Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Спортивная индустрия как часть экономики страны).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА
1.1. Спортивная индустрия как часть экономики страны
1.2. Анализ воздействия на экономику страны крупных спортивных событий
1.3 Анализ предпринимательской активности индустрии спорта
Глава 2. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ
2.1 Тенденции развития индустрии спорта
2.2 Развитие технологий, как основной фактор развития индустрии спорта
До недавнего времени спорт, и физическая культура относились к досуговой сфере. Современный спорт выполняет не только оздоровительные функции, но и является фактором поддержания и совершенствования технического и инновационного подхода к организации и проведению спортивных мероприятий, строительства спортивных сооружений и благоустройства прилегающей к ним территории. Можно сказать, что спорт выступает в роли некоторого пускового механизма для развития предпринимательской деятельности в некоторых отраслях.
В наиболее экономически развитых странах мира спортивная деятельность практически полностью опирается на коммерческую составляющую, принося внушительные прибыли. В этих странах спорт является полноценной и почти самостоятельной отраслью экономики. Современная спортивная индустрия имеет тесную связь с бизнесом.
Наша страна находится на пути становления спортивной индустрии как отдельной ветки развития экономики. Очень многое делается для развития данного направления.
В советское время спорт был массовым и зрелищным действом. Но разрушение устоявшегося государственного строя привело в упадок и эту сферу деятельности российских граждан. Связано это было еще и с тем, что распад Советского Союза спровоцировал отъезд многих спортсменов и тренеров за границу. Российский спорт на стыке тысячелетий оказался брошенным на произвол судьбы. Многие спортивные сооружения и учреждения были закрыты и разобраны. Значительным толчком для преобразований в спортивной сфере стал и тот факт, что после распада Союза в нашей стране практически не осталось собственных спортсменов, способных достойно представить государство на Олимпийских играх.
Развитие телекоммуникации, низкий международный спортивный авторитет нашей страны, возрастающая роль участия государства в развитии спорта принесли свои плоды. Начало XXI века связано со значительными изменениями в развитии спортивной индустрии России. Государство все больше интересуется этим направлением, появляются государственные программы, направленные на формирование и развитие спорта. Спорт и физическая культура становятся одним из основных направлений развития социальной политики государства (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года).
Принятие Стратегии позволило разработать комплекс мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, спорта и развития физической культуры населения. Современный спорт стал коммерческим со значительной долей политического подтекста.
Индустрия спорта в современном сообществе проявляется в различных направлениях деятельности человека. С одной стороны, это основная профессиональная деятельность для спортсменов, тренеров, менеджеров. С другой стороны, это целая ветвь предпринимательской деятельности, являющаяся значительным экономическим ресурсом, который оказывает серьезное влияние на уровень и динамику развития экономики страны. Так же спортивную индустрию можно охарактеризовать и как бизнес. Особенно это относится к работе профессиональных клубов, спортивных агентств, средств массовой информации и т.п. Для других, спорт дает возможность продвижения своих товаров, например, спонсоры или рекламодатели. Спортивная индустрия так же вносит особый вклад в формирование позитивного имиджа среди покупателей некоторых компаний.
Однако все выше перечисленное не дает оснований в полной мере считать спорт экономическим сектором без характеристики источников дохода. К основным источникам можно отнести продажу билетов на спортивные состязания, оказание спонсорской поддержки участникам и организаторам соревнований, продажа прав на трансляцию, продажа спортивной атрибутики, сувениров, спортивных товаров. Но стоит отметить, что в нашей стране эта сфера еще не в полной мере разработана. Стратегия позволила усилить государственную поддержку российского спорта. Он стал более качественным, инвестиционно привлекательным.
На современном этапе развития спортивная индустрия представлена комплексом сложных экономических, политических и общественных интересов. Причем, уже сейчас в ней немало субъектов (спортивны клубы, лиги, агентства, спортивные школы), осуществляющих успешное ведение бизнеса в этой сфере.
Успешное развитие спортивной индустрии невозможно без согласования интересов государства, спорта и бизнеса. Государственно-партнерский механизм реализации данного направления позволяет более эффективно использовать возможности государственной власти, спортивной и экономической среды, поддерживая образование смешанных финансовых вливаний в спортивную деятельность, не ущемляя при этом интересы участников подобных взаимоотношений.
