Файл: Основные функции в системе менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.6 Контроль как функция менеджмента

Одна из основных функций управления – управленческий контроль, без которого не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления [5].

Контроль как функция управления представляет собой вид управленче-

ской деятельности, задачами которой служат количественная и качественная

оценки результатов работы организации.

В самом общем виде контроль представляет собой процесс сопоставле-

ния фактически достигнутых результатов с запланированными целями хозяй-

ственной деятельности организации действиями персонала по осуществлению этих целей.

Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации

и тем самым создавать предпосылки для внесения коррективов в запланиро-

ванные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики фирмы и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функции контроля входят: сбор, обработка и анализ информации офактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделенийфирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и

анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для

достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не

только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и

способ выявления возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся деятельности конкретного подразделения.

Важная функция управленческого контроля – разработка стандартной

системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому функция контроля основана в первую очередь на организации системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основу общего управленческого контроля) и административный.

Финансовый контроль осуществляется путем регулярного получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны.


Значение контроля для организации состоит в том, что с его помощью

руководство фирмы принимает решение о том, правильны ли его управленче-

ские решения и не нуждаются ли они в корректировке. Смысл контроля состоит в том, что на основе его результатов принимаются оперативные и стратегические управленческие решения [16].

В системе управления контроль решает следующие задачи:

1. контроль позволяет заблаговременно обнаружить во внутренней или

внешней среде факторы, которые могут оказать влияние на деятельность организации, а также подготовиться и своевременно на них отреагировать.

2. контроль способствует разработке более обоснованных планов;

3. контроль позволяет своевременно выявить ошибки, нарушения, недочеты, промахи, оперативно их устранить или по возможности предотвратить;

4. контроль способствует выявлению резервов;

5. контроль обеспечивает установление и поддержание в системе управления обратной связи;

6. контроль позволяет оценить работу персонала за определенный период;

7. контроль предоставляет информацию для оценки надежности и эффективности системы управления.

Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами, к которым можно отнести:

1. Охват всех основных сфер деятельности организации и процессов,

протекающих в ней;

2. Четкая стратегическая направленность, задаваемая основными при-

оритетами развития организации;

3. Направленность, в первую очередь, на предотвращение ошибок, что

значительно дешевле, чем их исправление;

4. Гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям;

5. Экономичность;

6. Увязка с процессом планирования и преобразований в организации, ее структуре, системе управления;

7. Своевременность;

8. Ориентированность на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы фирмы, поддержку нового

8. Максимальная прозрачность, создание благоприятного морально-

психологического климата;

9. Регулярность подведения итогов контроля [25]

На практике существует три основных вида управленческого контроля:

предварительный, текущий и итоговый (заключительный).

Предварительный контроль своей задачей проверку готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Такой контроль осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления с предстоящими затратами.

Текущий контроль оценивает степень реализации внутренних и внешнихвозможностей организации. Принято различать две разновидности текущего контроля: стратегический и оперативный контроль.


Основным объектом стратегического контроля является эффективность использования ресурсов организации в процессе достижения конечных целей.

Контролируются как количественные (производительность труда), так и качественные (внедрение и использование достижений научно-технического прогресса, новых методов работы, применение новых технологий) показатели. Такой контроль направлен в первую очередь на предотвращение ошибок.

Оперативный контроль проводится одновременно с выполнением основной работы и ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность.

Итоговый контроль обычно связан с оценкой выполнения организацией (сотрудниками) планов (заданий). Он предполагает всесторонний анализ конкретных результатов деятельности организации не только

Данные итогового контроля используются для составления очередных

планов и вознаграждения исполнителей за истекший период, для выявления

сильных и слабых сторон организации, выявления проблем.

Процесс контроля включает в себя следующие этапы:

1. определение параметров функционирования и развития системы, подлежащих контролю и источников информации о них;

2. определение «точек контроля», т.е. наиболее подходящие объекты для наблюдения;

3. получение информации о состоянии и результатах функционирования объекта;

4. анализ и оценка информации на предмет наличия и отклонений от за-

данных параметров, степени обнаруженных отклонений и необходимости

осуществления корректирующих действий;

5. корректировка деятельности организации.

Контроль организации может быть также внешним и внутренним.

Внешний контроль организации осуществляется руководством организации или специальными сотрудниками – контролерами.

В рамках внутреннего контроля исполнители сами отслеживают свою

работу и ее результаты и по мере необходимости вносят корректировки в собственную деятельность.

При постоянно усложняющейся деятельности организаций традиционная система внешнего контроля становится невыгодной экономически непо-

сильной технически даже для достаточно крупных фирм. Выход из сложив-

шейся ситуации лежит во внедрении, где это возможно, практики внутреннго

контроля, или самоконтроля.

В конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль является важнейшим условием успешной деятельности организации. Данные причины объясняют необходимость появления на современных предприятиях такого явления как контроллинг.


Контроллинг рассматривается как целостная концепция экономического управления предприятием, направленного на выявление всех возможностей и опасностей, связанных с получением предприятием прибыли в условиях рынка.

Контроллинг возник на стыке экономического анализа, планирования,

управленческого учета и менеджмента.

Контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он

связывает функции учета, контроля, информационного обеспечения и координации. Однако контроллинг не подменяет собой управление предприятием, алишь переводит его на качественно новый уровень, поддерживает процессуправления, в связи с чем контроллинг называют также «управление управле-нием». Контроллер часто является советчиком как руководителя, так и всегоменеджмента компании. Он помогает диагностировать ситуацию и найти пра-вильное решение, но не отвечает за реализацию решений. Таким образом, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием [18].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Краткая характеристика организации

ПАО «Вымпел-Коммуникации» (сокращенно «ВымпелКом») - российская телекоммуникационная компания, основанная в 1992 году, с 2009 года входящая в международную группу «VimpelComLtd.», обслуживающую 223 миллиона абонентов в 18-ти странах мира. Предоставляет услуги сотовой (GSM, UMTS и LTE) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi) высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения физическим и юридическим лицам под торговой маркой «Билайн».

В декабре 2012 года ПАО «Вымпел-Коммуникации» приобрел 0,1 % к уже имеющимся 49,9 % акций торговой компании «Евросеть», став, таким образом, владельцем 50 % предприятия. Вторую половину активов «Евросети» получила компания «МегаФон».

Юридический и фактический адрес Красноярский филиал «ВымпелКом» в г. Красноярске: ул. Взлетная, 3.

Организационная структура компании ПАО «ВымпелКом» в
г. Красноярскепредставлена на рисунке 4.

В условиях ограниченных возможностей для роста компаний за счет привлечения новых абонентов перспективными направлениями деятельности операторов сотовой связи можно назвать:


  • развитие дополнительных и сопутствующих сервисов (мобильный банкинг, мобильное тв);
  • создание и поддержание уникального имиджа;
  • развитие программ лояльности;
  • диверсификация деятельности, в том числе неродственная.

Рисунок 4 - Организационная структура компанииПАО«ВымпелКом»

Ситуация на рынке сотовой связи диктует условия, при которых оператор вынужден постоянно инвестировать в развитие новых услуг, перспективные решения и новое оборудование. Введение новых технологий становится способом выживания в жесткой конкурентной борьбе. Борьба за клиентов между операторами будет продолжаться. И одним из ключевых направлений является постепенный уклон сотовых операторов в сторону безлимитных внутрисетевых тарифов. Также еще больше обострит конкуренцию между операторами мобильный интернет, который предоставит возможность и здесь получить безлимитные тарифы с большим объемом неограниченного по скорости трафика (по прогнозам 20 - 50 Гбайт). Но при этом снижение уровня цен маловероятно.

ПАО «ВымпелКом» была первой коммерческой структурой в
г. Красноярске, ориентированной сразу на четыре направления телекоммуникационных услуг - местную телефонную связь, сотовую радиотелефонную связь стандарта GSM, доступ в Интернет и IP–телефонию. На рынке сотовой связи Красноярского края занимает позицию лидера, так как компания осуществляла телекоммуникационные услуги до прихода федеральных компаний, поэтому имеет самую большую абонентскую базу.  Основные показатели абонентской базы представлены в таблице 2.

Таблица 2–Характеристика абонентской базы ПАО«ВымпелКом» на примере Салона связи «Билайн»

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1 квартал 2019 г.

Абоненты,. чел.

762,8

1099,9

1231,3

1258

Абоненты активные, чел.

512,6

726

794,8

836,4

Доля рынка (3М Абоненты), %

-

0,4

1,1

0,6

Активации, чел.

452,8

477,6

353,5

67

Отток, чел.

202,4

140,5

222

40,3

Основными целевыми сигментами являются: массовый, высокодоходный (HVPC) и корпоративный сегменты.

Продуктовая политика. Оператор предоставляет услуги четырех направлений - IP телефония, фиксированная и мобильная связь, проводной интернет. Первым развил новое для региона направление Wi–Fi, под названием WiMAX, которое позволяет осуществлять высокоскоростную передачу данных.  НТК является лидером рынка по покрытию, значительно обходя ближайших конкурентов. Несмотря на большой «запас», ведет активное строительство сети GSM в удаленных районах. Оператор отказался от инвестиций в сеть 3G, так как делает ставку на альтернативные технологии. На данный момент в предложениях оператора преобладает NET и STEP структура тарифов. Широкий ассортимент пакетированных VAS услуг (пакеты SMS, GPRS, MMS) позволяют снизить price–point в продвижении до цен недоступных конкурентам.