд выделит региональный бюджет, 1,1 млрд -  муниципальный.  На эти деньги планируют ремонтировать муниципальные дороги, делать ливневки. Но самая большая статья расходов - содержание Олимпийского парка. Как сообщили в пресс-службе администрации Сочи, перечень работ в парке оптимизировали, но уменьшение финансирования существенно не повлияет на комфорт туристов, а их здесь власти ожидают 1,9 млн человек в год.

1.3 Анализ предпринимательской активности индустрии спорта

Спорт во все времена, во всех странах и у всех народов был особо уважаем и почитаем в обществе и государстве, ему неизменно уделяли отдельное и повышенное внимание самые известные политики, деловая элита и популярные средства массовой информации. Спортивные звезды становились героями и кумирами и неизменно пользовались настоящей всенародной любовью, признанием и уважением. Народ всегда почитал и любил спорт, многие современные популярные виды спорта фактически выросли из народных игр и забав. На Руси испокон веков были популярны кулачные бои "стенка на стенку" и стреляли на дальность и меткость из лука. В Азии появились шахматы и веками развивались различные виды восточных единоборств. В Канаде зародился хоккей, а в Англии впервые стали играть в футбол. А самый успешный, инвестиционно привлекательный и доходный спортивный проект современности под условным названием «Летние Олимпийские игры» имеет многовековую античную историю и народные традиции древней земли Эллады. Многие страны (особенно бывшие социалистические в Восточной Европе) активно развивали и целенаправленно финансировали спорт за счет бюджетных средств, а также довольно успешно прямо и косвенно использовали различные формы проявления спорта в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

Современный спорт действительно очень многогранен и многолик, он представляет собой очень сложное и противоречивое экономическое и социальное явление. Спорт образно похож на многослойный пирог, каждый слой которого представляет свой уникальный и особенный интерес для предпринимательских структур.


Рассматривая участие предпринимательских структур индустрию проведем анализ динамики структуры доходов мировой индустрии по материалам одного из крупнейших консалтинговых агентств (PwC) с 2011-2015 г.

Рисунок 4. Динамика структуры доходов мировой индустрии спорта.

Индустрия спорта является значительно частью общества, и можно выделить множество видов предпринимательской деятельность активно реализуемых субъектами анализируемого объекта. Рассматривая перечень видов[14] возможно рассмотреть ширину спектра реализуемых предпринимательскими структурами товаров и услуг:

  • Производственное предпринимательство. В индустрии спорта рынок профессионального инвентаря сотни миллионов долларов. К данному виду предпринимательских структур также необходимо отнести производителей спортивной одежды, оборудования и тренажеров для массового потребителя.
  • Коммерческое предпринимательство. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. В индустрии спорта проведение классификации подобных субъектов требует значительной аналитической работы, так как представлен данный вид может быть туристическим агентством, продающим туры, включающие посещение спортивных соревнований до букмекерских контор.

После легализации ставок на спорт в интернете в России начали работать онлайн 14 легальных букмекеров. Объем ставок через них до сих пор существенно уступает показателям так называемых офшорных букмекеров — компаний с лицензиями, оформленными за рубежом. Но российские игроки ждут бурного роста рынка — ему должны помочь чемпионат мира по футболу в 2018 году и блокировка офшорных сайтов Роскомнадзором.

С прошлого года в России начали работать первые легальные онлайн-букмекеры. Как считается, главным лоббистом легализации этого направления была Первая саморегулируемая организация (СРО) букмекеров и ее почетный президент ныне покойный Олег Журавский. И, хотя поначалу инициатива не встретила единогласной поддержки всей отрасли, так как предполагала серьезные ограничения для букмекеров, которые даже после вступления закона в силу долго не понимали, как трактовать его положения, постепенно они втянулись в игру.

Рисунок 5. Рынок букмекерских контор РФ

Крупнейшие букмекеры еще в конце 2014 года объединились в Первую СРО, куда вошли «Лига ставок», Winline, «1хСтавка» и 888.ru, а позже к ним присоединились «Фонбет» и другие. Вскоре заработала и вторая СРО — Ассоциация букмекерских контор, созданная по инициативе «Бинго-Бум». Букмекер не имеет права принимать деньги напрямую, и у каждой СРО есть свой центр учета переводов интернет-ставок (ЦУПИС) — по сути, это платежная система или шлюз, через который заводятся деньги пользователей на игру у того или иного букмекера. Одним из факторов выбора СРО для участников рынка могла быть тарифная политика двух ЦУПИСов, отмечает вице-президент «Лиги ставок» Дмитрий Павловский. «Все говорили об интерактивных ставках, но никто не начинал. Многие букмекеры негативно отзывались об этом законопроекте — по их мнению, Олег Журавский хотел монополизировать отрасль. Но сейчас мы видим, что члены обеих СРО активно работают в интернете и эти разговоры оказались беспочвенны», — вспоминает господин Павловский.


Первая СРО запустила свой ЦУПИС совместно с НКО «Мобильная карта», «Лига ставок» начала прием интернет-ставок через него уже в феврале 2016 года. Хотя ожидалось, что другие букмекеры подключатся в течение месяца, следующий игрок, Winline, вышел в онлайн только в июне 2016-го. Второй ЦУПИС на базе платежной системы Qiwi при второй СРО заработал осенью 2016 года.

