Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 851
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования понятия правового государства
1.1. Краткая история понятия правового государства
1.2. Определение понятия «правовое государство» в современной правовой теории
1.3. Проблемы классического определения понятия «правовое государство»
Глава 2. Признаки правового государства и их характеристика
2.1. Спорные вопросы в определении признаков правового государства
2.2. Основные отличительные признаки Российской Федерации как правового государства
В научной литературе[24] описываются возникающие риски, коллизии и проч., предлагая собственные варианты решения правовых проблем. Однако наибольшая сложность заключается в постоянном наличии социальной динамики, трансформирующей общества, усложняющей функционирование его подсистем, в том числе и политико-правовой. Поэтому вносимые поправки в законодательство, рациональные предложения, связанные с совершенствованием правоприменения, не приносят видимых улучшений лишь потому, что трансформирующееся общество постоянно продуцирует новые «точки напряжений», за которыми вполне закономерно не успевает система правового регулирования.
Именно поэтому необходимо регулярно проводить масштабные исследования на общероссийской выборке, проверять полученные данные и доводить их до руководства государства, различных ветвей власти с целью оптимизации ситуации в стране.
Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть: основными отличительными признаками правового государства являются: верховенство закона, равенство всех перед законом, разделение властей, защита прав и свобод человека и гражданина.
Заключение
Исследование понятия и признаков правового государства позволяет отметить, что в современной государственно-правовой теории единообразный подход к определению понятия «правовое государство» отсутствует. Исследователи выделяют два основных направления, в которых акцент делается либо на материальном, либо на процессуальном (процедурном) аспекте понятия «правовое государство».
В рамках материального (широкого) подхода исследователи указывают на необходимость использования не только формальных, но и содержательных критериев, подчеркивая важность механизмов, обеспечивающих справедливость функционирования системы, соответствие содержания закрепленных в нормах правил тому содержанию, которое они получают в реальной правоприменительной практике. В этом контексте важны не столько формально определенные свойства права, сколько соответствие права существующим социальной и политической структурам общества, от которых зависит эффективность правового регулирования и в конечном счете роль права в жизни государства и общества.
Вопрос правовых признаков государства был актуален всегда. При этом набор признаков, на основании которых, как считают специалисты в области государствоведения, можно безошибочно установить, в каких случаях мы имеем дело с «правовым», «социальным» государством, а в каких с «полицейским», в разных публикациях несколько варьируется.
Некоторые теоретики отказываются от содержательной дефиниции «правовое государство» и предпочитают определять это понятие от противного, т.е. от понятия «неправовое государство» (Un-Rule of Law), которое описывает правовые реалии развивающихся недемократических стран (слабая, политически ангажированная судебная система, высокая коррумпированность и бюрократизация власти). С этой точки зрения, именно отсутствие признаков неправового государства дает возможность определить то или иное государство как правовое.
В этом случае именно отсутствие признаков неправового государства дает возможность определить то или иное государство как правовое и можно говорить лишь о степени, в которой общество приближается к правовому идеалу; а между крайними проявлениями «чистых типов» правового и неправового государств – широкий диапазон «переходных» государств, которые однозначно отнести к той или иной категории нельзя.
Что касается формальных элементов понятия «правовое государство», то в качестве одного из основных его признаков нередко указывается на доведение законов до сведения граждан (информационная доступность о законах должна быть доступна для всех), что дает гражданам возможность заблаговременное выстраивать свое поведение в соответствии с правовыми нормами.
Основными отличительными признаками правового государства являются: верховенство закона, равенство всех перед законом, разделение властей, защита прав и свобод человека и гражданина.
Путь к созданию правового государства в России начался в начале 90-х годов ХХ века, в то время как Россия стала на путь создания правового государства, не имея опыта эволюционного развития государства, но за прошедшие почти что 30 лет Россия смогла выработать подходящую нормативно правовую базу, создать институты, обеспечивающие создание правового государства.
