Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Принципы налогообложения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2 Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
7) Имущественные налоги.
В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.
8) Государственная пошлина.
В качестве меры усиления социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны предлагается полное их освобождение от уплаты всех видов государственной пошлины, а также распространение указанной льготы на бывших узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывших военнопленных во время Великой Отечественной войны. [27]
Предлагается освободить граждан от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, находящееся в аварийном, подлежащем сносу доме, а также с отчуждением недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам и гражданам, признанным ограниченно дееспособными, и расположенного в аварийном, подлежащем сносу доме.
В целях увеличения доходов субнациональных уровней бюджетной системы Российской Федерации планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
При этом предполагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами Российской Федерации на своей территории: льготы, обязательные к предоставлению на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет, трех лет и одного года. По истечении периода действия обязательного применения льготы субъект Российской Федерации получает право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или отказа от нее. Например, в отношении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предлагается установить срок ее применения 1 год (2017) с последующей передачей полномочий по ее установлению на региональный уровень. [27]
Также с 2018 года предлагается отказаться от льготы по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, установленной на федеральном уровне. Также предполагается ввести правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Для этого предполагается применять эти льготы (по аналогии с пониженными ставками налога на прибыль организаций в связи с осуществлением инвестиционных проектов) только в случае принятия соответствующего решения законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, основным направлением налоговой политики является создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика государства должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого потенциала и эффективности его использования, а также интенсивного развития таких отраслей, как образование и здравоохранение.
Заключение
Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике России, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физических и юридических лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства. Федеральные налоги являются обязательными к уплате платежам устанавливающимися высшим органом законодательной власти Российской Федерации. Налоговые доходы поступают в федеральный бюджет или распределяются между ним и бюджетами субъектом Российской Федерации.
В ходе проведённого анализа в курсовой работе было выявлено, что налоговые доходы в 2016 году составили 9 202,6 млрд. рублей, или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов федерального бюджета составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы.
Основными налогами федерального бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Также значительны по объёму поступлений акцизы и налог на прибыль. Все остальные налоги менее значительны. В ходе анализа современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации было выявлена нестабильная ситуация, как в теории, так и в практике их применения.
Так в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности так же наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.
По итогам проведённого исследования следует отметить, что при формировании доходов федерального бюджета на 2016 год были учтены изменения в налогообложении и применении ставок пошлин, сборов, в отношении установления которых не приняты нормативные правовые акты. При этом при изменении ставок пошлин, сборов произошло отклонение от Основных направлений налоговой политики на 2016 – 2018 годы, предусматривающих, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Также были изменены параметры налогового маневра в нефтяном секторе.
Таким образом, неустойчивое поступление отдельных федеральных налогов и сборов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, государственная пошлина, водный налог, - обусловлено колебаниями в экономике, например спад в производстве, низкая инвестиционная активность в отдельных субъектах Федерации.
На показатели формирования федеральных налогов и сборов, оказывает влияние развитие малого и среднего бизнеса, поскольку данная категория плательщиков переходит на специальные налоговые режимы, что не предполагает уплату таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Отметим, что уровень безработице в стране оказывает прямое влияние на показатель собираемости налога на доходы физических лиц, потому что этот налог платит вся трудоспособная часть населения.
В 2017 году для решения обозначенных проблем ставятся следующие направления налоговой политики:
- создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика государства должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого потенциала и эффективности его использования, а также интенсивного развития таких отраслей, как образование и здравоохранение;
- повышение стабильности системы налогообложения. Речь идет не о «консервации» существующих проблем налогового законодательства, а о повышении предсказуемости налогообложения бизнеса. Из налоговой системы надо исключить факторы, снижающие эффективность планирования налоговой нагрузки. Предсказуемость объема фискальных сборов, включая так называемые неналоговые платежи, во многом предопределяет и доходность бизнеса, и возможность планомерного расширения предпринимательской активности;
- перераспределение налоговой нагрузки между отдельными отраслями экономики и разными видами хозяйственной деятельности, имея в виду налоговое стимулирование несырьевых отраслей, прежде всего связанных с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий.
