Файл: Методы оценки эффективности финансово-кредитных институтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Другие методы оценки ставки дисконтирования.

Широко использоваться могут эвристические методы обоснования нормы дисконта, которые в основном базируются на «здравом смысле». В настоящее время специалисты определяют ставку дисконта в размере от 14 до 20% годовых в валюте как адекватную риску вложения в акции крупных российских предприятий, в том числе банков.

Метод капитализации чистого дохода не учитывает стоимость материальных и нематериальных активов. Он измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Оценщик дает заключение о динамике дохода и выбирает норму капитализации. Чем более обоснованны значения для денежного потока и норма капитализации, тем больший вес будет иметь для потенциального покупателя оценка, полученная данным методом.

Метод капитализации чистого дохода используется, если:

- прогнозируемые доходы стабильны во времени и положительны;

- темпы роста доходов предсказуемы.

2.2 Область применения, достоинства и недостатки метода капитализации

Метод капитализации - один из вариантов расчета в доходном подходе, позволяющий с максимальной точностью вычислить цену недвижимости. Как и в ряде других способов, метод капитализации основан на следующем принципе: цена имущества (собственности) эквивалентна текущей стоимости будущих затрат на ее содержание.



Метод капитализации - способ вычисления цены имущества, суть которого в превращении чистого операционного дохода в стоимость. Операции по расчету производятся путем простой формулы - ЧОД делится на коэффициент капитализации.

Метод капитализации: сущность, плюсы и минусы

При оценке бизнеса (имущества) все чаще применяется метод капитализации, как один из способов доходного подхода. Такой вид расчета актуален только при наличии всех необходимых данных, а также при условии, что ожидаемая прибыль будет стабильной или же сохранит незначительные темпы роста. Эти условия напрямую касаются, к примеру, арендного бизнеса, когда основной вид дохода - это плата за аренду помещения.


Текущая цена имущества зависит от изменений коэффициента капитализации, поэтому применение описываемого метода подразумевает четкое обоснование параметра. Сама капитализация - преобразование финансового потока в цену (стоимость) посредством деления расчетного параметра на мультипликатор (коэффициент капитализации). Всю суть метода можно выразить в простой формуле:



Vm = Прибыль/К (или V) = М*Д,


где К - коэффициент капитализации,
Д - прибыль;
М - мультипликатор,

Vm - стоимость оценки объекта.


Сущность метода капитализации - в вычислении объема ежегодной прибыли с учетом ставки капитализации, на базе которой и производится расчет стоимости компании. Применение этой методики позволяет специалисту решить несколько задач:


- вычислить продолжительность периода, в который производится анализ;
- вычислить капитализируемую базу;
- рассчитать коэффициент капитализации;
- произвести расчет рыночной цены.


На сегодня есть несколько методик капитализации компании. Они различаются в зависимости от видов прибыли, а также параметров, которые выступают в качестве делителей (множителей) при выполнении расчетов. Так, можно выделить капитализацию:


- фактических (реальных) дивидендов;
- чистой прибыли до момента выплаты налогов;
- чистой прибыли уже после выплаты налогов;
- потенциальных дивидендов и так далее.


Расчет чистой прибыли должен выполняться в определенный срок. Анализ можно произвести для трех периодов в прошлом или же использоваться три временных промежутка (два периода до момента расчета, один - на текущий момент и два - в будущем). Важный момент - сопоставить полученные параметры.


К преимуществам метода капитализации стоит отнести:


- простоту вычисления;
- возможность оценить реальную рыночную конъюнктуру.


Недостатки метода капитализации заключаются в невозможности его применения в следующих случаях:


- при отсутствии необходимых данных о рыночных операциях;
- когда предприятие находится еще на этапе становления;
- объект оценки нуждается в проведении серьезных работ по реструктуризации.

Глава III. Роль России в функционировании международных финансовых институтов

3. 1. Россия и международные финансовые институты на современном этапе

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее сотрудничество с международными финансовыми и экономическими организациями, международными банками, которые в современных условиях формирования единого экономического пространства призваны:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики и предотвращения системных и мировых кризисов;


- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование, банковское обеспечение делового сотрудничества стран с целью развития мирохозяйственных связей;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К основным сферам взаимодействия Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами относятся:

- предоставление международных кредитов и займов;

- совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;

- сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной и финансовой сферам;

- подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальны экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитными и финансовым.

Вступление России в международные финансовые институты обусловлено постепенной интеграцией страны в глобализирующееся мировое хозяйство и его институциональную структуру, включающую многочисленные международные финансовые организации. Сферы их деятельности различны.

Одни международные финансовые институты предоставляют кредиты, что открывает доступ странам-заемщикам на мировой рынок ссудных капиталов. Другие стали форумом для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор и распространение информации, выпускают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическим, в том числе валютно-кредитным и банковским, проблемам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все перечисленные функции.

Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность заимствовать у них средства на определенных условиях, что повышает ее кредитный рейтинг и открывает доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Такое кредитное сотрудничество может способствовать развитию экономики, если международные кредиты эффективно используются.

Не менее важны рекомендации международных организаций по совершенствованию банковского надзора, техническая помощь по обучению банкиров, разработка международных стандартов учета и отчетности организаций, включая банки, а также унифицированных правил основных форм международных расчетов. Рациональное использование этого мирового опыта, обобщенного международными организациями в виде рекомендаций, важно для модернизации российской банковской системы.


Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей. Признание уставов этих организаций предполагает приведение национального законодательства, в частности, банковского и валютного, в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.

Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечает интересам страны. ВБ, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли.

За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков.

В условиях улучшения макроэкономических показателей России ее сотрудничество с международными финансовыми институтами станет более эффективным.

Международное сотрудничество по линии Банка России осуществляется с международными финансовыми организациями и международными банками, международными экономическими организациями, в т. ч. с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами.

Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными банками иностранных государств.

Результаты взаимодействия России с международными финансовыми институтами неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом, можно выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.


Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т. п. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2009 г. ) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкjм был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО. [5]

В 2010-2012 годах финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.