Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 852
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования понятия правового государства
1.1. Краткая история понятия правового государства
1.2. Определение понятия «правовое государство» в современной правовой теории
1.3. Проблемы классического определения понятия «правовое государство»
Глава 2. Признаки правового государства и их характеристика
2.1. Спорные вопросы в определении признаков правового государства
2.2. Основные отличительные признаки Российской Федерации как правового государства
Таким образом, подлинное понятие «правовое государство» вовсе не означает подчинение государства праву, связанность государства собственными законами, а прежде всего означает построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и реализации ими государственных функций, основанное на критериях справедливости и равенства, подконтрольное и зависимое от институтов гражданского общества.
Глава 2. Признаки правового государства и их характеристика
2.1. Спорные вопросы в определении признаков правового государства
Вопрос правовых признаков государства был актуален всегда. При этом набор признаков, на основании которых, как считают специалисты в области государствоведения, можно безошибочно установить, в каких случаях мы имеем дело с «правовым», «социальным» государством, а в каких с «полицейским», в разных публикациях несколько варьируется.
Конституция РФ 1993 г. определяет Россию как правовое государство. Идея правового государства, закрепленная в ее ст. 1[10], является одной из важнейших основ конституционного строя, ведущей конституционной ценностью нового государства. Но при этом российская наука конституционного права несмотря на значительное число исследований, не может уверенно выявить признаки свидетельствующие о наличии правового государства в конкретном государстве, проблемы мешающие его построению в Российской Федерации, и обозначить, является ли концепция правового государства всего лишь конституционным идеалом или ее можно рассматривать как конституционная реальность.
Важнейшим признаком подлинно правового государства считается верховенство закона. Но в нормативных актах - конституциях зарубежных государств и внутригосударственных актах, а также в актах международного права, никаких определений правового государства или перечисления его признаков не содержится, за одним исключением. В Документе 1990 г. Копенгагенского совещания второй конференции СБСЕ по человеческому измерению[11] приводится ряд характеристик правового государства:
- свободные выборы;
- государственные власти обязаны соблюдать конституцию;
- представительная форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам и избирателям;
- права человека гарантируются законом и соответствуют международным стандартам;
- разделение между государством и политическими партиями;
- независимость судей и беспристрастность судебной службы и др.
В докладе Венецианской Комиссии указаны следующие составляющие понятия правовой государственности[12]:
- открытый доступ к закону (положения которого должны быть понятными и предсказуемыми);
- решение вопросов юридических прав, как правило, на основании закона, а не по усмотрению;
- равенство перед законом;
- осуществление власти в соответствии с законом, справедливо и разумно;
- защита прав человека;
- предоставление средств для урегулирования споров без неоправданных издержек или отсрочек;
- справедливый суд;
- соблюдение государством своих обязательств в рамках как международного, так и национального права.
По мнению заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора Д. Н. Миронова, к признакам правового государства в России следует относить[13]:
- верховенство Конституции РФ;
- правовые гарантии самостоятельности общества;
- правовое обеспечение служения государства общему благу;
- гарантирование прав и свобод человека и гражданина.
Ученый-правовед доктор юридических наук, профессор С. М. Шахрай в числе признаков правового государства обозначает[14]:
- верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие, с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;
- признание, соблюдение и защита прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;
- связанность законом самого государства (а значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, установленные им);
- свобода экономических, политических и идеологических отношений;
- высокий уровень правовой культуры населения (в правовом государстве каждый человек соблюдает предписания закона в силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение закона соответствовало интересам каждого члена общества).
Наиболее яркими признаками «социальности» государства, по мнению Ф.А. Вестова и О.Ф. Фаст являются, «отношения государственно-общественного партнерства, взятие государством на себя повышенных обязательств по социальной защите и обеспечению благосостояния граждан»[15]. Вместе с тем, те же признаки в прошлом и сегодня обнаруживаются у тех государств (например, фашистская Италия и нацистская Германия прошлого столетия, современная КНДР) которые для специалистов в области государствоведения служат эталонами «полицейскости». С другой стороны, у современных либерально-демократических государств, режимные свойства которых наука признает эталонами «социальности», сегодня отчетливо проступают «полицейские» черты.
Доктор юридических наук, профессор В. А. Виноградов заменяет признаки правового государства такими «субпринципами», как[16]: верховенство права, уважение личности, приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина, право на судебную защиту, судебная система как гарант справедливости и правосудия, юридическая возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, и др.