Развивая спортивную индустрию, государство преследует ряд очень важных интересов. Среди них можно выделить популяризация и поднятие авторитета спорта на международной арене, создание благоприятной среды для развития массового оздоровления населения, пропаганда здорового образа жизни.
Спортивные организации стремятся к достижению выдающихся спортивных результатов и привлечению инвестиций для развития спорта. Бизнесмены в этой области борются за повышение конкурентоспособности спорта, получение прибыли. Таким образом, каждый субъект, участвующий в развитии спорта как составляющей экономики страны преследует свои цели. Однако этот факт не мешает развитию спортивной индустрии, а напротив укрепляет ее положение в экономике.
Но не только тесное взаимодействие данных структур помогает развиваться спорту как экономической отрасли. Создание инвестиционно привлекательных проектов играет не последнюю роль. Учитывая социальную, политическую и экономическую направленность спорта, государство все же регулирует деятельность предпринимателей в спортивной индустрии.
Позитивное восприятие спорта зрителями, стремление к новым спортивным достижениям спортсменов и спортивных организаций делает эту отрасль более привлекательной для инвестиций. Неудачи, промахи, поражения скоро забываются, а в памяти у людей на достаточно продолжительное время остаются победы, медали, спортивные рекорды. Данный факт способствует стабильному продвижению продукции спортивных товаров среди болельщиков и спортсменов, а значит и постоянному спросу на них.
Однако не только положительные эмоции присутствуют в спорте. Некорректное поведение спортсменов, болельщиков (драки, хулиганство), проявление расизма и другие негативные события в спортивной жизни могут оказывать на экономическую составляющую и негативное воздействие. Примерами подобных ситуаций могут быть разрывы спонсорских контрактов со спортсменами и спортивными организациями вследствие снижения потребительского интереса или ущемления авторитета и имиджа спонсора.
Развитие спортивной индустрии стимулирует не только положительный интерес населения к спортивным мероприятиям, но и развитие экономики страны. Особенно это заметно, если страна является принимающей стороной в Олимпийских играх или, например, мировом чемпионате. В подобной ситуации производственная сфера экономики страны претерпевает значительные изменения – увеличиваются объемы производства, а значит, требуются дополнительные трудовые ресурсы. Таким образом, создаются новые рабочие места. Наибольший рост доходов отмечается в таких сферах как предоставление услуг населению, торговле, строительстве. Кроме того, для соответствия мировым стандартам принимающая сторона начинает активно развивать инфраструктуру спортивных объектов и прилегающих к ним территориям. Изменения затрагивают многие сферы: транспорт, коммунально-бытовое хозяйство, сервисное обслуживание, дороги и т.д.
Подобные преобразования, а особенно при благоприятном для принимающей страны завершении спортивных мероприятий, существенным образом сказываются на экономическом развитии всей страны в целом.
Особое значение для развития экономической составляющей спортивной индустрии имеет малый и средний бизнес. Спонсирую небольшие спортивные мероприятия и проекты, малое и среднее предпринимательство оказывает положительное влияние на экономическое развитие отдельных регионов страны, что так же находит свое отражение в развитии экономики всей страны в целом.
Таким образом, развитие спортивной индустрии оказывает положительное влияние на развитие экономики страны, но без государственной поддержки оно будет более медленным.
Профессиональный спорт и индустрии около него, особенно технологии и медиа, меняются каждый день: новые партнерства, свежие мысли, инновации, прорывы и обновленные модели меняют мир для брендов, правообладателей, телевещателей, агентств и вообще всех, кто вовлечен в организацию и коммерциализацию профессионального спорта.
Пробираться через этот меняющийся коммерческий ландшафт может быть трудно, поэтому агентство Repucom собрало экспертизу, инсайты и данные со всего мира и определило десять глобальных трендов в спорте с 2016 года и далее.
От возврата на инвестиции до быстро растущих спортивных мероприятий, от доходов от digital до вовлечения болельщиков, эксперты Repucom полагают, что именно эти вопросы продолжат оставаться жизненно важными для спорта – и для каждого из них даны прогнозы, основанные на экспертизе и данных со всего мира.
