Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Принципы налогообложения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2 Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Как мы можем увидеть в отличие от налоговой системы России акцизами в Германии и США наряду с определенными товарами облагаются и некоторые услуги. Но что касается ставок, то в США применяются как процентные, так и твердые ставки, а в Германии (аналогично в России) только твердые.
Данный вид налогов в США взимается местными муниципалитетами и штатами. Объектом налогообложения считается фракционная оценка текущей стоимости недвижимого имущества корпораций. Фактически это означает установление к оценочной стоимости специального коэффициента, отслеживающего индекс потребительских цен в США. Помимо этого существуют определенные особенности оценивания налогооблагаемой стоимости имущества, в зависимости от штата. Например, закон штата Нью-Йорк, регулирующий налоги на недвижимость, требует проведения оценки имущества по истинной стоимости` (fullvalue, truevalue) [21].
Среди имущественных налогов Германии выделяют следующие: налог на имущество, земельный налог, налог на приобретение земельного участка, налог на недвижимость, налог на автомобили и т.д. Налоговая база налога на имущество определяется как стоимость совокупного имущества минус налоговые вычеты и минус необлагаемый минимум. В качестве вычетов выступают долги и обязательства, а также льготы. И ставка для корпораций составляет 0,6% от налоговой базы. Для юридических лиц – необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро [22]. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.
Размер земельного налога зависит от типа земельного участка: тип А: участки в сельском или лесном хозяйстве, тип В: застроенные и незастроенные участки земли. Налоговой базой выступает условная стоимость земельного участка, которая рассчитывается финансовым отделением (как правило много ниже покупной цены). Процентная ставка составляет до 1,2%, но, как правило, находится в пределе от 0,26 до 0,35%. Ставку земельного налога устанавливает община, так например, в Берлине она составляет 0,81% (тип В), а в Гамбурге 0,54% (тип В) [27].
Налог на приобретение имущества (недвижимости, автомобиля, земельного участка) взимается при переходе объекта от одного владельца к другому. Налоговая база равна покупной цене. И ставка устанавливается в процентах от этой стоимости.
Таким образом, можно сделать выводы, что налогообложение в США и Германии имеют свои определенные специфики в налоговом законодательстве. Так в США и Германии нет деления на федеральные, региональные, местные налоги, как в российском законодательстве. При этом штаты (общинные земли) обладают правом на установление на своей территории любых налогов и это право ограничено лишь обязанностью соблюдать конституционные принципы налогообложения страны. В США не существует налога с добавленной стоимости, но зато корпорации уплачивают налог с продаж. В Германии был осуществлен переход с налога с продаж, но налог с добавленной стоимости. Налог на прибыль с корпораций имеет прогрессивную шкалу в США, т.е. чем больше прибыли получает корпорация, тем выше ставка применяется для данной компании. Но здесь также нужно учесть, что хотя и существует прогрессивная шкала, существует достаточно большое количество льгот для корпораций. В Германии присутствует плоская шкала, которая не предусматривает увеличение ставки при увеличении дохода, но при этом если прибыль корпорации не распределяется, то вместо ставки 15% применяется повышенная ставка (от 29%-31%) Также налоговая система США и Германии больше ориентированы на прямые налоги, причем в Германии очень разветвленная система налогов с имущества.
2 Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Наличие статуса федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. [23]
Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг.
В миллиардах рублей
Показатели |
2014 год (исполн.) |
2015 год (исполн.) |
Отклонение 2015 года от 2014 г. |
2016 год (закон) |
Отклонение 2016 года от 2015 г. |
|||
+;- |
% |
+;- |
% |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Налоговые доходы |
7 921, 2 |
8 467,9 |
546 ,7 |
6,9 |
9 202,2 |
734,7 |
8,7 |
|
из них: |
||||||||
Налог на прибыль организаций |
411,3 |
482,8 |
71,5 |
17,4 |
426,3 |
-56,4 |
-11,7 |
|
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
2 181,4 |
2 352,5 |
171,1 |
7,8 |
2 592,7 |
240,3 |
10,2 |
|
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 750,2 |
1 719.1 |
-31,1 |
-1,8 |
1 817,1 |
98,0 |
5,7 |
|
Акцизы |
520,8 |
491,2 |
-29,5 |
-5,7 |
523,9 |
32,6 |
6,6 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 884,6 |
3 270,8 |
386,2 |
13,4 |
3 683,5 |
412,7 |
12,6 |
|
налог на добычу полезных ископаемых |
2 857,9 |
3 246,2 |
388,3 |
13,6 |
3 661,4 |
415,2 |
12,8 |
|
Государственная пошлина |
90,5 |
101,9 |
10,3 |
11,3 |
228,6 |
-891,3 |
-0,9 |
В ходе проведённого анализа данных таблицы 1, можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составили 9 202,6 млрд. рублей, или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы. [4]
На основе данных таблицы 2 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., представленной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в процентах
По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога составили порядка 6,8млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имелся риски не допоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в миллиардах рублей
Налог на прибыль организаций по данным оценки Счётной палаты РФ поступило в объеме 426,3млрд. рублей в 2016 г., что на 56,4млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше отчётных данных поступления налога в 2015 году. Имелся резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей). [4]
Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «остаток не перенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом составил в 2016 г. в сумме 45,3 млн. рублей.
Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета
за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.*
Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, поступило в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС был осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год – оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.
При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составила 48 %, а доля налоговых вычетов – 44,53 %. [4]
При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов – сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %).
Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности ФНС России № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге – 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.
Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %.Расчетный уровень собираемости НДС был принят на 2016 год в размере 96 %,рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).
Объём по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составил по данным оценки на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год.
Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год составил в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %,меньше оценки поступления в 2015 году. [4]
Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.
При формировании оценки поступлений государственной пошлины были учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.
Итак, бюджетообразующими налогами федерального бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Также значительны по объёму поступлений акцизы и налог на прибыль. Все остальные налоги менее значительны. [12]
Кроме того, проведённый анализ современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации выявил нестабильную ситуацию, как в теории, так и в практике их применения.
Так в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности так же наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.
2.2 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Одной из главных особенностей налоговой политики современной России является совершенствование налогообложения имущества и прибыли физических и юридических лиц. Несовершенство налоговой системы России приводит: к утечке капитала за рубеж, развитию теневой экономики, массовым уклонениям предприятий от уплаты налогов.
К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения. [21]
Еще одной из актуальных особенностей является чрезмерно высокая доля косвенных налогов. По потребительским товарам физические лица являются основными носителями косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции российских налогов.