Российский юрист, доктор юридических наук, профессор Р.Н. Еникеев подчеркивает, что «при новом подходе к пониманию и соотношению гражданского общества и правового государства, эти институты приобретают реальные черты и признаки, которые и могут привести их и к практическому функционированию и в нашей стране»[17]. В перечень признаков правового государства, указанный автор относит:
- закрепление в конституции «реальных» механизмов разделения власти (правительство, ответственное перед парламентом, невозможность роспуска Думы, ограничение полномочий главы государства), формирование высших органов власти, не относящихся к исполнительной власти (счетная палата, суды, прокуратура, центральный банк) без участия президента;
- формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе свободных, нефальсифицированных выборов, подконтрольных обществу, с минимальным использованием процедур, заменяющих прямые выборы населением и с установлением предельных сроков нахождения у власти одних и тех же лиц;
- гарантированность реализации прав и свобод личности - как политических, так и экономических и социальных (недопустимость ограничений прав и свобод на основе оценочных критериев и судебного правоприменения ради охраны неких «публичных» интересов);
- законодательное установление реальных механизмов полноценного возмещения государством вреда, причиненного гражданину вследствие незаконного осуждения, причинения имущественного и неимущественного вреда, судебной волокиты, изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд;
- гарантированность свободы выражения мнений, воплощенная в наличии свободы слова, свободы проводить различные публичные мероприятия и свободы объединения в общественные ассоциации (в том числе и политические партии);
- существование справедливого и независимого суда, который способен защитить индивидуальные права даже в ущерб интересам государства;
- наличие стабильной системы законодательства и четкого неполитизированного правоприменения. Верховенство конституции и правовых законов и устранение из правового поля «неправовых» законов, нарушающих принципы справедливости и равенства всех перед законом;
- обеспечение реального народовластия посредством активного и последовательного использования различных механизмов прямой демократии - референдум, правотворческая инициатива, публичные слушания, сходы и т.д.
Доктор юридических наук, профессор А.А. Кондрашев выделяет следующие признаки правового государства[18]:
- формирование высших органов власти без участия президента;
- формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе свободных выборов;
- реальная и гарантированная государством свобода выражения мнений, воплощенная в наличии свободы слова, свободы проводить различные публичные мероприятия и свободы объединения в общественные ассоциации;
- гарантированность реализации прав и свобод личности — как политических, так и экономических и социальных;
- наличие стабильной системы законодательства и неполитизированного правоприменения;
- наличие справедливого и независимого суда;
- законодательное установление реальных механизмов полноценного возмещения государством вреда, причиненного гражданину;
- обеспечение реального народовластия посредством активного и последовательного использования различных механизмов прямой демократии.
Таким образом, правовое государство может стать реальностью в России. Но чтобы оно действительно стало основой жизни общества и каждого гражданина, а не политической декларацией, необходимо формирование (переформирование) государственных и общественных институтов, которые либо отсутствуют, либо находятся под жесточайшим давлением узкой правящей группы лиц[19]. И главный институт, от которого зависит существование правового государства - гражданское общество, которое выступает защитой интересов отдельных граждан в отношениях с государственными институтами, определяет направления деятельности власти и осуществляет общественный контроль за деятельностью исполнительной власти.
2.2. Основные отличительные признаки Российской Федерации как правового государства
Под правовым государством понимают демократическое государство, организация и деятельность которого основана на праве и связана с правом, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных, данных от рождения и неотчуждаемых прав человека и гражданина. Так же под правовым государством подразумевают государство, признающее и гарантирующее социальную защиту граждан[20].
Конституция РФ[21] признает Россию правовым государством. Основной Закон закрепляет верховенство закона на всей территории РФ, а также равенство всех перед законом. Законы и иные нормативно правовые акты, принимаемые на территории России, должны соблюдаться гражданами и их объединениями, должностными лицами, органами государственной власти, органы местного самоуправления. Путь к созданию правового государства в России начался в начале 90-х годов ХХ века, в то время как Россия стала на путь создания правового государства, не имея опыта эволюционного развития государства, но за прошедшие почти что 30 лет Россия смогла выработать подходящую нормативно правовую базу, создать институты, обеспечивающие создание правового государства.
Немаловажным принципом правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную, самостоятельные в своей работе (ни одна ветвь не может быть подчинена другой, в противном случае законы в государстве будут трактоваться по-разному и не смогут защищать граждан).
В Конституции РФ отчетливо указано, то, что носитель суверенитета государства есть исключительно его многонациональный народ. Ст. 32 Основного Закона гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»[22]. Т.Н. Соловьева указывает на политический плюрализм в качестве одного из основополагающих признаков любого правового государства[23], что является еще одним подтверждением признания политического плюрализма в ст. 13 Конституции РФ.
Защита прав и свобод граждан в правовом государстве имеет, на наш взгляд, самое большое значение. Ведь государство называется правовым лишь тогда, когда оно в первую очередь защищает своих граждан. В Гл. 2 Конституции РФ закреплены экономические, политические, социальные, личные и культурные права и свободы граждан, защиту которых обеспечивает государство.
К настоящему времени Россия еще не до конца смогла реализовать на практике все эти основные принципы, однако тенденция развития российского государства показывает стремление к полному построению правового государства. Для этого была проделана колоссальная работа во всех сферах жизни общества.