Расходы на спонсорство по всему миру превысят $62 млрд к 2017 году – это в 1.8 раз больше, чем в 2010 году. Более того, есть потенциал для дальнейшего роста, поскольку появляются новые медиаплатформы – и больше возможностей для спонсорства. Другие факторы роста: продолжающееся развитие роста в Азии, Южной Америке и Африке, растет проникновение платного телевидения и широкополосного интернета на ключевых развивающихся рынках, появляются технологические разработки, меняются потребительские привычки, новые агрессивные игроки входят на рынок. На графике ниже показан рост и прогноз расходов на спонсорство.
2. Партнерства станут более многоплановыми и поощрительными
На рынок пришло понимание, что партнерство - это не просто размещение логотипа и перевод средств. Бренды требуют большего от правообладателей. Лучшие партнерства создаются совместно, на понимании бизнеса и маркетинговых целей.
Правообладатели ищут уникальные ценностные и маркетинговые элементы от коммерческих отношений, а бренды ищут эффективыне виды улучшения восприятия бренда и возможности продемонстрировать позитивное влияние на общество.
Интегрированные партнерства станут нормой и обеспечат большую ценность, извлекаемую из спортивной индустрии.
Бренды продолжат требовать большего от правообладателей и двинут индустрию к созданию большей ценности.
Как следствие, правообладатели продолжат инвестировать в более сложные партнерства – продвигая инновации и повышенную ценность.
3. Ожесточилась борьба за новую аудиторию
Внимание аудитории размывается – люди поверхностно интересуются большими вещами, но глубоко - меньшими, и это оказывает давление на просмотр и посещение многих видов спорта. Основное внимание уделяется двум группам - женщинам и миллениалам. У обоих огромная покупательная способность. Миллениалы представляют возможности и вызовы для брендов, а женщины - самая большая аудитория потенциальных новых болельщиков. Женщины - значимая часть экономики спорта, но требуются большие инвестиции в любительский и профессиональный женский спорт. На графике показаны покупательная способность обеих групп.
Задача по привлечению и вовлечению миллениалов останется перед каждым правообладателем и спонсором.
Приходит понимание, что женщины имеют влияние на покупку мерчандайзинга.
Увеличатся инвестиции и придут инновации в женский спорт, от детского уровня до профессионального.
4. Телевещатели ценны, как никогда, но будущее под угрозой
Прямые трансляции остаются премиальным контентом для телевещателей, они ищут более долгосрочные контакты и хотят получить права для цифровых платформ. Конкуренция ожесточается, повышая стоимость прав, а телевещатели вступают в споры с видам спорта, так как те разрабатывают собственные медиапродукты.
Разрыв в стоимости прав между премиальными видами спорта и нишевыми растет, что вызывает поиск альтернативных моделей вещания. Прямые трансляции особенно важны для вещателей, поскольку темп роста платного телевидения снижается на развитых рынках. На карте ниже показан рост стоимости прав, приобретенных телевещателями на премиальные спортивные события.
Стоимость прав на премиальный спортивный контент будет расти экспоненциально с усилением конкуренции.
Лучшие правообладатели разработают более сложные модели реализации прав, чтобы сохранить высокие доходы от телевещателей и контроль собственных медиа-активов и цифровых вещательных платформ.
OTT может стать главным игроком спортивного рынка – телевещатели должны приготовить ответ.
5. Расширение влияния быстро растущих видов спорта и мероприятий
Существуют четыре типа быстро растущих видов спорта и событий: киберспорт, новые форматы существующих лиг и мероприятий, фитнес и единоборства. Аудитория киберспорта сравнима с некоторыми крупнейшими спортивными мероприятиями, хотя индустрия очень фрагментирована. Новые форматы и лиги дают новую жизнь традиционным видам спорта и создают новую аудиторию – от Twenty20 в крикете до игр на открытом воздухе в НХЛ. Фитнес-движение растет по всему миру, а новые технологии позволяют людям связываться, делиться и сравнивать данные. Люди уходят от традиционных клубов к менее формальным собраниям, организованным на цифровых платформах.