Файл: Управление кадровой безопасностью (на конкретном примере)..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и стратегии управления кадровой безопасностью предприятия
1.1. Понятие кадровой безопасности и кадровых рисков на предприятии
1.2. Оценка кадровых рисков на предприятии
1.3. Стратегии управления кадровой безопасностью
2. Управление кадровой безопасностью ООО «Иксора Групп»
2.1. Общая характеристика ООО «Иксора Групп»
2.2. Анализ кадровой безопасности ООО «Иксора Групп»
2.3. Разработка рекомендации по совершенствованию кадровой безопасности
Цели предприятия, их временная перспектива также не учитываются при проведении политики кадровой безопасности. ООО «Иксора Групп» реализует стратегию получения прибыли, вся деятельность направлена на долгосрочное стабильное существование. Однако прием на работу осуществляется преимущественно из молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом, в то время как на самом предприятии практически отсутствует возможность карьерного роста[23]. Следовательно, возникает противоречие между целями организации и потребностями отдельного работника, за тем неминуемо следует увольнение.
В свою очередь, ООО «Иксора Групп» испытывает определенные трудности с восполнением кадрового состава. Это связано с тем, что система отбора кадров ООО «Иксора Групп» - закрытая, кадры набираются в основном среди знакомых и родственников. В связи с этим испытательный срок как элемент кадровой политики практически не применяется. Процесс адаптации на исследуемом предприятии отсутствует, что также отрицательно сказывается на деятельности предприятия.
Кроме того, руководство ООО «Иксора Групп» обучение персонала проводит внутри предприятия и ориентирует своих работников на самообразование и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность. Все это вызывает известные проблемы и конфликты на рабочих местах - общее падение дисциплины, несоблюдение субординации и т.д.
Руководство принимает сотрудника на постоянной основе, не располагая, в сущности, ничем, кроме системы материального стимулирования, что могло бы удержать работника. Как было отмечено выше, повышение в должности как средство нематериального стимулирования не используется в ООО «Иксора Групп», отсутствуют такие социальные гарантии как оплата больничных и сверхурочных, отгулы. Вместе с тем, негативное стимулирование работника используется редко, выборочно и не систематично, что ведет к нивелированию используемых стимулов, ведь именно сочетание стимулов и анти-стимулов может дать положительный эффект в мотивации.
Таким образом, проанализировав методы и принципы ведения кадровой безопасности ООО «Иксора Групп», можно сделать вывод, что кадровая работа ведется спонтанно, и не систематично. Кадровая работа строится преимущественно без учета длительной перспективы и соответствующих прогнозов. Многие показатели движения, эффективности работы с кадрами не рассчитывались на предприятии ни разу.
Руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для организации характерно отсутствие средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Проанализировав соответствие кадровой работы со сложившимися на предприятии традициями, организационной культурой, мы пришли к выводу, что сотрудники не ощущают на себе проводимую ООО «Иксора Групп» политику управления кадрами. Не учитывается психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить исследования с целью изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую политику. И главное, необходимо провести меры по активизации персонала, его мотивации на труд.
Таблица 4
Выявленные недостатки кадровой безопасности ООО «Иксора Групп»
Недостатки |
Причины |
1. Текучесть кадров |
1. Низкая заработная плата; неудовлетворенность режимом и условиями работы; отсутствие социальных гарантий; отсутствие перспектив профессионального роста. |
2. Руководство никогда не занималось анализом причин увольнения персонала |
2. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций, которые стремится погасить любыми средствами, без попыток понять причины и возможные последствия. |
3. Возникает противоречие между целями организации и потребностями отдельного работника |
3. Прием на работу осуществляется преимущественно из молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом, в то время как на самом предприятии практически отсутствует возможность карьерного роста. |
4. Система найма персонала |
4. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность. Все это вызывает известные проблемы и конфликты на рабочих местах - общее падение дисциплины, несоблюдение субординации |
5. Кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий |
5. Руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала |
Таким образом, мы пришли к выводу, что на исследуемом предприятии необходимо совершенствовать кадровую безопасность.
2.3. Разработка рекомендации по совершенствованию кадровой безопасности
Целью предлагаемой нами политики кадровой безопасности является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями ООО «Иксора Групп», требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
В ходе совершенствования кадровой безопасности ООО «Иксора Групп» будем опираться на следующие аспекты:
- разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
- организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
- информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;
- финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
- политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).
