Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Принципы налогообложения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2 Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
В налоговой политике России фискальная функция является главной, это еще одна из особенностей, которая пагубно влияет на развитие народного хозяйства страны. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны.
Также нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России это одна из важнейших проблем налогообложения.
Более подробно остановимся на рассмотрении проблем налоговой политики России на разных экономических уровнях.
Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:
- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками;
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
- высокая нагрузка на фонд оплаты труда;
- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферую.
Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:
- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.
- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.
- множественность налогов.
Проблема поступления федеральных налогов в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - одна наиболее из важных в сложных условиях осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. К ним можно отнести:
- Для поступлений нефтегазовых доходов основные бюджетные риски заключаются не столько в изменении стоимости нефти, нефтепродуктов и газа в долларах, сколько в падении цены нефти или газа именно в рублевом исчислении, что может произойти при снижении курса рубля, не перекрывающем падение цен на нефть.
- В 2016 году, на наш взгляд, происходит сохранение низких мировых цен на нефть, сложившихся в результате значительного превышения мирового предложения нефти над спросом. В декабре 2015 года цена на российскую нефть сорта Urals на мировом рынке составила в среднем 54,3 долл./барр., при этом в III квартале 2016 года – 49,1 долл./барр. Последние прогнозы ведущих зарубежных организаций по мировым ценам на нефть на 2016 год находился в диапазоне 50–59 долл./барр.
- Так, по прогнозу Администрации энергетической информации США, цена на нефть в 2016 году составил в среднем 58,6 долл./барр., по прогнозу Всемирного банка – 56,9 долл./барр., по прогнозу Международного валютного фонда – 50,4 долл./барр.
- Динамика поступлений «внутреннего» НДС зависит от изменений объема и цен конечного потребления в экономике. Таким образом, факторы риска при оценке объема поступлений НДС по товарам внутреннего происхождения связаны с динамикой реальных доходов населения и реального товарооборота, а также с уровнем индекса - дефлятора внутреннего потребления. Последний в наибольшей степени из всех показателей инфляции близок к индексу потребительских цен. По нашим оценкам, уровень инфляции в 2016 году оказался несколько выше, чем в базовом варианте официального прогноза МЭР, в то же время вполне вероятны дальнейшее падение оборота розничной торговли и более масштабное сокращение реальных располагаемых доходов населения. Это говорит о том, что хотя в номинальном выражении план по «внутреннему» НДС вполне может быть выполнен, в реальном выражении (с учетом ИПЦ) его динамика может оказаться несколько хуже официального прогноза. Если же говорить об НДС на импортные товары, то здесь есть определенные риски снижения поступлений.
- Мы считаем необходимым рассмотреть сценарий дальнейшего падения объемов импорта в долларовом выражении, в первую очередь импорта товаров (прогноз МЭР предусматривает небольшой рост – на 1,6% в 2016 году к уровню 2015 года), которое не будет компенсировано соответствующим снижением курса рубля к доллару, что может привести к снижению импорта в рублевом выражении и к сокращению по сравнению с планом соответствующих налоговых поступлений.
- Как было отмечено выше, произошло снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7% ВВП в 2015 году до 0,5% ВВП в 2016 году. В условиях прогнозируемого спада в российской экономике в 2016 году, а также снижения поступлений по налогу на прибыль от нефтяной отрасли (в результате повышения налоговой нагрузки по НДПИ и экспортной пошлине) подобная динамика представляется достаточно реалистичной.
- Риски снижения объема поступлений по таможенным пошлинам и акцизам на импорт совпадают с рисками относительно НДС, уплачиваемого с ввозимых товаров. Риск связан, прежде всего, со сценарием некоторого падения объемов импорта в долларовом выражении, в первую очередь импорта товаров (прогноз МЭР предусматривает небольшой рост – на 1,6%), которое не будет компенсировано соответствующим снижением курса рубля к доллару. В условиях прогнозируемого падения оборотов розничной торговли (в прогнозе МЭР рост на 0,4%) и более сильного снижения реальных располагаемых доходов (в прогнозе МЭР снижение лишь на 0,5%) объемы импорта товаров в категории конечного потребления могут оказаться ниже официального прогноза.