К настоящему времени Россия еще не до конца смогла реализовать на практике все эти основные принципы, однако тенденция развития российского государства показывает стремление к полному построению правового государства. Для этого была проделана колоссальная работа во всех сферах жизни общества.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
органов законодательной и исполнительной власти
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Вместе с «Заявлением председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на Совещания Конференции по человеческому измерению»). (Подписан в г. Копенгагене 29.06.1990) // Правовая система КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
- Доклад Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия) О верховенстве права (Принят на 86 пленарном заседании Венецианской Комиссии) (Венеция, 25-26 марта 2011 года) // Информационный ресурс ИЗиСП: https://izak.ru/
Учебники и учебные пособия
- Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. – М.: Норма, 2015. – 464 с.
- Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Экономика, 2015. – 192 с.
- Кричинский П.Е., Морозова О.С. Основы социального государства. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 124 с.
- Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный; 10-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 194 с.
Периодические издания
- Богданова Е.Е. Отдельные проблемы признания права как способа защиты гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 2. – С. 103-107.
- Борташевич Б.В., Ладыка А.Е. Вопросы правового государства в Российской Федерации // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2019. – № 3. – С. 292-294.
- Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. «Полицейское государство»: проблемы современной теории // Базис. – 2019. – № 1. – С. 37-43.
- Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. – 2015. – № 12.
– С. 97-101. - Грудинин Н.С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 4. – С. 5-12.
- Еникеев Р.Н. От правовой организации общественной жизни - к правовому государству // Правовое государство: Теория и практика. – 2018.
– № 1. – С. 15-19. - Карнаушенко Л.В. Актуальные проблемы правоприменения в представлениях жителей России // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 15-20.
- Кондрашев А.А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica. – 2017.
– № 3. – С. 74-89. - Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник БГУ. – 2015. – № 2-1.
– С. 149-155. - Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 78-90.
- Соловьева Т.Н. Политический плюрализм в России как один из основополагающих признаков правового государства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2018. – № 1. – С. 100-111.
Ресурсы Интернет
- Антонов М.В. Об определении понятия «правовое государство». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-opredelenii-ponyatiya-pravovoe-gosudarstvo (Дата обращения: 08.02.2020).
- Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. URL: http://naukarus.com/s-m-shahray-a-a-klishas-konstitutsionnoe-pravo-rossiyskoy-federatsii-izd-2-e-dop-m-olma-media-grupp-2010-656-s (Дата обращения: 08.02.2020).
-
Грудинин Н.С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 4. – С. 5. ↑
-
Грудинин Н.С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 4. – С. 9. ↑
-
Кондрашев А.А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica. – 2017. – № 3. – С. 79. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Борташевич Б.В., Ладыка А.Е. Вопросы правового государства в Российской Федерации // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2019. – № 3. – С. 293. ↑
-
Грудинин Н.С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 4. – С. 7. ↑
-
Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 79. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 82. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Вместе с «Заявлением председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на Совещания Конференции по человеческому измерению»). (Подписан в г. Копенгагене 29.06.1990) // Правовая система КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ ↑
-
Доклад Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия) О верховенстве права (Принят на 86 пленарном заседании Венецианской Комиссии) (Венеция, 25-26 марта 2011 года) // Информационный ресурс ИЗиСП: https://izak.ru/ ↑
-
Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник БГУ. – 2015. – № 2-1. – С. 150. ↑
-
Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. URL: http://naukarus.com/s-m-shahray-a-a-klishas-konstitutsionnoe-pravo-rossiyskoy-federatsii-izd-2-e-dop-m-olma-media-grupp-2010-656-s (Дата обращения: 08.02.2020). ↑
-
Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. «Полицейское государство»: проблемы современной теории // Базис. – 2019. – № 1. – С. 39. ↑
-
Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. – 2015. – № 12. – С. 99. ↑
-
Еникеев Р.Н. От правовой организации общественной жизни - к правовому государству // Правовое государство: Теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 16. ↑
-
Кондрашев А.А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica. – 2017. – № 3. – С. 79 ↑
-
Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1. – С. 84. ↑
-
Борташевич Б.В., Ладыка А.Е. Вопросы правового государства в Российской Федерации // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2019. – № 3. – С. 292. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Соловьева Т.Н. Политический плюрализм в России как один из основополагающих признаков правового государства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2018. – № 1. – С. 105. ↑
-
Карнаушенко Л.В. Актуальные проблемы правоприменения в представлениях жителей России // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 18. ↑