Рекомендации по совершенствованию кадровой безопасностиООО «Иксора Групп» будем разрабатывать по таким кадровые процессам как (рисунок 2): Найм персонала, Адаптация персонала, Обучение и развитие персонала, Мотивация и стимулирование персонала.
Рис. 2. Совершенствование политики кадровой безопасности
1. Набор персонала.
Данный кадровый процесс необходимо начинать с прогнозирования и планирования персонала ООО «Иксора Групп». Основой прогнозирования потребности в персонале должны являться стратегия ООО «Иксора Г рупп», система целей в долгосрочной перспективе, ситуация на региональном рынке труда и результаты мониторинга персонала.
Планирование потребности в персонале на год осуществляется по структурным единицам ООО «Иксора Г рупп» с уточнениями в течение этого периода. Основой планирования численности и профессиональной структуры служащих, для расчета которой нет установленных нормативов, является описание рабочих мест или конкретизация функциональных обязанностей по каждой профессии (специальности).
Подбор менеджеров по закупкам и по продажам, а так же главного бухгалтера осуществляется преимущественно из внутренней среды. Подбор остальных работников осуществляется как из внешней, так и из внутренней среды.
Отбор на вакантные должности производится на основе собеседований и по результатам проведения тестирования. Тестирование проводится на основе открытости условий его проведения и объективности отбора и результатов.
Найм работников производится на основе письменного трудового договора. При найме работникам, как правило, устанавливается испытательный срок, окончательное решение о приеме в штат производится по результатам испытательного срока.
Целесообразно применить наиболее распространенный способ, используемый организациями малого и среднего бизнеса, испытывающими потребность в квалифицированных кадрах, но не обладающих финансовыми средствами для найма через кадровые агентства - это самостоятельный поиск работников. Такой поиск ведется через средства массовой информации (в том числе радио и телевидение), средства наружной рекламы (щиты, общественный транспорт), специализированные печатные издания, например «Из рук в руки», «Работа для Вас», путем размещения объявлений в отраслевых печатных изданиях, на специализированных сайтах в сети Internet. Анализ показал, что данные объявления, как правило, носят условный характер, но в то же время они должны быть составлены таким образом, чтобы иметь определенную привлекательность для потенциальных кандидатов. В них указывается, что имеются вакансии на определенные должности, представляются требования к кандидатам: образование, опыт работы, наличие дополнительных навыков, прочие.[24] Размер заработной платы при этом указывать нежелательно, так как это может «сыграть на руку» конкурентам.
Основная работа по составлению анкет, плана интервью и проведению собеседования с соискателями ведется исполнительным директором организации. Полномочия по составлению и размещению объявлений и первичному рассмотрению анкет могут быть делегированы администраторам торгового зала.
При приеме в организацию сторонних лиц, необходимо ввести и применять инструмент испытательного срока. Испытательный срок - традиционный способ, который используют все работодатели, чтобы определить профессиональную пригодность работника. Испытательный срок - идеальное средство проверить все, что интересует работодателя. За это время обычно можно ясно увидеть, как сотрудник будет вести себя в долгосрочной перспективе. Способности и склонности, особенности темперамента и мотивации проявятся у нового сотрудника достаточно быстро. Несмотря на естественное желание показать товар лицом, никто не сможет долго притворяться, играя «идеального себя».
В течение испытательного срока становится видно, как человек вписывается в принятые стандарты поведения, как он относится к опозданиям, к совместному времяпрепровождению, каков его стиль общения с клиентами.
Следующим шагом по систематизации кадровой работы можно рассматривать разработку программ адаптации персонала.
2. Адаптация персонала
Адаптация персонала на предприятии является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, подбору и найму персонала.[25]
В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключать ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.п.
Порядок адаптации может выглядеть следующим образом:
- ознакомление с фирмой, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком, социальными льготами и стимулами;
- беседа с руководителем;
- представление коллективу;
- инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;
- обучение по специальной программе;
- работа на своем рабочем месте.
Перечень основных проектных предложений отразим по блокам в таблице 1 (приложения 1). Предполагаемые факторы и источники эффективности от внедрения проектных предложений.
В процессе адаптации должны быть достигнуты:
- чувство причастности к делам предприятия фирмы;
- правильное понимание своих задач, должностных обязанностей;
- развитие навыка выполнения своих обязанностей;
- высокий уровень заинтересованности в улучшении дел на предприятии, фирме;
- понимание своей роли в успехе фирмы.
Вся работа по адаптации новых сотрудников предположительно станет обязанностью администраторов, и лишь контроль за результатами будет осуществлять коммерческий директор ООО «Иксора Групп».