Файл: Оценка стоимости бизнеса (Анализ теоретических подходов к оценке стоимости бизнеса).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ теоретических подходов к оценке стоимости бизнеса
1.1 Доходный подход к оценке стоимости бизнеса
1.2 Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса
1.3 Затратный подход к оценке стоимости бизнеса
Глава 2. Оценка стоимости бизнеса на примере ООО «Стройсервис»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Стройсервис»
2.2 Оценка стоимости бизнеса ООО «Стройсервис» на основе затратного подхода
2.3 Оценка стоимости бизнеса ООО «Стройсервис» на основе сравнительного подхода
2.4 Оценка стоимости бизнеса ООО «Стройсервис» на основе доходного подхода
Таблица 13
Прогноз денежного потока
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Выручка |
40550 |
43591,25 |
43834,55 |
43794,00 |
Себестоимость |
24890,6 |
25029,53 |
25006,37 |
|
Валовая прибыль |
18700,65 |
18805,02 |
18787,63 |
|
Коммерческие расходы |
17828,82 |
17928,33 |
17911,75 |
|
Прибыль от продаж |
871,83 |
876,69 |
875,88 |
|
Налог на прибыль, % |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Величина налога на прибыль |
174,365 |
175,3382 |
175,176 |
|
Чистая прибыль |
697,46 |
701,35 |
700,70 |
|
Капитальные вложения |
22 |
128,9 |
147,13 |
155,4 |
Изменение КВ |
106,9 |
18,23 |
8,27 |
|
Амортизация |
152,57 |
153,42 |
153,28 |
|
Чистый оборотный капитал |
681 |
174,37 |
175,34 |
175,18 |
Изменение ЧОК |
-506,64 |
0,97 |
-0,16 |
|
Денежный поток |
1249,76 |
835,57 |
845,88 |
Определение ставки дисконтирования для прогнозного периода
Расчет ставки дисконтирования проведем методом кумулятивного построения. При построении ставки дисконта по данному методу за основу берется безрисковая норма доходности, а затем к ней добавляется норма доходности за риск инвестирования в данную компанию.
В качестве безрисковой ставки принимаем ставку доходность к погашению по государственным облигациям сроком обращения равным длительности прогнозного периода (ОФЗ-25069-ПД со сроком обращения 3 года). Безрисковая ставка равна 6,18%
Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в определенную компанию учитываются следующие наиболее важные факторы:
- размер компании;
- финансовая структура;
- диверсификация клиентуры;
- товарная и территориальная диверсификация;
- ключевая фигура в руководстве, качество руководства;
- доходы: рентабельность и предсказуемость;
- прочие особые риски.
Премия за каждый вид риска принимает значение в диапазоне от 0 до 5/6 безрисковой ставки. В нашем случае надбавка по каждому из видов дополнительных рисков может составлять от 0 до 5,15%.
1) Премия за размер компании
,
Где ЧАо – чистые активы по балансу оцениваемого предприятия, руб.;
ЧАmax – чистые активы по балансу наибольшего предприятия в отрасли, руб.
Крупнейшим предприятием в отрасли в является ООО «Стройсервис», размер чистых активов по балансу которой на дату оценки составляет 1621 тысяч рублей.
Рассчитаем премию за размер компании:
2) Премия за финансовую структуру
,
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) составляет 0,977<2.
Рассчитаем премия за риск финансовой структуры:
r2 = 5,15 – 2,5750,977 = 2,63 %,
3) Премия за диверсификацию клиентуры
Для анализа степени диверсификации клиентуры используем метод концентрации, показывающий какая доля дебиторской задолженности приходится на определенное число крупнейших потребителей (дебиторов). При анализе степени диверсификации рассматриваем уровень концентрации 1 (CR-1) 3 (CR-3), 8 (CR-8) и 24 (CR-24) крупнейших потребителей услуг оцениваемой компании.
Таблица 14
Расчет величины риска по фактору диверсификация клиентуры, %
Наименование показателя |
доля дебиторов |
риск, % |
вес |
Взвешенная величина риска, % |
Зависимость от 1 клиента |
0,4 |
2,06% |
24 |
49,44% |
Зависимость от 3 клиентов |
0,7 |
3,61% |
8 |
28,88% |
Зависимость от 8 клиентов |
0,95 |
4,89% |
3 |
14,67% |
Зависимость от 24 клиентов |
1 |
5,15% |
1 |
5,15% |
Общее количество рассматриваемых крупнейших дебиторов |
36 |
|||
Итого, риск по фактору диверсификация клиентуры |
r3 = 2,73% |
4) Премия за производственную и территориальную диверсификацию.
Риски товарной и территориальной диверсификации определяются тем, насколько широка у предприятия номенклатура товаров и услуг и насколько обширны рынка сбыта с географической точки зрения. области.
,
N – произведение количества видов продукции и количества территорий.
Предприятие выпускает более 13 видов продукции и реализует их на всей территории Челябинской области. Следовательно, премию за риск, связанную с производственной и территориальной диверсификацией принимаем равной 0%.
5) Премия за доходы компании
Риск рентабельности и прогнозируемости дохода связан с тем, насколько прогнозируема выручка предприятия и стабильна рентабельность продукции.
- уровень рентабельности
Где Rоц – рентабельность оцениваемой компании;
Rотр – рентабельность отраслевая.
Рентабельность продаж оцениваемой компании составляет 2,61 %
Из-за отсутствия информации примем за отраслевую рентабельность среднее значение по компаниям аналогам 3%.
- риск, связанный со стабильностью рентабельности
,
Где kвар0 – коэффициент вариации оцениваемой компании;
kваркр– коэффициент вариации крупнейшего в отрасли.
