Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Принципы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Во всем мире налоговая система является одним из важнейших способов мобилизации финансовых ресурсов на решение экономических, политических и социальных задач государства. С ее помощью финансируется большая часть предпринимательской, производственной и непроизводственной деятельности. Вследствие обострившейся проблемы интенсивного развития национальной экономики, модернизации ее реального сектора в условиях финансового кризиса возрастает потребность в качественном совершенствовании налогового механизма, его приближения к реальным нуждам хозяйственной практики.

Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи, с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

Как известно, налоги являются важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов не могут существовать бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, поддержание эластичности налоговой системы, Это есть непременное условия сбалансированности государственной казны. К спектру наиболее сложных государственных рычагов экономического воздействия, важное место отводится именно налогам.

Одна из наиболее важных задач экономики нашей страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировой экономическом разделении труда. Наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей является именно налоговая система. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Экономическая система выделила фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную и социальную функции налогов.


В условиях рыночной экономики любая страна широко использует налоговую политику в качестве непосредственного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Более того, налоги являются одним из необходимых звеньев социально-экономических отношений с момента возникновения государственности.

Развития и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованиями налоговой системы. Существование системы местного налогообложения отвечает, во- первых, интересам органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Во-вторых, в то же время выполнение ряда общегосударственных социальных задач невозможно без привлечения общегосударственных финансов в виде налогов.

К числу проблем экономики, относящиеся к сфере государственного налогообложения, относят:

- проблемы формирования налоговых доходов;

- увеличения налоговых поступлений;

- поиска факторов, которые оказывают на них виляние.

Решение подобных задач имеет принципиальное научно-методологическое и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы страны. В этом заключается актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- рассмотреть понятие, функции и классификацию налогов;

- провести анализ динамики налоговых поступлений в федеральный бюджет и выявить основные проблемы налоговой системы России;

- сформулировать предложения и рекомендации по реформированию налоговой системы в России.

Объектом курсового исследования является налоговая система России.

Предметом курсового исследования являются федеральные налоги и сборы как основного источника доходов государства.

Теоретической основой данного исследования послужили современные и классические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, которые посвящены проблемам развития налоговой системы в кризисных условиях российской экономики.

В работе использовались такие приемы, как анализ, обобщение, применялись методы группировки и динамические сравнения.

Информационной база формировалась на основе законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений и программных документов Правительства Российской Федерации, нормативно-законодательных актов Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, статистических ежегодников, материалов монографических исследований, научных трудов отечественных и зарубежных ученых, материалов научно-практических конференций по рассматриваемой проблеме.


1 Теоретические основы организации налоговой системы

1.1   Понятие и назначение налоговой системы

Необходимо отметить, что в  теории налогового права существуют две точки зрения на понятие налоговой системы.

Согласно первой точки зрения налоговая система – система налогов и сборов. Такая точка зрения нашла своё отражение в трудах Ю.Л. Смирниковой, О.В.Староверовой.

Согласно второй: налоговая система – совокупность правоотношений. Сторонниками этой точки зрения являются Курочкин В. В., А.В.Брызгалин, Н.А. Шевелёва.  Ю.Л. Смирникова полагает в широком смысле, что налоговая система – это единство входящих в неё налогов и сборов.[15]

И.И. Кучеров находит определение налоговой системы наоборот, слишком узким и определяет налоговую систему в широком смысле  как основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Л. Я. Маршавина, Л. А. Чайковская понимают налоговую систему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер. [18]

   Шевелёва Н.А. полагает, что налоговая система РФ – совокупность системообразующих связей между элементами, которые выступают в форме не только налоговых, но и административных, бюджетных, конституционных правоотношений.

В экономической литературе налоговая система и система налогообложения рассматриваются как идентичные понятия.

Таким образом, возникает вопрос, что же понимать под налоговой системой: систему налогов и сборов или систему правоотношений? Можно ли считать систему налогов и сборов определением налоговой системы в узком смысле?

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опредёлённую целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы, материальные системы бывают живые и неживые, особый класс материальных живых систем – социальные системы. 

Н. А. Шевелёва рассматривает государство и физические лица как элементы налоговой системы. Она выделяет четыре группы элементов налоговой системы:


- формирующие публичный интерес государства в налогообложении –законодательные органы, органы исполнительной власти общей компетенции;

- реализующие публичный интерес государства в налогообложении – органы исполнительной власти специальной компетенции (налоговые органы, финансовые органы);

- обеспечивающие публичный интерес государства в налогообложении – кредитные организации и иные обязанные и уполномоченные лица;

- исполняющие налоговую обязанность – налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители и замещающие их лица (ликвидационные комиссии, лица, назначенные органами опеки и попечительства, иные лица, на которые возлагается налоговая обязанность).

И. И. Кучеров относит к элементам налоговой системы не только участников налоговых отношений, но и их права и обязанности, непосредственно налоги и сборы, принципы её организации и функционирования,  а также нормы налогового права.

А. В. Брызгалин включает в элементы налоговой системы экономические характеристики налоговой системы, текущие и перспективные направления налоговой политики, системы и принципы налогового  законодательства, система налоговых и иных фискальных органов, правовой статус налогоплательщика и иных обязанных лиц, условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, система налогов, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, ответственность субъектов налоговых правоотношений, способы защиты прав и интересов налогоплательщика.

Ю. Л. Смирникова называет в качестве элементов налогообложения  налоги и сборы.   [18]  

Полагаю совершенно справедливым выделение Н. А. Шевелёвой  в качестве основных элементов налоговой системы государства в лице его органов и физических лиц.

Налоговая система - это социальная система.  Следовательно, её элементами являются физические лица, которые вступают в общественные отношения, как в индивидуальной, так и в организованной форме, и государство как представитель общества. 

Выделение в качестве основных и единственных элементов налоговой системы налогов и сборов представляется неоправданным.

Глава 2 НК РФ содержит понятие системы налогов и сборов, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в РФ.

Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.


Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Полагаем недопустимым выделение налогов и сборов в качестве единственных элементов налоговой системы, так как социальные связи между платежами и взносами невозможны.

Правовой формой общественного отношения является правоотношение. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права, в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

Следует сделать вывод, что налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся между государством и физическими лицами.

Возникает вопрос, какие правоотношения образуют налоговую систему: только налоговые, или отношения, составляющие налоговую систему, урегулированы и иными отраслями права.

Если обратиться к определениям налоговый системы, даваемым сторонниками той точки зрения, согласно которой налоговая система – совокупность правоотношений, - мы ясно увидим, что большинство авторов полагают, что налоговая система - это совокупность общественных отношений урегулированных несколькими отраслями права.

Согласно ст. 2 НК РФ предметом регулирования законодательства о налогах и сборах являются властные отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [2]

Объект налогового правоотношения – денежные средства, которые должны быть внесены в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога и сбора или взысканы принудительно налоговыми органами. То есть, объектом налогового правоотношения является налог или сбор.

Налоги и сборы – один из главных источников  бюджетных доходов.      

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетные правоотношения так же являются частью налоговой системы.