Таким образом, основным направлением налоговой политики является создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика государства должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого потенциала и эффективности его использования, а также интенсивного развития таких отраслей, как образование и здравоохранение.
Список использованных источников
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. – Маркетинг, 2014. – 39 с - ISBN 5-94462-025-0.
2 Налоговый кодекс РФ (часть 1): офиц. Текст: от 31.07.1998 г. № 146 ФЗ (ред. на 30.11.2016 г.). - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
3 О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Федеральный закон от 01.12.2014 года № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года). - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
4 О федеральном бюджете на 2016 год // Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ). - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
5 Бюджетное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13.06.2015 года «О бюджетной политике в 2016-2018 годах». - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряж. Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р. - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
7 Аналитический доклад Я.М. Миркина, зав. отделом международных рынков каптала ИМЭМО РАН «Главные риски 2016 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :www.mirkin.ru.
8 Акинин, П.В. Государственно-частное партнерство как ресурс модернизации российского общества \ Материалы научно-практической конференции: Институт Дружбы народов Кавказа. – Ставрополь: РИО ИДНК, 2010, - с. 5-14 2 Составлена автором по материалам сайта www.worldbank.org
9 Васюнина, М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации //Финансы и кредит.2015. - №9. - С. 37-45.
10 Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В.Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с. - ISBN: 5-279-02999-8.
11 Дьяченко, М.В. Бюджетные механизмы стабилизационной финансовой политики России / М.В. Дьяченко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 9 (99)
12 Измайлов А.Т.Налоговый потенциал региона, налоговая система и налоговое администрирование как кинематическая группа в системе глобализации // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: Сборник материалов научно-практических семинаров кафедры «Финансы и кредит», март 2015 г. / Под общ. ред. С.В. Климчук. – Симферополь, 2015. – 288 с. С. 19-24. - ISBN 978-5-9906179-1-9.
13 Измайлов А.Т.Налоговое администрирование, банковская система Российская Федерации и семья как элементы системы глобализации / Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2015 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015» / Под ред. М.Э. Соколова, В.А. Иванова, Н.Н. Миленко, В.В. Хапаева, Н.В. Величко - Севастополь: ООО "Экспресс печать", 2015 – 511с. – С. 155-156. - ISBN 978-9667277-07-9.
14 Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова. // Налоги. – 2016. - № 2. – С. 18-20.
15 Курочкин, В. В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления. / В. В. Курочкин, М. К. Басиев. // Финансы, 2016. - № 1. – С. 28-32.
16 Кулаченко, Г.М. О внедрении программного бюджета / Г.М. Кулаченко // Финансы. – 2015. – № 2. – С. 16–20.
17 Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование. ISBN 978-5-9916-7900-8
18 Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. - ISBN 978-5-9916-6221-5.
19 Налоги и налогообложение: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлення «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 375 с. - ISBN 978-5-238-02573-5.
20 Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики / Л. П. Павлова, В. В. Панкратов. // Финансы. – 2015. - № 4. – С. 31-35.
21 Пансков, В. Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков / В. Г. Пансков. // Финансы. – 2014. - № 12. – С. 31-35.
22 Пансков, В. Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС / В. Г. Пансков. // Финансы, 2015. - № 8. – С. 37-42.
23 Пономарева, Н.В. О некоторых подходах к управлению системой налогообложения / Н.В. Пономарева // Финансы. – 2015. - №10. – С. 27-30.
24 Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 474 с. - ISBN 978-5-9916-4991-9.
25 Рейтинг регионов по открытости бюджетных данных: I и II этапы. [Электронный ресурс]. – URL: http://budget.open.gov.ru/news/2279/ (Дата обращения: 17.12.2015).
26 Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с.- ISBN 978-5-9916-4221-7.