,
Где – средняя рентабельность за период (3 года);
Rt – рентабельность на конкретный период;
n – число периодов.
Средняя рентабельность за период крупнейшей компании в отрасли составляет 3,13%.
Рассчитаем коэффициент вариации оцениваемой компании и крупнейшей компании в отрасли:
Так как , =0
- надбавка за прогнозируемость деятельности
Поскольку оценщик не располагает сведениями о плановых значениях показателях деятельности оцениваемого предприятия, поэтому данную надбавку учитывать не будем.
Таким образом, рассчитаем общую премию за доходы компании:
,
6) Премия за качество управления
Таблица 15
Расчет надбавки за фактор ключевой фигуры в руководстве
Факторы риса |
Ответы |
Значение, % |
Ключевая фигура в руководстве, качество руководства |
||
Профильное образование топ-менеджеров |
Нет |
5,15 |
Опыт работы топ-менеджеров в данной области более 3 лет |
Да |
0 |
Профильное образование руководителя (генерального директора) |
Нет |
5,15 |
Опыт работы руководителя в данной области более 5 лет |
Да |
0 |
Время работы руководителя на должности более 2-х лет |
Да |
0 |
Имеется достаточный внутренний резерв кадров |
Нет данных |
2,575 |
Сумма значений |
12,875 |
|
Количество составляющих факторов |
6 |
|
Итоговое значение надбавки за риск, 6 |
2,15 |
Таким образом, надбавка за риск, связанный с ключевой фигурой в руководстве назначается в размере 2,15%.
Премия за дополнительные риски составит:
,
Итоговый расчет ставки дисконтирования для прогнозного периода:
d = 6,18 + 10,47 = 16,65 %,
Таким образом для прогнозного периода ставка дисконтирования составит 16,65%.
Продисконтируем полученные значения денежных потоков по годам.
Таблица 16
Суммарный поток
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Денежный поток |
1249,76 |
835,57 |
845,88 |
Коэффициент дисконтирования |
0,86 |
0,73 |
0,63 |
Дисконтированный денежный поток |
1071,38 |
614,06 |
532,91 |
Суммарный поток |
2218,35 |
Определение ставки дисконтирования для постпрогнозного периода
Для расчета ставки дисконтирования в постпрогнозный период воспользуемся моделью кумулятивного построения. Принимаем, что для постпрогнозного периода будут иметь место те же риски, что и в прогнозном периоде.
В качестве безрисковой ставки принимаем ставку доходность к погашению по государственным облигациям с более длительным сроком обращения (ОФЗ-26198-ПД со сроком обращения 10 лет). Безрисковая ставка равна 6,16%.
Предполагаем, что в прогнозный период, когда произойдет стабилизация экономики, помимо уменьшения безрисковой ставки, произойдет и снижение дополнительных рисков. Примем снижение дополнительных рисков пропорционально снижению безрисковой ставки. Следовательно, премия за дополнительные риски составит – 10,44 %.
Таким образом, ставка дисконтирования для постпрогнозного периода составит:
d = 6,16 + 10,44 = 16,60 %,
Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период
Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.
Как правило, для определения стоимости предприятия за пределами прогнозного периода применяется модель Гордона. Она капитализирует годовой доход послепрогнозного периода в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста денежного потока. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в постпрогнозный период и предполагает, что величины износа основных средств и капиталовложений равны.
Рассчитаем стоимость в постпрогнозный период:
Полученную таким образом стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводим к текущим стоимостным показателям и складываем с суммарным прогнозным дисконтированным денежным потоком:
Таким образом, стоимость ООО «Стройсервис», рассчитанная доходным подходом, с учетом округления составляет 8 522 000 (восемь миллионов пятьсот двадцать две тысячи) рублей.
2.5 Итоговая оценка стоимости бизнеса ООО «Стройсервис»
Для того чтобы определить итоговую величину рыночной стоимости оцениваемого объекта, необходимо произвести согласование результатов, полученных при затратном, сравнительном и доходном подходах.
Выпишем полученные с помощью трех подходов стоимости объекта оценки:
Стоимость определенная затратным подходом =1 948 000 руб.
Стоимость определенная сравнительным подходом = 3 925 000 руб.
Стоимость определенная доходным подходом = 8 522 000 руб.
Для согласования результатов оценки и установления окончательного заключения о рыночной стоимости необходимо придать весовые коэффициенты результатам, полученным при оценке каждым из подходов. Весовые коэффициенты показывают, какая доля стоимости, полученной в результате использования каждого из применяемых подходов к оценке, присутствует в итоговой величине стоимости оцениваемого объекта.
Для определения весовых коэффициентов будет использован метод анализа иерархий. Метод анализа иерархий (МАИ) – был разработан американским математиком Т.Л. Саати. Сущность данного метода заключается в оценке влияния нижних уровней иерархии на вершинный фактор, которым в нашем случае будет являться стоимость бизнеса.
Первым этапом использования МАИ является структура моделей согласованности иерархий, использующая 3 уровня иерархий. Верхний уровень – оценка стоимости бизнеса, промежуточный уровень – это критерии согласования, нижний уровень – результаты, полученные на основе использования затратного, сравнительного и доходного подхода.
К критериям согласования можно отнести следующие:
- критерий А – «Возможность отразить действительные намерения потенциального инвестора или продавца».
- критерий Б – «Тип, качество и обширность данных, на основе которых проводится анализ».
- критерий В – «Способность параметров используемых методов учитывать конъюнктурные колебания».
- критерий Г – «Способность учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его стоимость (размер компании, местонахождение, потенциальный доход, отраслевая принадлежность)».