Сейчас в России 31 лицензированная букмекерская компания (БК), интерактивные ставки принимают только 14 из них. По данным «Рейтинга букмекеров», лидируют среди БК в интернете «1хСтавка» (через нее играют 34% онлайн-игроков), «Фонбет» (21%) и «Марафон» (20%). По данным SimilarWeb на сентябрь, самыми посещаемыми были сайты 1xstavka.ru, fonbet.ru и ligastavok.ru. При этом «Фонбет» и «Лига ставок» уверенно лидируют по количеству офлайн-игроков с 32% и 31% рынка соответственно.

Годовой объем российского букмекерского рынка, включая нелегальный сегмент, аналитики «Рейтинга букмекеров» оценивают примерно в 677 млрд руб. На онлайн приходится 422 млрд руб., из которых всего 35%, или 148 млрд руб., — на легальный сегмент. Рынок онлайна стабильно растет, отмечают аналитики: минимальный годовой рост на рынке можно оценить в 10–20% в год. На рост легального приема интерактивных ставок влияют два фактора: с одной стороны, офшорных букмекеров без российской лицензии блокирует Роскомнадзор, с другой — российские онлайн-компании с российской лицензией активно привлекают людей в доменной зоне.ru, в том числе с помощью расширенных в этом году рекламных возможностей, включающих спонсорство футбольных клубов.

Ставка на ТВ В последние пару лет государство планомерно ужесточало регулирование рынка: усложнились лицензионные требования, повысились налоги, но одновременно букмекерам сделали и некоторые послабления. В первую очередь это касается рекламы, в отношении которой законодательство предусматривало серьезные ограничения по времени, месту и формату подачи. 1 апреля вступил в силу закон о целевых отчислениях букмекеров на поддержку отечественного спорта, он и снял ряд ограничений — теперь букмекерам отдано чуть меньше двух минут в прямых спортивных трансляциях (20% от разрешенных девяти минут всей рекламы в часе). В то же время БК обязаны делать отчисления на спорт и во втором квартале уже заплатили 168,3 млн руб. на финансирование профессионального и детско-юношеского спорта, следует из отчета Федеральной налоговой службы.

Букмекеры резко увеличили бюджеты на телевидение: по оценке аналитического центра НСК (бывший Vi), доля букмекерских услуг на ТВ в общих бюджетах на телерекламу в первые три квартала текущего года составила 0,24% против 0,13% за весь прошлый год. Аналитическая компания Etat Control International подсчитала: за прошлый год букмекеры потратили на телевидение, включая национальное и региональное размещение, 285 млн руб., а за январь—октябрь нынешнего года — 402 млн руб. Лидируют по закупкам телерекламы «Фонбет», «Лига ставок» и Winline.


Но главным результатом закона стало повальное заключение спонсорских контрактов с клубами Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). Сейчас с букмекерами сотрудничает больше половины команд премьер-лиги, включая «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Локомотив» и «Краснодар». Те конторы, которые уже имели спонсорские соглашения с клубами и лигами, расширили спектр используемых маркетинговых опций — например, начали брендировать форму спортсменов. Более крупные соглашения с лигами последовали быстро: БК «Лига ставок» стала эксклюзивным букмекером—спонсором РФПЛ и разместила свою рекламу на всех матчах лиги. Сумму контракта источники “Ъ” оценивали в 500 млн руб. БК «Фонбет» заключила эксклюзивный контракт с Континентальной хоккейной лигой.

В то же время ужесточение законодательства существенно усложнило вход на рынок маленьким игрокам — теперь для этого требуются большие ресурсы. Для получения лицензии нужны банковская гарантия 500 млн руб. и взнос для входа в СРО — 100 млн руб. Кроме того, правительство планирует повысить налог для букмекеров и тотализаторов с 1 января 2018 года — платежи за каждый пункт приема ставок (ППС) удвоятся.

Параллельно с легализацией онлайн-рынка началась борьба с букмекерами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, но работающими в России. Количество таких веб-ресурсов, оказавшихся в реестре запрещенных сайтов Роскомнадзора, растет. За второе полугодие 2016 года в реестр попали больше 15 тыс. веб-ресурсов, предлагающих азартные игры, большинство из них оказались зеркалами сайтов букмекерских контор: с июля по декабрь Роскомнадзор заблокировал доступ к 8031 такому ресурсу.

Хотя разрешенные БК работают стабильно, сложность идентификации и менее конкурентные продукты российских участников рынка пока не склонили чашу весов в пользу отечественных букмекеров, сетует руководитель одной из контор. В БК «Леон», в частности, называют алогичной необходимость по требованию законодательства проходить клиентам двойную идентификацию при регистрации в БК: подтвердить личность надо как у букмекера, так и в ЦУПИСе.

«В последнее время законодательные шаги по отношению к легальной индустрии беттинга в нашей стране можно назвать несколько странными для тех, кто непосредственно работает внутри сектора, — критикует представитель БК «Леон». — Особенно удивляет постоянное желание законодателей ужесточить налоговое давление на букмекерство. Причем законодательные инициативы чаще всего рождаются и затем доводятся до стадии принятия правок в законы без каких-либо предварительных консультаций с представителями бизнеса».