- Основным риском для всех видов подакцизных товаров, производимых в России, является сокращение потребления данных товаров в условиях падения реальных доходов населения. Таким образом, сокращение легального оборота алкогольной и табачной продукции является фактором риска, реализация которого может привести к меньшим объемам поступлений акцизов в федеральный бюджет. Налоговое законодательство предусматривает традиционное повышение ставок акцизов в 2016 году по ряду подакцизных товаров: по табачной продукции (что, как обычно, составляет основную долю роста поступлений акцизов), по легковым автомобилям и мотоциклам, спирту, бензолу, параксилолу, ортоксилолу и авиационному керосину. В результате в целом сумма поступления акцизов выросла на 84,6 млрд. рублей. Однако, как уже было отмечено, сокращение легального оборота в условиях роста цен сократило фискальный эффект от повышения ставок акцизов. [13]
Таким образом, налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики. И в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства.
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
К основным направлениям налоговой политики на 2017-2019 годы можно отнести следующие направления:
1) Стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса.
В целях снижения неформальной занятости экономически активного населения предполагается введение для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, а также освобождением указанных граждан от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31 декабря 2018 года. При этом предполагается определение в гражданском законодательстве правового статуса категории самозанятых граждан. [27]
В качестве меры, исключающей риск перехода действующих индивидуальных предпринимателей на предлагаемый режим в целях неуплаты налогов и страховых взносов, такими преференциями смогут воспользоваться только те физические лица, которые ранее не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
В связи с тем, что с 1 июля 2018 года на индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно- кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, в размере не более 18 000 рублей за один аппарат. Кроме того, прорабатывается вопрос о создании механизма снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками контрольно-кассовой техники путем предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий изготовителям данной техники. [27]
Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу. В частности, будет предложено при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать на трёхлетний период значения указанного коэффициента на каждый год исходя из уровня прогнозируемой инфляции.
В качестве дополнительных мер по развитию малого предпринимательства предлагается предоставить налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, по аналогии с плательщиками, применяющими ЕНВД и упрощенную систему налогообложения, а также исключить несвоевременную оплату патента из числа оснований для прекращения применения патентной системы налогообложения, одновременно установив применение штрафа в размере 20 процентов за несвоевременную уплату стоимости патента.
2) Совершенствование системы налогообложения добычи нефти.
В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (далее НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.
Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций. С целью ограничения стимулов к завышению затрат и минимизации выпадающих доходов бюджета вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9 520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения. [27]
3) Налог на прибыль организаций.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается:
- ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить;
- изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, установив для налога, зачисляемого в федеральный бюджет, ставку налога на прибыль в размере 3 процентов, для бюджетов субъектов Российской Федерации - 17 процентов. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.
4) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование.
Предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии. В 2019 – 2020 гг. также предлагается снизить совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30%, сохранив его на текущем уровне.
5) Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС).
В целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации, путем установления ставки НДС в размере 0 процентов по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
В связи с подготовкой Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом, путем присвоения ему уникальных классификационных признаков (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.), предполагается дополнить состав показателей счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, соответствующими показателями.
С учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018 – 2019 годов, в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет- площадок.
Предполагается проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа.
6) Акцизное налогообложение.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается: увеличение в 2 раза ставок акциза с 9 до 18 рублей в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и с 5 до 10 рублей в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских)); ставки акциза на сидр, пуаре, медовуху установить в таком же размере, как на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно – 21 рубль за 1 литр.
В целях выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразового использования (со ставкой акциза 40 рублей за 1 штуку) и никотинсодержащую жидкость, используемую в многоразовых электронных системах доставки никотина (со ставкой акциза 10 рублей за 1 мл). Также предлагается признать подакцизным товаром табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, установив ставку акциза 4 800 рублей за 1 кг. Аналогичную ставку акциза предполагается установить на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный. [27]
В целях сокращения дефицита федерального бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.